В этой статье речь пойдет об автомобилях, относящихся к достаточно демократичной ценовой категории. Кроме того, данные модели являются более или менее молодыми, что делает их приобретение особенно привлекательным.
КУЗОВ И САЛОН
Dacia Logan
Румынская Dacia Logan задумывалась как бюджетный малолитражный автомобиль. Экономия при изготовлении новой модели заключалась в использовании только компьютерных методов моделирования (виртуальных тестов), применении недорогих материалов отделки, простых по форме (а значит, и в производстве) деталей салона, кузовных панелей, стекол, фонарей и широком внедрении унифицированных с моделями Renault узлов и агрегатов.
Изначально машину ориентировали на Восточную Европу, Латинскую Америку, Мексику и Иран, но впоследствии эта «малолитражка» заинтересовала и западноевропейских автомобилистов.
Через четыре года после начала производства Logan была проведена его серьезная модернизация. До этого времени в мире уже продали около 800 тысяч дорестайлинговых автомобилей. Мы будем говорить именно о версиях первых лет выпуска.
Logan представлен двумя модификациями: 4-дверным седаном и вместительным универсалом MCV. Предлагаются два варианта MCV – в 5- и 7-местном исполнении (в багажнике установлены два дополнительных кресла).
Кузова данной модели неплохо защищены от коррозии. Но на экземплярах первых лет выпуска может появляться коррозия на сварных швах стыковки задних арок. При этом вода и грязь через шов могли проникать в багажник. Позже подгонка шва была доработана, и о данной проблеме благополучно забыли.
Салон Logan выполнен в общей бюджетной направленности модели. Пластик отделки жесткий, но он имеет одно неоспоримое преимущество – он не скрипит. Сиденья имеют не слишком развитую боковую поддержку, что может провоцировать преждевременную усталость в пути. Шумоизоляция салона также оставляет желать лучшего.
Запас пространства в салоне очень впечатляет – он один из самых просторных не только по сравнению с «одноклассниками», но и с некоторыми старшими моделями С-класса. На заднем сиденье даже высоким людям хватит места над головой и для ног, а по ширине хватит места для троих пассажиров. Вполне достаточно места высоким людям и на передних сиденьях.
У этой машины один из самых объемных багажников – 510 л. (Для сравнения: у «пятерки» BMW (E39) – всего 460 л.)
В плане надежности электрооборудования больших претензий не возникает. Хотя есть предположение, что для статистических «болячек» время еще не пришло, так как модель является достаточно «свежей». Тем не менее при покупке автомобиля проверке электрооборудования нужно уделить большое внимание, так как в процессе эксплуатации различные неполадки с электрикой все же возможны. Так, например, относительно регулярно констатируются случаи отказов электроприводов передних стекол. Кроме того, нужно обратить внимание на состояние электрики двигателя. Последний имеет французские корни со всеми положительными и отрицательными моментами.
Renault Clio Symbol
Renault Clio Symbol – компактный седан, построенный на серийном хэтчбеке методом удлинения. Производство Clio Symbol началось в 1999 году в Турции. Модель предназначалась исключительно для рынков третьих стран. В жертву экономии были принесены сложные технические элементы и электронная начинка. А ведь это даже и неплохо, ведь чем проще конструкция, тем она надежнее.
Экстерьер отличают простые, чёткие и структурированные формы. Отделка интерьера выполнена в единой цветовой гамме. Ощущению полного комфорта в пути способствуют удобные кресла, регулируемые подголовники, кондиционер и дистанционное управление магнитолой, расположенное на рулевой колонке. Довольно высокая посадка дает хорошую обзорность.
Увеличение габаритов автомобиля положительно сказалось на пространстве для задних пассажиров. Кстати, изменение размеров не повлекло за собой существенного увеличения массы автомобиля. Многие элементы Renault, например, фары, передние крылья, изготовлены из специальных, более легких материалов, которые к тому же лучше защищают корпус при слабых ударах.
Эргономика Clio Symbol выдержана на высшем уровне.
По своей конструкции Clio Symbol схож с хэтчбеком Clio II. Багажное отделение автомобиля составляет 510 л, но увеличить полезную площадь, сложив спинки задних сидений, не получится, они жестко зафиксированы. Примечательно, что запасное колесо размещено не под днищем, как у большинства французских «малолитражек», а в багажнике под ковриком.
