Предфинальный этап чемпионата и первенства РБ 2011 по автокроссу прошел в минувшие выходные в Орше.
Две недели миновало с прошлого этапа турнира, имевшего место в Гродно. Тогда спортсмены пересекли экватор чемпионата (два этапа уже позади – еще два оставалось). В минувшие выходные кроссовый караван передвинулся с запада Беларуси на север. Это означало, что до наград и титулов по итогам всего летнего сезона гонщикам осталось сделать всего-то один шаг.
Под желтыми флагами обгонять… можно!
Трасса в Орше впервые принимала гонку ранга чемпионата и первенства Беларуси. До этого, напомним, петляющие грунтовые дорожки находились в полном владении мотокроссменов. Лишь в прошлом году, немного доработав конфигурацию, на оршанскую петлю наконец-то выпустили и автогонщиков. Та сентябрьская «гонка-открытие» (которая, к слову, не входила в рамки чемпионата) запомнилась в первую очередь феноменальной болельщицкой аудиторией, неистово поддерживающей спортсменов-уроженцев Орши. Пожалуй, именно в той гонке начался подъем местного спортсмена Павла Папкова из пучин пелетона к местам на подиуме.
В этом сезоне оршанец продолжает восхождение. К примеру, на втором этапе чемпионата в Гродно он с легкостью выиграл оба заезда, чем вызвал подозрение у соперников в соответствии ТТ двигателя своего VW Golf. На «вскрытие» Павел не согласился (зато предлагал альтернативный вариант – опломбирование двигателя до следующей гонки с последующей экспертизой уже там – прим. автора) – и из победителя этапа он превратился во «внезачетного» спортсмена: все заработанные очки были аннулированы. Узнав о таком решении судейской коллегии, Папков пригрозился всем своим недоброжелателям разгромом на домашней гонке в Орше.
Тотального доминирования не получилось: первый заезд в классе «Д1» местный спортсмен завершил на третьей позиции. Однако по ходу гонки он стал главным свидетелем тотального судейского разгильдяйства (или наплевательского отношения к безопасности).
Спорный эпизод, вызвавший бурю негодования у спортсменов, был предельно прост: Александр Сачук и Иван Русских в зоне действия желтых флагов предельно жестко обошли кругового Сергея Альхименко. Вся соль ситуации в том, что круговому синих флагов (сигнализирующих о том, что его догнали лидеры и он обязан уступить им дорогу – прим.автора) показано не было. Значит, Сергей вроде бы как боролся за позицию – ведь откуда ему знать, что прямо за ним лидеры заезда?
Как известно, обгон в зоне действия желтых флагов строжайше запрещен во всех мировых чемпионатах. По всей планете – но только не в Беларуси: главный судья заявляет, что синий флаг круговому он показывал (когда умудрился – непонятно; ведь за его действиями внимательно следили представители команд! – прим. автора), а опережение кругового в зоне действия желтых флагов – это, знаете ли, не нарушение. Следовательно, ДОСААФовские гонщики оштрафованы быть не могут!
Интересно, что впоследствии участник инцидента Иван Русских становится победителем этапа в классе «Д1» (Александр Сачук словил «крышу» в одном из последних поворотов). А вот о подаче протеста его оппоненты задумались только после окончания первого соревновательного дня. Но тогда срок оспаривания и рассмотрения эпизодов уже истек. Поезд, как говорится, ушел…
Переведя дух от разбирательств, отметим езду другого оршанского спортсмена. Этот молодой гонщик лишь в прошлом году впервые сел за руль кроссовой «восьмерки». А уже этим летом, во втором заезде класса «Д1», он активно «грел» в борьбе за первую позицию действующего чемпиона Беларуси по зимним трековым гонкам Сергея Выдронка! Речь идет о Николае Шараеве. Гонщик целый уикенд творил чудеса.
В квалификации он показывал времена на уровне лидеров класса, а по итогам двух гоночных заездов быстрее и стабильнее него оказались лишь вышеупомянутые Иван Русских и Сергей Выдронок! Для Шараева это первый подиум в кроссовой карьере. Именно поэтому спортсмен на радостях бросился обливать всех шампанским – первое попадание на пьедестал, да еще и на домашней трассе – феноменально!
Медвежья услуга
Проблема толковых комментаторов в белорусском автоспорте – едва ли не одна из самых важных при улучшении инфраструктуры соревнований. Уж сколько раз твердили: нужны адекватные, задорные комментаторы, которые владеют темой и вниманием публики. Но… традиционно все сводится к «доморощенным» в ДОСААФ людям с микрофоном, которые кроме фразы «замечательные они ребята», кажется, больше ничего и сказать-то толком не может.
