Предложение взять на тест Mazda 3 четвертого поколения совпало поездкой на очередной этап соревнований по джимхане, проводимой редакцией «Автодайджеста» в Полоцке и Витебске.
Все говорило о том, что поездка даст возможность в полной мере оценить автомобиль, ведь общий пробег составлял около 700 км. Кроме того, была прекрасная возможность опробовать автомобиль как на скоростной трассе, так и оценить управляемость автомобиля при езде по фишкам, расставленным для соревнований. Со мной в поездку поехал мой друг и инструктор школы контраварийной подготовки Сергей Краюшкин, который тоже смог оценить автомобиль в разных условиях эксплуатации.
По одежке встречают
Это правда! Иногда люди покупают автомобиль не из практичных соображений, а для того, чтобы коллеги сказали: «Вау!» Дааа… дизайн новой Мазда 3 уж точно не оставит никого равнодушным. Хэтчбэк, предоставленный для теста, имеет свой фирменный цвет Soul Red, который только подчеркивает спортивный и агрессивный вид Mazda 3. Очень удачное цвета и форм, в сочетании с большими колесами 215/45 R18 производят впечатление полной гармонии.
Честно говоря, я не приверженец японских автомобилей, а вот музыкальные инструменты, побывавшие в моих руках- бас- гитары ARIA PRO II SB 1000, Ibanez RB650 Roadstar до сих пор вспоминаю с особой теплотой… Но Мазда 3 меня зацепила, хотелось побыстрее забраться в салон и оценить ее возможности. Вид спереди придает автомобилю не только агрессивность и спортивность, он, разработанный в фирменном стиле KODO, реально делает автомобиль завораживающим, заставляющим оборачиваться на него в дорожном потоке. Если бы не обрушившийся рынок с кроссоверами по доступным ценам, то Мазда 3 могла легко конкурировать на рынке. Но времена меняются, и сегодня основная часть населения покупает новые, но недорогие автомобили. В этом плане французский автопром сделал ставку на минимальную маржу в продажах, довольно быстро обновляющийся модельный ряд и заполонил республику своими предложениями… Правда, сделано умно- отыгрываются потом на сервисе. У японцев нет таких предложений и приходится искать своего покупателя за счет качества сборки, оригинального дизайна, передовых технологий. «Гольф- класс», к которому принадлежит и Мазда 3, сегодня перестал быть востребован в таких объемах, как еще лет 5 назад. Завоевать своего покупателя одной надежностью становится сложно. А вот безопасность- фактор, за который люди готовы платить дополнительные деньги! Именно он, в сочетании с внешним видом и своей философией готов притягивать покупателя.
Коротко о главном
На тест досталась Мазда с АКП и двигателем Skyactiv –G объемом 1.5 литра. Его мощность- 120 л.с., что для небольшого автомобиля, казалось, вполне достаточно. Японцы, решили идти своим путем, подняв в двигателях степень сжатия до 14, применив технологии, взятые из автоспорта, чтобы не уменьшать кубатуру двигателя и соответствовать нормам Евро- 6. В то время как многие производители пошли путем уменьшения объема двигателя, но стали применять наддувы, Мазда пошла своим путем. Ведь и роторные двигатели этого производителя, в свое время вызвали фуррор. Но, как известно, если где- то усиливать, то надежность может упасть. Будет ли Skyactiv –G надежен и какова стоимость его ремонта? – Этот вопрос пока остается открытым. Крутящий момент двигателя практически такой же как у Лада Веста- 150 н/м. Но как быстро будет разгоняться автомобиль в тандеме с шести ступенчатой АКП от Aisin? Понятно, что она вполне надежна, но инженеры настроили ее еще и на более быстрый отклик, и раннюю блокировку трансформатора. Есть подрулевые лепестки, хотя выбор передачи селектором тоже можно делать. Для пересевших с МКПП это будет более привычно. Переключение передач, как на BMW — повышение передачи — к себе, понижение – вперед. Производитель заявляет 12,4 сек разгон до сотни… Не убедительно! Как- то не сходится с внешним видом.