Повышенное внимание специалисты Renault уделили безопасности водителя и пассажира. Clio Symbol имеет отличную активную и пассивную системы безопасности. Этому способствует более жесткая конструкция кузова. Центральная часть пола автомобиля изготовлена из толстого листового металла, а лонжероны из листовой стали, усилены элементами омегообразной формы. Увеличилась толщина передней части боковины кузова, усилились защитная панель и центральные стойки боковин.
Кроме этого, в автомобиле есть подушка безопасности (со стороны водителя) и ремни с запрограммированным преднатяжением. Система снабжена пиротехническими устройствами с датчиками предварительной нагрузки. Все это позволяет уменьшить нагрузку на грудную клетку с 1000 кг (в обычных системах безопасности) до 600. Если же подобные устройства покажутся владельцу недостаточно эффективными, возможна установка в Clio на заказ еще одной подушки безопасности – для пассажира и АBS.
На автомобиль может быть установлено и специальное оборудование. Для эксплуатации Renault в сильные морозы можно обзавестись более мощным генератором и аккумулятором. Для дополнительной защиты от коррозии предлагают автомобиль, в котором передние панели и подрамник прошли гальваническую обработку, внутренние полости кузова герметизированы, а днище обработано уплотнительной мастикой.
Компания Renault даёт 6-летнюю гарантию на кузов, который прошел многоступенчатую обработку антикоррозионными материалами и оцинковку, поэтому весьма надежен.
В 2002 году автомобиль был подвергнут легкому рестайлингу и потерял «отчество», то есть стал называться просто Symbol, без указания на родство с моделью Clio. Автомобиль приобрёл обновленный передок с треугольными фарами, новые материалы отделки и измененную приборную панель в двухцветном решении (тёмный верх, белый низ).
У многих французских автомобилей традиционно возникают проблемы с электрикой. Нарушения контактов в разъемах – дело почти привычное. В случае отказа какого-либо прибора нужно первым делом пошевелить проводку. Чаще всего это помогает. Однако слабых мест в электрике Renault Symbol хватает. В случае повреждения пластиковых панелей защиты двигателя проникающая в моторный отсек влага способна натворить беды. Первым «на прицеле» оказывается генератор. От грязи и влаги может пострадать и муфта кондиционера. Следует уберечь от воды и штатный иммобилайзер. От перепадов температур трескаются стекла противотуманок.
Hyundai Getz
Дебют модели Getz состоялся в 2002 году на Женевском автосалоне. Тогда на суд общественности компания Hyundai представила небольшой, современный и стильный автомобиль. Высокий кузов (почти 1,5 м), лобовое стекло и капот, образующие практически прямую линию, сложная оптика с поликарбонатными колпаками, большие зеркала, высокая посадка, создают впечатление, что кузов Getz однообъемный и очень напоминает вэн. Дизайн этого автомобиля был разработан в немецком дизайн-центре. Наверное, именно поэтому внешне Getz выглядит очень по-европейски.
По антикоррозийной стойкости Getz достоин отдельной похвалы, и, если в прошлом автомобиль не пережил серьезную аварию, проблем с ржавчиной быть не должно. Хотя у некоторых автомобилистов и есть некоторые опасения по этому поводу – ведь с момента начала производства прошло не так уж много лет. Просто, может, время еще не пришло… Во всяком случае, специалисты рекомендуют, от греха подальше, обрабатывать антикором наиболее незащищенные места. К таковым можно отнести и днище, которое в силу небольшого дорожного просвета нередко оказывается объектом агрессии со стороны лежачих полицейских или еще каких-либо препятствий.
Автомобиль выпускается в разнообразных комплектациях от простой GL до дорогой GLS. Последняя предлагает: электропривод, подогрев зеркал, регулируемую по высоте рулевую колонку, центральный замок и кондиционер.
