Броневики для банков

0
Всего просмотров:

Малоизвестные профессии МАЗов. СА-4,0 и СА-7,5 – автомобили для перевозки ценностей

Броневики для банков
СА-7,5

ПРЕДИСТОРИЯ

На протяжении долгого периода времени в СССР не занимались изготовлением спецавтомобилей для перевозки ценностей. В них не было необходимости. Поэтому все ограничивалось созданием экспериментальных образцов, которые так и не пошли в производство. Но наступил момент, когда такая автотехника Советскому Союзу потребовалась. Это случилось в 80-годы прошлого века, когда в стране начались структурные реформы банковской системы и с участившимися нападениями на инкассаторов. И тут выяснилось, что подобных отечественных моделей “броневиков” нет. Пришлось обратиться к зарубежным компаниям, имевшим большой опыт в разработке подобных конструкций. Тогда же были разработаны первые стандарты. К моменту распада Страны Советов появились и советские (российские) машины.

ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ “БРОНЕВИКОВ”

С проблемой отсутствия специальных автотранспортных средств для инкассаторской службы столкнулась  Республика Беларусь после провозглашения своей независимости. Решить возникший дефицит взялись специалисты Минского Научно-исследовательского республиканского унитарного предприятия “НИИ средств автоматизации”.

В 90-е годы XX столетия прошлого века, когда распался Советский Союз, большинство отечественных предприятий вынуждены были искать новые направления производственной деятельности. С таким же нелегким выбором столкнулось столичное УП “НИИСА”, нынешнее ОАО “АГАТ-системы управления”.

Возникла идея создания спецавтомобилей, предназначенных для межбанковской перевозки больших партий ценностей или денежной массы.

Проанализировав рынок спецавтотехники и проконсультировавшись с потенциальными потребителями, которыми стали специалисты Национального банка Республики Беларусь и коммерческих финансовых структур, будущие производители пришли к выводу, что требуется бронированная машина, рассчитанная на перевозку большого количества груза более 7 т). Был сформулирован перечень технических требований к ней в соответствии с республиканскими стандартами. Предписывалось разработать модель, вместимостью пять человек (два члена экипажа в кабине и еще трое – в дополнительном отсеке охраны), оснащенную системой кондиционирования воздуха, радиосвязью и другим специальным оборудованием.

В 1992 году начались работы по уточнению и согласованию техдокументации на специальный автомобиль, получивший по своей грузоподъемностью 7,5 т, название  СА-7,5. А 24 апреля 1993 г. появилось техзадание на него. Вполне естественно, по согласованию с заказчиками, что в качестве базового шасси будущие изготовители выбрали грузовик производства  Минского автозавода. Согласно ТЗ он должен был быть серийно выпускаемым на предприятии.

За основу агатовцы взяли шасси 3-осный МАЗ-6303, колесной формулы 6х4. В процессе работы они  получили разрешение на посещение автозавода. В свою очередь, автозаводцы при необходимости также могли посетить цеха УП “НИИСА”.

“Согласно договоренности при создании нашей спецавтотехники мы не должны были менять ходовую часть у МАЗов”, – рассказал корреспонденту “АД” один из разработчиков СА-7,5, а ныне зам.начальника отдела ОАО “АГАТ-системы управления” Юрий Андреев.

Стороны согласовали дополнительный договор, по которому механизм опрокидывания утяжеленной кабины разработали конструкторы автомобильного завода. Возникла проблема, как забронировать. Все дело в том, что все бронированные детали укладывались между стенами и штатными обивками, приборной панелью, блоком педалей и т.д.

“И нам было важно пройти весть путь создания кабины от сварки корпуса до ее окончательной сборки, чтобы идеально вписаться в конструкцию”, – объяснил Юрий Андреев.

Так как собственного производства бронедеталей и пулестойких стекл в нашей республике не было, по заказу белорусов их изготовили россияне. В конце мая 1994 г. продукция из соседней страны поступила в Беларусь.

Сборку спецавтотехники производил Дзержинский электромеханический завод. Модель представляла собой 3-осную 5-местную машину, полной массой 24,5 т и грузоподъемностью 8,5. Она могла развивать скорость до 100 км/ч и имела основной штатный и дополнительный топливные баки, вместимостью соответственно 500 и 350 л.

В базовую комплектацию СА-7,5 входили бронирование кабины и отсека охраны в фургоне, бронированная перегородка со сдвижной дверью между отсеком охраны и грузовым, бойницы под АК рядом со смотровыми окнами в количестве 5 штук, столик в отсеке охраны, держатели для оружия и пр. По желанию потребителей, дополнительно устанавливались радиостанция и кондиционер в кабине и отсеке охраны.

Приемочные испытания первых двух “броневиков” для инкассаторской службы продолжались несколько месяцев и завершились 25 декабря 1994 года.

С учетом полученного опыта было принято решение на разработку на модификацию автомобиля меньшей грузоподъемности – более 4 тонн. В июне 1995 года появилось техзадание на модификацию СА-4,0. Базой для нее стала еще одна серийная модель производства Минского автозавода – 2-осный МАЗ-53363, колесной формулы 4х2. После завершения всех работ спецавтомобиль представлял собой 16,5-тонную конструкцию, имевшую г.п. 4,6 т. Эта машина развивала скорость до 100 км/ч и оснащалась основным и дополнительным топливными баками, вместимостью  по 350 л каждый. По своей комплектации и численности экипажа она ничем не отличалась от предшественницы.

Броневики для банков
Спецавтомобиль СА-4,0

Испытания СА-4,0 и СА-7,5 проводились как у производителя, так и у потребителей. Они завершились в конце декабря 1995 года, и спецавтомобили получили ”путевки в жизнь”. Большой период времени, прошедший от создания до внедрения, был связан с насыщенной программой исследований и с необходимостью подстраиваться под графики сторонних организаций.

На одной из специализированных выставок, проходивших в конце 90-х в Минске, среди экспонатов был представлен бронеавтомобиль СА-4,0.

К сожалению, по ряду объективных и субъективных причин инкассаторские “броневики” в массовое производство не пошли. Все ограничилось штучными экземплярами. По некоторым данным несколько лет назад их последние представители были списаны на металлом.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Автор выражает благодарность за предоставленные материалы зам.начальника отдела ОАО “АГАТ-системы управления” Юрию Андрееву

Фото автора и ОАО “АГАТ-системы управления”