Внесены изменения в заднюю подвеску- вместо привычной многорычажки используется балка. Это делает подвеску более простой и надежной. Кроме того, это уменьшило дорожный шум в салоне — вместо шести опорных точек, балка подвешена на двух массивных сайлентблоках, которые заметно крупнее стандартных. При этом я не заметил ухудшения управляемости. Клиренс составляет всего 135 мм, что придает спортивности, но уменьшает практичную сторону автомобиля.
Багажник 295 литров, что данного типа кузова вполне приемлемо. В багажнике разместилась докатка, вместе с дорожным набором инструмента. Хорошо дополняют практичности автомобилю Led- фары и задние Led- фонари. Хорошо проработана аэродинамика кузова и внешних деталей, что также снизило шум в салоне. А сам салон приятно удивил качественным мягким материалом передней панели, а не дешевой пластмассой.
Но применение местами кожзама с тонким слоем поролона, на мой взгляд- не самое практичное решение. Во, первых, в случае случайного касания предмета с острыми краями, виниловый кожзам разлезется и будет резать глаз. Во- вторых, его применение подсказывает, что это не премиум – класс… Так что, как говорят в Одессе, «чтобы ты так доехал, как заплатил»…
Но, что очень понравилось в автомобиле- это сиденья! Я, конечно, говорю о передних, так как сзади ездить не привык. При довольно длительной поездке, не почувствовал никакой усталости. У передних сидений хорошая боковая поддержка, удобные электрорегулировки, качество обивки на уровне!
Удобнейший большой подлокотник со сдвижной крышкой. Он и удобен в пользовании и хорош для разного рода мелочей. Там же есть и USB – разъем.
Регулировка руля не вызывает вопросов- диапазон продольной регулировки руля расширен до 70 мм. С ростом за 180 см легко подобрать оптимальное положение, чтобы не уставать в дальней поездке и оперативно реагировать на изменение дорожной ситуации.
Сам трехспицевый руль удобен по сечению и насыщен кнопками управления аудиосистемы и других показателей, отражаемых на щитке приборов и большом центральном дисплее, который размещен достаточно высоко, чтобы не отвлекать взгляда от дороги. Пассивная безопасность здесь в тренде! Об этом говорит и вынос отражения показателей скорости, навигации на лобовое стекло. Удобнейшая вещь! Оценил по достоинству! Впервые, на Мазде появилась коленная подушка безопасности водителя! Создается впечатление, что производитель сменил курс имиджа марки с драйверского на более спокойный, который вселяет уверенность и безопасность.
На задних сиденьях легко вмещаются 2 взрослых человека, даже если рост тоже за 180 см. Вполне возможно, что сказалось увеличение колесной базы на 25 мм. Но особого комфорта там не испытываешь, особенно глядя в узкие «бойницы» задних затемненных стекол. В свою очередь это создает некий уют в салоне, когда лишний свет не отвлекает от дороги.
Поехали!
Поездка в Полоцк была ранней, когда еще довольно прохладно на улице. Сажусь, нажимаю кнопку пуска двигателя и из трубы слышен легкий баритон. Вдруг ощущаю, что руль с подогревом и стало приятно на душе, как Мазда заботится о своем владельце… Комфорт в салоне начинается с удобной посадки, когда ничего не нервирует и не мешает, а тут еще подогрев и съедающие внутренний объем темные стекла… Багажник набиваю необходимым для соревнований и лечу забирать Сергея Краюшкина, который уже заждался. Камера заднего вида помогает выбраться из тесного двора даже в легкий сумрак. Быстро добираюсь до места встречи и летим на Полоцк уже втроем- пришлось взять и секретаря в салон.
По трассе хочется поиграть скоростью, посмотреть, как работает двигатель в разных режимах. АКП не способствует резким перестроениям и обгонам. Ее задумчивость нужно учитывать перед началом маневра, или работать педалью газа на опережение, чтобы обгон сделать более безопасным.
Попытка перевести управление коробкой в ручное и даже в режим sport не сильно изменили ситуацию. Все- таки, загрузка трех человек сказывается на динамике разгона. Зато порадовал расход топлива. Если не пытаться ехать выше 120 км/ч, то можно уложиться в 5.5 – 6 литров 95- го на сотню. Приятно удивила машина и довольно низким уровнем шума, который в предыдущих моделях немного давил на мозг в длительной поездке. Работа над аэродинамикой, применение звукопоглощающего материала пола, сендвич- панели в дверях- сделали свое дело. Шум при движении в японских автомобилях – это бич. Но в данном случае сделан хороший шаг вперед, хотя еще есть над чем поработать.