Салон тщательно продуман и очень функционален. Строгие линии, отличное качество сборки, качественные отделочные материалы делают автомобиль удобным и практичным. На заднем сиденье, что неожиданно для маленького автомобиля, довольно много места, а «вертикальная» посадка позволяет вытягивать ноги вперед. К тому же крыша автомобиля почти ровная. Так что места над головой в Getz хватает. Пассажиры заднего сиденья в индивидуальном порядке могут настроить наклон своей части спинки сиденья. Впрочем, третий подголовник недвусмысленно свидетельствует о том, что автомобиль пятиместный. При необходимости второй ряд сидений складывается.
Багажник совсем небольшой. Дополнительный объем багажнику придают раскладывающиеся в пропорции 40:60 задние сиденья – естественно, в ущерб задним пассажирам.
Getz обладает хорошей обзорностью. Широкое панорамное ветровое стекло обеспечивает достойную видимость во всех направлениях. Назад видно чуть хуже. Стекло пятой двери узкое, и часть пространства «съедают» массивные задние стойки и подголовники заднего сиденья.
Безопасность и комфорт водителя являлись главной заботой конструкторов при создании Hyundai Getz. В стандартной комплектации автомобиль оснащается подушками безопасности с многофазовым срабатыванием. Удар таких подушек мягче. Деформируемая рулевая колонка и трехточечные ремни безопасности с преднатяжителем придадут дополнительной уверенности. А встроенные в двери стальные балки защитят при боковых столкновениях. В качестве опций предлагаются: ABS, TRC, подогрев сидений и т.д.
Что касается надежности электрики, то с ней дела обстоят очень достойно. Хотя, конечно, многое зависит от степени «напичканности» автомобиля электронными устройствами: чем больше опций, тем выше вероятность поломки. Но никаких особенных статистических неприятностей не выявляется. Лишь некоторые владельцы Getz жалуются на нарушения в работе электроприводов стекол и механизма стеклоочистителей. Но это, скорее, вызвано нашими порой не самыми дружелюбными к технике климатическими условиями.
ДВИГАТЕЛИ И ТРАНСМИССИЯ
Dacia Logan
Двигатели для Logan позаимствованы у Renault Clio II. Линейка силовых агрегатов, предложенных для румынской модели, включает 5 двигателей, однако на отечественном рынке распространены версии с тремя самыми простенькими моторами бензиновыми 8-клапанниками объемом 1,4 и 1,6 л. Кроме того, есть вероятность (хоть и небольшая) подыскать модификацию с турбодизельным двигателем 1,5 л (70 л.с.). Этот дизельный мотор очень тяговитый и экономичный: при спокойной езде расходует топлива даже меньше, чем заявлено в технических характеристиках – около 5,5 л в городе. При использовании качественной солярки проблем с турбодизельными двигателями нет.
Бензиновые моторы проверены временем, и в них уже устранены все имевшиеся недостатки. Единственная характерная неполадка – потеря герметичности переднего сальника коленвала. Причина кроется в некачественной шестерне привода масляного насоса, установленной на коленвале – из-за заусенцев повреждается сальник, что приводит к утечкам масла. Такую деталь лучше заменить, хотя можно попробовать аккуратно убрать производственный брак. Подобная неисправность чаще встречается на 1,4-литровом двигателе.
Иные проблемы с двигателями Logan не отмечены. ГРМ на них приводится в действие ремнем, который необходимо менять вместе с натяжным и обводным роликами каждые 60 тысяч км. При этом обязательно нужно проконтролировать состояние водяного насоса – он приводится в действие этим же ремнем.
Для Logan предусмотрена только 5-ступенчатая механическая коробка передач. Причем в отличие от других моделей Renault, характерный недостаток которых – негерметичность сальника кулисы, «механика» румынской модели этим не страдает. У этой МКП другая особенность – повышенная шумность работы. Но это не неисправность, а техническая особенность работы данного агрегата. К тому же «механика» неприхотлива и не требует особого обслуживания – смазку в ней не меняют, а доливают по мере необходимости. В седанах сцепление оснащено механическим приводом, а на универсалах – гидравлическим. Оба типа сцепления надежны и характерных недостатков не имеют.
Renault Clio Symbol
Гамма силовых агрегатов для этого автомобиля, так же как и его румынскому конкуренту, досталась от модели Clio. Наиболее часто встречаются экземпляры с простым восьмиклапанным бензиновым мотором 1,4 л, мощностью в 75 л.с. Основным достоинством этого двигателя, бесспорно, является адаптированность к 92-му бензину. А вот «шестнадцатиклапанник» требует только 95-й бензин. В плане надежности оба этих мотора имеют неплохие показатели, достигая отметки 200–300 тысяч км до капитального ремонта.
