Не все знают, что рядом с заправочной станцией группы компаний «А-100», расположенной на Боровой, находится музей. В его закрытом помещении проводятся различные мероприятия, в том числе и акции «Ночь музеев». Внутри собрано много интересных экспонатов, среди которых – ретро автомобили и трактора. Все они на ходу. Эта коллекция постоянно пополняется. Скоро к ним добавится еще один уникальный экземпляр – самосвал МАЗ-205 производства Минского автозавода.
С этой модели в 40-е годы прошлого века началась производственная деятельность ОАО «МАЗ» и история белорусского автопрома. К сожалению, на сегодняшний день едва ли найдется несколько экземпляров таких грузовиков, сохранившихся в Республике Беларусь. А самый известный из них установлен на постаменте возле главной проходной родного предприятия.

И вот благодаря стараниям руководителя ГК «А-100» Александра Центера и его сотрудников в нашей стране появился еще один редкий представитель первого поколения «автоветеранов».
Реставрация «железного автозаводца»
Увы, но история «жизни» данного самосвала МАЗ-205 неизвестна. Судя по его родной оранжевой окраске, машина эксплуатировалась на севере Советского Союза.
«Такие самосвалы автозаводцы окрашивали в два цвета: зеленый – основной, и оранжевый – для северных регионов СССР», – отметил начальник транспортной службы АЗС «А-100» и руководитель реставраторов Сергей Талай. На протяжении шести лет он со своими подчиненными занимается реставрацией ретро техники. Восстановление МАЗ-205 – это для них уже 4-й подобный проект.
Данный автомобиль привезли в Минск из Российской Федерации в ноябре прошлого года. Увы, но его внешний вид и техническое состояние были далеки от идеального. Многие узлы и агрегаты отсутствовали. В декабре после первичного осмотра было принято решение о возвращении самосвала к жизни. И началось практическое осуществление задуманного. Для этого потребовалась чертежная документация на автосамосвал. Специалисты компании съездили на Минский автомобильный завод. Но необходимых чертежей на предприятии не оказалось. Позже их нашли в фондах Национального технического архива.
Вначале сняли кузов. Он находился в плохом состоянии. Поэтому решили заменить его на новый. К изготовлению приступило одно из минских предприятий, занимающееся металлообработкой и металлоконструкциями. В ближайшее время новодел доставят заказчику. Будет заменен и родной подрамник.


«Основу кабины машины составлял деревянный каркас, на который с помощью саморезов устанавливалось оперение из жести», – объяснил руководитель реставрационной группы.
Деревянная основа сгнила, и теперь вместо нее в автохозяйстве делают новую. Созданием необходимого оперения занимается то же столичное СП, что изготавливает кузов. И согласно заводской технологии потом соберут все вместе Для этого в новодельных листах минчане выполнят отверстия под крепления. Также установят сохранившиеся оригинальные капот и крылья, которые в настоящее время ремонтируются. В завершении процесса всю конструкцию покрасят.



Оставят прежнюю приборную панель. Реставраторам предстоит привести все приборы в рабочий вид. Большинство из них сохранились автозаводского производства, но некоторые в ходе эксплуатации заменили на приборы от машин других марок.
«Многие элементы заменялись и реставрировались еще до нас. Поэтому мы решили их сохранить после восстановления ретро автомобиля», – поведал начальник транспортной службы АЗС «А-100». В их числе педали, подножки, бак и пр. Неродные также сидения водителя и пассажира. Но их ранее восстановили и им не требуется ремонт, поэтому вернут на прежнее место.
К счастью, осталась рама. На ней только устранили трещины и убрали ржавчину. Прежний двигатель плохо заводился, не устойчиво работал и не развивал мощности. Имелись и многочисленные подтеки. Мотору нашли замену в «лице» аналогичного силового агрегата, приобретённого в хорошем состоянии и прошедшем техническое обслуживание. Также пришлось заменить руль.

От родной комплектации сохранились и диски, а обувкой для них послужила современная белорусская резина производства ОАО «Белшина», внешне очень напоминающая оригинальную.

Уже скоро после завершения всех реставрационных работ МАЗ-205 вновь сможет самостоятельно передвигаться, как в годы своей молодости.
P.s. Грузовик вновь покрасят в оранжевый цвет. В таком виде он займет свое достойное место среди других музейных экспонатов и будет радовать не только сотрудников группы компаний «А-100», но и посетителей музея.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и из музея ОАО “МАЗ”
Автор выражает благодарность за предоставленне материалы и консультации начальнику транспортной службы АЗС «А-100» Сергею Талаю.