С появлением этой машины военные сразу обратили на нее свое пристальное внимание. Автотехнику тут же стали использовать для решения самых различных задач.
Среди основных ее профессий было и проведение разведки. Вначале для этого применяли легкие 2-х или 3-местные бронеавтомобили. Но «производственная» практика выявила ряд серьезных недостатков таких «разведчиков». Одним из которых являлось невозможность экипажа проводить самостоятельные работы вне автомобиля. У каждого из них имелись свои обязанности по обслуживанию машины. Кроме того, на «бронике» не всегда удавалась близко подобраться к вражеским позициям и эффективно проводить наблюдения. Поэтому результаты таких рейдов не всегда оказывались полными. Военные специалисты в разных странах пришли к выводу, что надо что-то менять.
Но первыми поняли, что такой бронетранспортер должен также еще
перевозить специальную разведгруппу, иметь возможность ее эвакуации, а
в случае необходимости поддерживать солдат огнем – американцы. В начале
30-х годов прошлого столетия руководство Военного департамента США
приняло решение о закупке полноприводных Scout Car
(автомобилей-разведчиков) более известных в обиходе как просто «скауты».
Первые американские специальные автомобили для разведки появились в
1933 году. Именно тогда фирма White Motor Company выпустила прототип
будущего бронеавтомобиля на шасси 1,5-тонного коммерческого грузовика
White-Indiana колесной формулы 4х4. Эта модель, получившая название Т7,
представляла собой легкий бронетранспортер. После проведения всех
необходимых испытаний ее приняли на вооружение под обозначением Scout
Car M1. В 1934 году в 1-й и 13-й бронекавалерийские батальоны,
располагавшиеся в Форт-Нокс в штате Кентукки, получили 76 единиц
бронетехники.
Новая машина представляла собой 2-осный автомобиль с открытым сверху корпусом с лобовой броней 12,7 мм. Для защиты от пуль и осколков снарядов он имел кормовую и бортовую броневую защиту соответственно 7,62 и 6,35 мм. Для введения эффективного огня по противнику предназначались четыре пулемета марки Browning – два крупнокалиберных M2 калибра 12,7 мм, располагавшиеся в передней части корпуса, и еще два 7,62-миллиметровых M1919A4 по бортам.
Двигателем для М1 служил 75-сильный 6-цилиндровый карбюраторный Hercules L рабочим объемом 4,6 л.
Спустя несколько лет на смену М1 пришла модель М2. Ее прототип под названием Т9 разработала уже другая компания Corbitt & Co из Северной Каролины. Как и предшественница, она тоже располагалась на шасси коммерческого грузовика. И если компоновка «двойки» осталось такой же, как и у предшественницы, то вооружение ее сократилось до двух бортовых пулеметов М1919А4. Произошла также и замена мотора на более сильный 8-цилиндровый Lycoming New Corbitt Eight мощностью в 95 л. с.
А потом появились модернизированные варианты М2 – М2А1 с рельс-шиной, охватывающей по периметру весь броневой кузов и предназначенной для перемещения пулеметов; самоходный миномет Т5Е1, в кузове которого располагался миномет калибра 4,2 дюйма.
В 1935 году в процесс изготовления автомобилей-разведчиков включилась еще одна американская фирма Marmon-Herrington из Индианаполиса. Она изготовила авторазведчик А7SCA, аналогичный М2. Оснащенная 8-цилиндровым двигателем Ford V8 мощностью в 75 л. с., модель не заинтересовала военных. А вот другой машине этой компании – Т13, располагавшейся на шасси однотонного Ford-Marmon-Herrington, повезло больше. 38 таких единиц бронетехники заказала Национальная гвардия США.
Соперничество автопроизводителей продолжалось и дальше. Вновь о себе заявила White. Она выпустила модернизированную версию БТР с 5-литровым мотором Hercules JXD в 110 «лошадок» с броневым листом, расположенным перед радиатором под наклоном для повышения пулестойкости. Под названием М3 ее приняли на вооружение и изготовили за два года 64 штуки. Все они поступили на службу в 13-й кавалерийский полк 7-й механизированной бригады. А с учетом эксплуатации фирма выпустила модернизированную версию – М3А1. Она имела такое же «сердце», развивала на шоссе скорость до 88 км/ч и обладала запасом хода по топливу, который составлял 360 км. Толщина брони у нее – от 12,7 мм (лобовая) до 6,35 мм (вся остальная). С помощью специальной конструкции два пулемета машины М1919А4 и М2 калибра 7,62 и 12,7 м имели возможность перемещаться вдоль всего периметра корпуса. А их боекомплект располагался в двух ящиках по бортам кузова. В Советском Союзе на них устанавливали «максимы».
Первые такие бронетранспортеры были выпущены в Соединенных Штатах в 1941 году. Их производство прекратилось в 1944 году. К этому моменту заокеанская военная промышленность выпустила около 21 000 экземпляров.
«Скауты» также использовались как автотягачи 37-миллиметровых противотанковых орудий, в качестве штабных и санитарных машин и др.
М3А1 поставлялись и странам-союзникам, участвовавшим во Второй мировой войне, в том числе и СССР.
На Родине автомобили-разведчики стояли на службе до осени 1947 года. А потом началось их победное шествие по странам и континентам. Они служили в армиях Франции и государств Латинской Америки, воевали в Индокитае и в Алжире. Часть из них переоборудовали в бронедрезины.
Во время войны за независимость израильтяне часть таких бронеавтомобилей модернизировали, закрыли открытую часть и установили вращающуюся башню с немецким пулеметом МG 34. А второй пулемет они расположили в лобовом листе корпуса справа от водителя.
Интересный факт. Чуть позже, в 1957 году, они стояли на вооружении Югославского контингента ООН, находившегося на Синае.
Эксплуатировались «американцы» до 70-х годов прошлого века и даже немного дольше.
P.s. Влияние Scout Car сказалось и на бронетранспортерах, выпущенных в более позднее время. Так, черты этой зарубежной бронетехники можно найти и в отечественном БТР-40.
Юрий ВЛОДАВКИЙ.
В статье использованы материалы периодической печати и архивы автора.
Фото автора.