Борисовчанин Андрей Голобородько – мастер спорта Республики Беларусь, один из самых опытных и известных автогонщиков в нашей стране.
Андрей Голобородько является четырехкратным чемпионом республики в классическом ралли и чемпионом в ралли-рейдах. А также призером различных отечественных и зарубежных соревнований в данных дисциплинах. В январе нынешнего года белорусский спортсмен впервые стал участником самого престижного в автоспорте международного супер марафона “Дакар-2021”, проходившего по территории Саудовской Аравии.
Начало пути
Андрей Голобородько пришел в автоспорт в начале 2000-х. Все началось с покупки нового турбированного полноприводного автомобиля Subaru Impreza WRX.
“До покупки этой машины у меня были только заднеприводные. Оказалось, что мне надо осваивать управление своей новой автотехникой”, – рассказал Андрей Анатольевич.
Одновременно похожую модель приобрел друг будущего спортсмена и они вместе приступили к обучению. Очень пригодились автомобильные соревнования, которые тогда проводила газета “Автодайджест” для автолюбителей. Помогли и поездки на трассу на Боровой и другие выезды за пределы Минска, где они пытались самостоятельно тренироваться. Потом состоялось знакомство с профессиональными литовскими автогонщиками, которые выступали в классическом ралли.
Прошло еще немного времени и минский автолюбитель тоже стал профессионалом-ралийстом. Специально для участия в данной дисциплине пять человек, в том числе и Андрей, совместно в Литве приобрели уже “возрастной”, но подготовленный для таких трасс Subaru Impreza GT.
“Позже, уже в ходе соревнований, мы поняли, что такая покупка была большой ошибкой: пять пилотов с разным стилем управления. Поэтому наша машина никогда не доезжала до финиша”, – отметил Андрей Анатольевич.
Наученный горьким опытом спортсмен в 2004 году купил себе собственный автомобиль – такую же Subaru, но более “молодую”. И первый выезд оказался успешным. Вместе со штурманом Андреем Батечко они стали призерами “Каунсской осени”. А в 2007-м впервые чемпионами нашей страны. На данном автомобиле Андрей Голобородько и продолжил выступать не только на соревнованиях в Беларуси, но и выезжал на отдельные этапы в Прибалтику и Россию. Потом у него появились и другие автотранспортные средства, сменяя которые, Андрей еще несколько лет продолжал выступать.
Ралли-рейды
Став опытным спортсменом в классическом ралли, Андрей Голобородько в 2016 году перешел выступать в более престижную автомобильную дисциплину – ралли-рейды. Для таких соревнований потребовался другой автомобиль, которым стал OSCar 01, приобретенный у литовского товарища и коллеги Бенедиктаса Ванагаса.
Дебютный выезд уже в новом статусе автогонщику хорошо запомнился. Это был один из этапов республиканского первенства, проходивший на полигоне в Барановичах.
“Я поехал как в классическом ралли. Там спецучастки короче. И не рассчитал силы. Здесь больше нагрузка на экипаж. В результате к середине дистанции я выдохся. А на финише, когда вышел из автомобиля, упал, на меня стали лить воду, чтобы я очухался”, – вспоминает о своем дебюте в ралли-рейдах, автогонщик.
Следующий год оказался успешным – победа в республиканском первенстве. По сравнению с Беларусью, аналогичные соревнования в России проходят на более высоком уровне и проехать российские трассы гораздо сложнее. Белорусский спортсмен несколько лет подряд посещат гонки в Ростове, в Астрахани и в других городах. Накопленный в них опыт очень пригодился уже на марафоне “Дакар-2021”.
Автомарафон “Дакар-2021”
На протяжении многих лет Андрей Голобородько внимательно следил за международными ралли-рейдами “Дакар”. И не думал, что сам когда-нибудь окажется среди его участников. Но жизнь распорядилась иначе. Косвенно этому поспособствовал Бенедиктас Ванагас, который дважды принимал участие в этих супермарафонах. И наш земляк решил последовать его примеру. У литовского коллеги белорусский автогонщик приобрел его дакаровскую Toyota Hilux.
Свой дебют Андрей планировался на “Дакаре-2020”. Но по ряду причин не смог это сделать. Главными из которых стали отсутствие группы технической поддержки и необходимых денежных средств. А вот к “Дакару-2021” удалось все сделать. Был приведен в необходимое техническое состояние сам автомобиль, удалось подготовиться экипажу (штурманом стал Андрей Рудницкий) и механикам Дмитрию Красногорцеву и Андрею Вольскому.
Трасса супермарафона поразила дебютанта. “Я выступал на разных соревнованиях, но оказывается, ничего не видел. Здесь были камни, песок и высокие дюны. Были скоростные участки и места, где особенно не разгонишься”, – рассказал Андрей Голобородько.
К сожалению, закончить ралли-рейд не удалось. Из-за поломки мотора пришлось сойти с дистанции. Но несмотря на это, автогонщик остался доволен организацией ралли-рейда и своим дебютом. От выступления в Саудовской Аравии до сих пор сохранились большие эмоции и сильные впечатления. Особенно от высоких дюн, среди которых вначале было страшно ехать. Запомнился и красивый местный ландшафт.
P.S. Конечно, Андрею Голобородько опять хочется принять участие в супермарафоне “Дакар”.
“Даст Бог, я опять поеду. Уже сразу после схода возникли мысли, что жалко, что сошли. Не накотались и хотелось еще”, – объяснил Андей Анатольевич.
Если получится выступать и дальше, то хотелось бы тем же составом, плюс привлечь дополнительно еще одного механика. Автомобиль останется тот же, потому что замена автотехники и ее подготовка к соревнованию – очень дорогое удовольствие.
“Нашей главной ошибкой стало то, что мы вовремя не заменили мотор. Предварительно провели все тесты и пришли к выводу, что он надежен. А он не выдержал”, – объяснил дебютант “Дакара-2021”.
Поэтому при подготовке команда учтет все ошибки. Прежде всего, поменяет “железное” сердце своего болида. Но главное, найти необходимые для участия в супермарафоне финансы. А они не маленькие.
Но это будущие планы, а пока впереди у Андрея Голобородько запланированы этапы российского чемпионата по ралли-рейдам.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото А.Голобородько