Каких-либо статистических неполадок с моторами 1,4 л не очень много. А вот особенности обслуживания имеются. Так, интересным является тот факт, что у нас замену ремня ГРМ рекомендуется производить в два раза чаще, чем это делают в Западной Европе: через каждые 120 тысяч км. Вместе с ним следует заменить и ролики. Игнорировать эти рекомендации нельзя, ибо в случае обрыва ремня ГРМ последствия будут плачевными. Что касается масла, то производители определили величину межсервисного пробега на стандартной отметке 15 тысяч км. В наших условиях целесообразно сократить эту цифру примерно на треть – до 10 тысяч км. Причем заливать рекомендуется исключительно «прописанные» производителями технические жидкости.
Говоря о бензиновом моторе 1,6 л, отметим, что появился он в линейке Symbol после рестайлинга 2002 года. Каких-либо статистических поломок за ним не водится, а рекомендации по обслуживанию практически те же, что и для моторов 1,4 л.
Пару слов стоит сказать и о дизельном моторе 1,5 л, который также начали устанавливать на Symbol после рестайлинга. Этот силовой агрегат тоже зарекомендовал себя очень неплохо. Главное – вовремя и правильно проводить обслуживание.
Подавляющее большинство экземпляров Renault Symbol на нашем рынке оснащены механической коробкой переключения передач. По заявлению производителей масло в МКПП залито «вечное», то есть теоретически замена не требуется. Но все же автомеханики рекомендуют производить его замену хотя бы каждые 100–150 тысяч км. Каких-либо серьезных проблем за «механикой» не водится. Лишь иногда отмечаются подтекания масла в районе механизма выбора передач или из-под сальника левого привода. Что касается сцепления, то оно имеет надежный тросовой привод. Ресурс сцепления составляет примерно 120–150 тысяч км. Некоторые владельцы Renault Symbol отмечают появление постороннего шума из КПП на холостом ходу. Правда, со временем этот шум хуже не становится. Иногда констатируется и посвистывание выжимного подшипника, что не сказывается на его ресурсе, но доставляет акустический дискомфорт.
Hyundai Getz
Линейка бензиновых силовых агрегатов включает двигатели объемом 1,1 л (62 л.с.), 1,3 л (82 л.с.) и 1,6 л (105 л.с.). Дизельный мотор имеет рабочий объем 1,5 л и мощность 82 л.с.
В 2005 году моторы были доработаны. На смену 1,3-литровому бензиновому двигателю пришел 1,4-литровый (97 л.с.), мощность мотора 1,1 л увеличили на 6 л.с., ровно на столько же подросла мощность
и дизельного мотора.
При эксплуатации версий с любым из моторов следует помнить о хрупкости пластиковых бачков радиатора, которые могут лопнуть, что приведет к утечке охлаждающей жидкости и к перегреву мотора. Произойти это может практически внезапно от перепадов температур в нашем климате или от агрессивного воздействия соляных растворов, которыми зимой посыпают дороги. В любом случае даже незначительный перегрев может привести к дорогостоящему ремонту ГБЦ.
Двигатель 1,4 л требователен к качеству топлива, что иногда отражается на холодном запуске, который может стать затрудненным, а работа мотора становится нестабильной и неровной. Это связано с работой электронного блока управления впрыском топлива. При использовании некачественного бензина, «мозги» начинают судорожно подгонять настройки впрыска в соответствие с заложенными в них жесткими экологическими стандартами. Как правило, через несколько секунд работа мотора стабилизируется.
Иногда случается, что при проезде через значительные препятствия (например, глубокие выбоины или лежачих полицейских) от сильного удара может заглохнуть мотор: сработало устройство отключения подачи топлива в случае аварии. Для восстановления работоспособности мотора надо лишь снова открыть клапан (его месторасположение лучше заранее уточнить в руководстве по эксплуатации).
Еще одной статистической проблемой Hyundai Getz можно назвать повреждение гофра, вызванное как внешними факторами (механические повреждения из-за небольшого дорожного просвета), так и внутренними (самопроизвольное прогорание).