Помнится, мы уже встречались с этим колоритным персонажем полтора года назад в Витебске, на открытии автокроссового сезона-2010. Ныне же «любитель витебских спортсменов из Смоленска» (фраза записана в точности, как была произнесена «комментатором» – прим. автором) предпочитал отсиживаться под тентом в уголке стартовой решетки, из-за чего товарищ не видел происходящее на трассе. К примеру, он активно зазывал на старт участников, грозно командуя, что до начала заезда осталось 35 секунд! Однако то, что на трассе во втором повороте (!) находится грейдер, который только выехал подровнять покрытие и покинет его не раньше, чем через минут пять, никого не волновало. А мы еще рассуждаем об обгонах под желтыми флагами…
Не меньших нареканий вызывает система с озвучиванием результатов. Ее попросту…нет. Т.е. спортсмен, финишировавший ниже третьего места, узнает о том, какую позицию он занял, лишь через месяц, когда итоговые протоколы соизволят выложить на официальном сайте БАФ. Оперативно, что и говорить.
Наконец, сама система начисления очков. В минувшие выходные поучаствовать в кроссе приехал гость из Смоленска Виталий Якунченков. Спортсмены из России часто приезжают к нам не только себя показать, но и уровень наших соотечественников немного подтянуть. Ведь не секрет, что россияне на данный момент все же быстрее белорусов (но не всех). Однако не все из них могут выступать в зачете чемпионата РБ – нужна лицензия, выданная нашей Федерацией, либо открепление от РАФ. Якунченков же не сделал подобных манипуляций и выступал вне зачета. Но при этом пилот прекрасно поборолся с нашими гонщиками. В особенном напряжении смоленчанина держал витеблянин Андрей Григорьев – он даже смог обогнать Виталия в споре за лидерство в заезде! Сказка продолжалась недолго – белоруса подвел ШРУС и россиянин умчался к победе. Но раз Виталий выступает вне зачета, то его очки должны перейти к тому, кто занял второе место и борется непосредственно в чемпионате. И тут возникает парадокс: очки не «сдвигаются», а начинают начисляться так, будто 40 очков за победу вообще не существует. Вместо этого победитель де-факто получает баллы за 2-е место (второй – за третье место и т.п.). Для кого в таком случае писан закон (читай: регламент)?
Надеемся, что финальный этап в Новолукомле (30-31 июля) заставит нас говорить о произошедшем именно на трассе, а не в судейских кулуарах. Тем более что статус гонки (финал чемпионата – прим. автора) обязывает. Остается лишь добавить, что в ближайшем номере наши читатели смогут узнать впечатление о прошедших баталиях от призеров оршанского этапа. Следите за публикациями!
Класс «Д1-Юниор»
Пилот |
Ст.№ |
Организация |
|
1 |
Глеб Демещенко |
43 |
Газавтосистем |
2 |
Михаил Васильев |
27 |
Смоленск |
3 |
Иван Жарков |
6 |
ДОСААФ Гродно |
Класс «Д1»
Пилот |
Ст.№ |
Организация |
|
1 |
Иван Русских |
23 |
РУСЦ ДОСААФ Минск |
2 |
Сергей Выдронок |
25 |
РУСЦ ДОСААФ Минск |
3 |
Николай Шараев |
46 |
ПМК-266 Орша |
Класс «Национальный»
Пилот |
Ст.№ |
Организация |
|
1 |
Виталий Якунченков |
111 |
Газавтосистем |
2 |
Олег Захаренков |
87 |
Газавтосистем |
3 |
Юрий Гуцалюк |
9 |
РСТК «Заря» Минск |
Класс «Д2»
Пилот |
Ст.№ |
Организация |
|
1 |
Сергей Купцов |
34 |
Газавтосистем |
2 |
Эдуард Шелег |
47 |
Газавтосистем |
3 |
Павел Папков |
98 |
Орша |
Класс «Д3-Спринт»*
Пилот |
Ст.№ |
Организация |
|
1 |
Михаил Христодоров |
83 |
Пос. Красное |
2 |
Александр Фроленков |
99 |
Пос. Красное |
3 |
Виктор Когтенев |
77 |
Смоленская область |
* — Эта категория выступала вне зачета чемпионата РБ.
Фото автора.