По ходу движения, мне было удобно пользоваться привычными кнопками для управления информацией на дисплее, нежели модным тач- скрином. Краюшкин, как бывший настоящий меломан, высоко оценил качество аудиосистемы. Звук- плотный, довольно добротный, чего никак не ожидал в «тройке». Взяв с собой целую подборку разной по характеру музыки, Сергей бодрил всех громкой музыкой до самого Полоцка…
По пути, мы поменялись за рулем, чтобы сложилось какое- то мнение у обоих. Мало того, я рискнул доверить «трешку» Сергею для заездов в соревнованиях по джимхане! Конечно, говорить, что машина с электроручником и в полной «аммуниции» сможет соперничать с подготовленными машинами не могло быть и речи! А тут еще и АКПП! Недостаточная поворачиваемость присутствовала, приходилось сбрасывать скорость, чтобы вписаться в нужную траекторию. Тем не менее, появление машины вызвало у огромного числа зрителей большой интерес к машине. После заезда Сергей поделился мнением: «Да, с таким стояночным тормозом и АКП тут делать нечего! Но машина очень хорошо сбалансирована. Попробовать бы ее на механике!»
После проведения соревнований в Полоцке, мы на следующий день прибыли в Витебск, где на проспекте Победы прошел следующий этап. И снова большое внимание со стороны зрителей, хотя машина в заездах не участвовала. Желающих протестировать было много, но меня ограничивал договор с дилером- низзя!
Обратная поездка в Минск проходила в сумерки и в полной темноте. Вот, где удалось в полной мере ощутить все прелести адаптивного круиз- контроля и освещения! Дальний свет сам переключался на ближний, чтобы не слепить встречных водителей. Понравилась функция торможения при сближении с впереди идущим транспортом. Это тоже плюс в карму Мазде.
Учитывая, что АЕВ, установленная в автомобиле, распознает пешеходов, то это делает поездку в темное время суток намного более безопасной и комфортной! Я уже не говорю о других системах, делающих автомобиль «обходительным» в отношении других участников дорожного движения и самого водителя. TSR- система распознавания знаков сама предупредит в случае, если водитель не соблюдает скоростной режим!
Учитывая, что на трассе оказалось довольно много ремонтных участков, приходилось быстро тормозить и иногда резко ускоряться, хотелось быстрее домой. Мне очень понравилась работа педали тормоза- эффективное торможение, которое можно тонко дозировать и получать от этого удовольствие. Руль в меру острый, а прохождение поворотов между фишками и в городской черте у меня вызывало приятные эмоции. Особенно испытываешь кайф, когда стараешься пройти поворот на большой скорости!
Машина хорошо вписывается в траекторию, при этом шины цепко держат машину за асфальт. Я получал от этого эстетическое удовольствие, хотя и являюсь приверженцем немецких автомобилей…
По управляемости машина очень понравилась. Но по приезду домой, меня озадачила мысль – а на кого рассчитан этот автомобиль? Для горячих парней? – Нет! Слишком дорогая цена, которая начисто может обрубить всякое желание владеть Мазда 3. Кто может позволить себе купить автомобиль даже в базовой версии, которая начинается от 50.980 рублей? Я уже не говорю о топ- версии с АКП за 57.450 руб. Тут уж лучше обратить внимание на Мазда 6… Ведь «тройка» – это сегмент «В», и с такой суммой распрощаться сможет только истинный фанат марки, либо решивший выделиться изящными формами автомобиля.
Хотя, есть за что отдавать такие деньги- Мазда 3 во многом совершенство, наделенное многими функциями, которыми конкуренты не обладают. Он насыщен заботой о водителе, создавая комфортную и безопасную езду. Уверен, что многие будут смотреть с завистью на владельца, или владелицу такого автомобиля, облизываться, но купят…Ладу! Деньги решают все! К сожалению…
Шевченко Анатолий Фото Павла Шардыко