Что касается дизельного двигателя, то подобные модификации встречаются у нас крайне редко, и отыскать компетентных специалистов по его обслуживанию и ремонту будет очень непросто. Особенно в городах и поселках, удаленных от столицы. Но в целом, по отзывам европейских владельцев Hyundai Getz, этот силовой агрегат является очень надежным и не слишком прихотливым.
Hyundai Getz оснащали в основном механической коробкой переключения передач, претензий к ресурсу которой практически не возникает. А сцепление обычно служит не менее сотни тысяч километров. «Автомат» также не имеет каких-либо статистических «болезней». Но есть один нюанс: на работу «автомата» может повлиять нарушение контакта в проводке. Чаще всего это происходит от некомпетентного «внедрения» специалистов в электрическую цепь автомобиля, например, для установки новой CD-магнитолы.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ПОДВЕСКА И ТОРМОЗА
Dacia Logan
Передняя подвеска – независимая типа McPherson, задняя – полузависимая с балкой скручивания. На наших дорогах ходовая зарекомендовала себя надежной. Передние рычаги, поставляющиеся вместе с «шаровыми» и сайлент-блоками, способны продержаться около 60 тысяч км. Причем фирменный рычаг в сборе стоит не так уж дорого. Задняя балка вообще считается «неубиваемой».
Рулевое базовых версий – механическое, а более дорогих – с ГУР. Механическая рейка отличается меньшей информативностью. Оба типа рулевого надежны.
Тормозная система Logan: впереди установлены невентилируемые дисковые тормоза, сзади – барабанные. Регулятор распределения тормозных усилий настроен так, что не позволяет на пустом автомобиле пройти диагностику тормозной системы – «барабаны» без загрузки не срабатывают или срабатывают недостаточно. Некоторые владельцы для увеличения эффективности задних тормозов перенастраивали регулятор.
Renault Clio Symbol
Платформа у нового Clio Symbol совершенно иная, чем у его предшественника. Передняя подвеска собрана на виброгасящем подрамнике, задняя – полунезависимая с продольными рычагами, которые крепятся к кузову через специальные втулки. Специально для эксплуатации в тяжелых условиях конструкторы Renault усовершенствовали архитектуру передней подвески, разработали принципиально новую конструкцию задней подвески с гибкой осью, увеличили клиренс.
По статистике, более или менее крупные затраты на ремонт ходовой начинаются после стотысячного рубежа. Хотя сайлент-блоки иногда приходится менять на шестом-седьмом десятке тысяч километров. По сравнению в Renault Clio, на Symbol устанавливались усиленные амортизаторы и пружины. Ресурс амортизаторов составляет сто тысяч километров. Примерно столько служат шаровые опоры. А вот втулки и стойки стабилизатора поперечной устойчивости могут потребовать замены немного раньше. Но 70–80 тысяч и для них не предел, что является очень даже неплохим показателем для автомобиля такого класса.
Ресурс рулевой рейки также достоин похвалы: как правило, первые признаки подтекания появляются только после двух или даже двух с половиной сотен тысяч километров пробега. Но здесь есть проблема – отремонтировать рейку вряд ли получится, а новая стоит недешево. Ресурс рулевых наконечников составляет 70 тысяч км, хотя нередко они служат и больше сотни.
Передние тормоза дисковые, задние – барабанные. До рестайлинга тормозные диски не были оборудованы специальным щитком для защиты от грязи, что негативно отражалось на ресурсе дисков.
Hyundai Getz
Ходовая этого корейского автомобиля оказывается достаточно живучей. Даже стабилизатор поперечной устойчивости здесь способен прослужить раза в два дольше, чем у конкурентов. Некоторые нарекания вызывают и передние амортизаторы, которые порой могут износиться уже к полусотни тысяч км. Другие же детали подвески (сайлент-блоки, шаровые опоры) способны прослужить до полутора сотен тысяч километров.
Рулевое управление, как правило, не становится объектом больших капиталовложений, но следить за его состоянием все же стоит. Примерно к стотысячному рубежу, скорее всего, придется заменить рулевые наконечники.
