Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Бронетранспортер для разведки

Бронетранспортер для разведкиС появлением этой машины военные сразу обратили на нее свое пристальное внимание. Автотехнику тут же стали использовать для решения самых различных задач.

Среди основных ее профессий было и проведение разведки. Вначале для этого применяли легкие 2-х или 3-местные бронеавтомобили. Но «производственная» практика выявила ряд серьезных недостатков таких «разведчиков». Одним из которых являлось невозможность экипажа проводить самостоятельные работы вне автомобиля. У каждого из них имелись свои обязанности по обслуживанию машины. Кроме того, на «бронике» не всегда удавалась близко подобраться к вражеским позициям и эффективно проводить наблюдения. Поэтому результаты таких рейдов не всегда оказывались полными. Военные специалисты в разных странах пришли к выводу, что надо что-то менять.

Но первыми поняли, что такой бронетранспортер должен также еще
перевозить специальную разведгруппу, иметь возможность ее эвакуации, а
в случае необходимости поддерживать солдат огнем – американцы. В начале
30-х годов прошлого столетия руководство Военного департамента США
приняло решение о закупке полноприводных Scout Car
(автомобилей-разведчиков) более известных в обиходе как просто «скауты».

Первые американские специальные автомобили для разведки появились в
1933 году. Именно тогда фирма White Motor Company выпустила прототип
будущего бронеавтомобиля на шасси 1,5-тонного коммерческого грузовика
White-Indiana колесной формулы 4х4. Эта модель, получившая название Т7,
представляла собой легкий бронетранспортер. После проведения всех
необходимых испытаний ее приняли на вооружение под обозначением Scout
Car M1. В 1934 году в 1-й и 13-й бронекавалерийские батальоны,
располагавшиеся в Форт-Нокс в штате Кентукки, получили 76 единиц
бронетехники.

Модель Скаута в масштабе 1 к 35

Новая машина представляла собой 2-осный автомобиль с открытым сверху корпусом с лобовой броней 12,7 мм. Для защиты от пуль и осколков снарядов он имел кормовую и бортовую броневую защиту соответственно 7,62 и 6,35 мм. Для введения эффективного огня по противнику предназначались четыре пулемета марки Browning – два крупнокалиберных M2 калибра 12,7 мм, располагавшиеся в передней части корпуса, и еще два 7,62-миллиметровых M1919A4 по бортам.

Двигателем для М1 служил 75-сильный 6-цилиндровый карбюраторный Hercules L рабочим объемом 4,6 л.

Спустя несколько лет на смену М1 пришла модель М2. Ее прототип под названием Т9 разработала уже другая компания Corbitt & Co из Северной Каролины. Как и предшественница, она тоже располагалась на шасси коммерческого грузовика. И если компоновка «двойки» осталось такой же, как и у предшественницы, то вооружение ее сократилось до двух бортовых пулеметов М1919А4. Произошла также и замена мотора на более сильный 8-цилиндровый Lycoming New Corbitt Eight мощностью в 95 л. с.

А потом появились модернизированные варианты М2 – М2А1 с рельс-шиной, охватывающей по периметру весь броневой кузов и предназначенной для перемещения пулеметов; самоходный миномет Т5Е1, в кузове которого располагался миномет калибра 4,2 дюйма.

В 1935 году в процесс изготовления автомобилей-разведчиков включилась еще одна американская фирма Marmon-Herrington из Индианаполиса. Она изготовила авторазведчик А7SCA, аналогичный М2. Оснащенная 8-цилиндровым двигателем Ford V8 мощностью в 75 л. с., модель не заинтересовала военных. А вот другой машине этой компании – Т13, располагавшейся на шасси однотонного Ford-Marmon-Herrington, повезло больше. 38 таких единиц бронетехники заказала Национальная гвардия США.

Соперничество автопроизводителей продолжалось и дальше. Вновь о себе заявила White. Она выпустила модернизированную версию БТР с 5-литровым мотором Hercules JXD в 110 «лошадок» с броневым листом, расположенным перед радиатором под наклоном для повышения пулестойкости. Под названием М3 ее приняли на вооружение и изготовили за два года 64 штуки. Все они поступили на службу в 13-й кавалерийский полк 7-й механизированной бригады. А с учетом эксплуатации фирма выпустила модернизированную версию – М3А1. Она имела такое же «сердце», развивала на шоссе скорость до 88 км/ч и обладала запасом хода по топливу, который составлял 360 км. Толщина брони у нее – от 12,7 мм (лобовая) до 6,35 мм (вся остальная). С помощью специальной конструкции два пулемета машины М1919А4 и М2 калибра 7,62 и 12,7 м имели возможность перемещаться вдоль всего периметра корпуса. А их боекомплект располагался в двух ящиках по бортам кузова. В Советском Союзе на них устанавливали «максимы».

Первые такие бронетранспортеры были выпущены в Соединенных Штатах в 1941 году. Их производство прекратилось в 1944 году. К этому моменту заокеанская военная промышленность выпустила около 21 000 экземпляров.

«Скауты» также использовались как автотягачи 37-миллиметровых противотанковых орудий, в качестве штабных и санитарных машин и др.

М3А1 поставлялись и странам-союзникам, участвовавшим во Второй мировой войне, в том числе и СССР.

На Родине автомобили-разведчики стояли на службе до осени 1947 года. А потом началось их победное шествие по странам и континентам. Они служили в армиях Франции и государств Латинской Америки, воевали в Индокитае и в Алжире. Часть из них переоборудовали в бронедрезины.

Во время войны за независимость израильтяне часть таких бронеавтомобилей модернизировали, закрыли открытую часть и установили вращающуюся башню с немецким пулеметом МG 34. А второй пулемет они расположили в лобовом листе корпуса справа от водителя.

Интересный факт. Чуть позже, в 1957 году, они стояли на вооружении Югославского контингента ООН, находившегося на Синае.

Эксплуатировались «американцы» до 70-х годов прошлого века и даже немного дольше.

P.s. Влияние Scout Car сказалось и на бронетранспортерах, выпущенных в более позднее время. Так, черты этой зарубежной бронетехники можно найти и в отечественном БТР-40.

Юрий ВЛОДАВКИЙ.

В статье использованы материалы периодической печати и архивы автора.
Фото автора.

Добавить комментарий

0
Вот это цифра