Тормозная система Hyundai Getz работает исправно. Задние тормоза на абсолютном большинстве экземпляров имеют барабанную конструкцию. Лишь наиболее мощные версии оснащались сзади дисковыми тормозами.
СТОИМОСТЬ НА РЫНКЕ
На белорусском рынке подержанных автомобилей цены на Dacia Logan 2004–2006 г. в. колеблются примерно от 4200 до 6000 у. е., Renault Symbol стоит от 5 500 до 6 300 у.е.
а за Hyundai Getz того же возраста просят 5 200 – 7 500 у. е. в зависимости от модификации и состояния каждого конкретного экземпляра.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Dacia Logan
ДВИГАТЕЛЬ |
||||
Модель |
1.5 dCi |
1.4 |
1.6 |
1.6 16V |
Турбонаддув |
Есть |
Нет |
Нет |
Нет |
Мощность, л.с. |
68 |
75 |
87 |
105 |
Крутящий момент, Нм/об/мин |
160/1700 |
112/3000 |
127/3000 |
148/3750 |
Максимальная скорость, км/ч |
158 |
162 |
175 |
183 |
Разгон до 100 км/ч, с |
15 |
13 |
12 |
10 |
Тип топлива |
Дизель |
Бензин |
||
Расход топлива (за городом), л на 100 км |
4,1 |
5,5 |
5,7 |
5,9 |
Расход топлива (смешанный цикл), л на 100 км |
4,7 |
6,8 |
7,2 |
7,1 |
Расход топлива (в городе), л на 100 км |
5,8 |
9,2 |
10 |
9,2 |
Объем топливного бака, л |
50 |
Renault Clio Symbol
ДВИГАТЕЛЬ |
||||
Модель |
1.5 |
1.4 |
1.4 16V |
1,6 16V |
Турбонаддув |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Мощность, л.с./об/мин |
65/4000 |
75/5800 |
98/6000 |
107/5750 |
Крутящий момент, Нм/об/мин |
160/2000 |
114/4250 |
127/3750 |
148/3750 |
Максимальная скорость, км/ч |
162 |
170 |
170 |
191 |
Разгон до 100 км/ч, с |
15 |
12,5 |
11,2 |
9,9 |
Тип топлива |
Дизель |
Бензин |
||
Расход топлива (за городом), л на 100 км |
4 |
5,7 |
5,4 |
5,6 |
Расход топлива (смешанный цикл), л на 100 км |
Н.д. |
Н.д. |
Н.д. |
Н.д. |
Расход топлива (в городе), л на 100 км |
6 |
9,7 |
9,9 |
9,9 |
Клапанов на цилиндр: |
2 |
2 |
4 |
4 |
Объем топливного бака, л |
50 |
Hyundai Getz
ДВИГАТЕЛЬ |
||||||||
Модель |
1.5 CRDi |
1.5 CRDi VGT |
1.1i |
1.1i |
1.3i |
1.4i |
1.6i |
1.6i |
Турбонаддув |
Есть |
Есть |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Мощность, л.с./об/мин |
82 |
88 |
62 |
68 |
82 |
97 |
105 |
106 |
Крутящий момент, Нм/об/мин |
184/1900 |
215/1900 |
96/3250 |
99/3200 |
119/3200 |
126/3200 |
146/3200 |
144/3200 |
Максимальная скорость, км/час |
157 |
170 |
150 |
150 |
164 |
170 |
176 |
180 |
Разгон до 100 км/ч, с |
17,9 |
12,1 |
16,1 |
15,6 |
11,5 |
11,2 |
9,6 |
9,6 |
Тип топлива |
Дизель |
Бензин |
||||||
Расход топлива (за городом), л на 100 км |
5 |
Н.д. |
5 |
Н.д. |
5 |
Н.д. |
5,4 |
Н.д. |
Расход топлива (смешанный цикл), л на 100 км |
6 |
4,5 |
5,8 |
5,5 |
6,1 |
6,3 |
6,5 |
6,1 |
Расход топлива (в городе), л на 100 км |
7,6 |
Н.д. |
7,2 |
Н.д. |
8 |
Н.д. |
8,3 |
Н.д |
Клапанов на цилиндр: |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Объем топливного бака, л |
45 |
По материалам зарубежных изданий
подготовил Владислав БАЛАБАНОВ.