По имеющейся в открытой печати информации: страны-участники ТС до конца года подготовят общую модель по таможенным пошлинам и утилизационному сбору на автомобили.
10 декабря проведена пресс- конференция под эгидой БАА(Белорусская автомобильная ассоциация) с участием представителей МИДа и БНПА.
Вопрос целесообразности введения утилизационного сбора в настоящее время вызвал неоднозначные мнения в обществе. Кому это выгодно и как выработать правильную стратегию защиты национальных интересов? Эти вопросы поднимались и обсуждались вместе с журналистами председателем БАА Сергеем Михневичем, председателем БНПА Александром Швецом и заместителем начальника управления МИДа Александром Александровичем.
«Стоит ли так торопиться и необдуманно принимать такие важные решения для многих сограждан?», – вопрошает Сергей Михневич. Ведь последствием принятия утилизационного сбора на условиях, которые сегодня озвучены, может стать очередной отток валюты из республики! Такие решения не мешало бы выносить на широкое обсуждение с общественными организациями.
Удорожание автомобилей в Беларуси приведет к неминуемому выезду для покупки автомобиля в ближайшее зарубежье – Россию. Уже в 2013 году по данным БАА около 20 % новых автомобилей были приобретены белорусами в России. Дальнейшее изменение условий покупки автомобиля, которое может быть принято нашим правительством, приведет к очередному дисбалансу цен в Беларуси и России и заставит еще большее количество жителей «синеокой» ездить к россиянам и оставлять там валюту. Кому такой расклад выгоден? Поимев в одном, государство может потерять в другом. Экономическая обстановка заставляет государство принимать иногда поспешные решения в угоду сиюминутным выгодам, не заглядывая в перспективу и не отстаивая интересов своих граждан.
Российская модель. В рамках вступления в ВТО снижены импортные пошлины на новые автомобили до 25% с обязательством постепенного снижения до 15% в течение 7 лет и с сентября 2012 г. введен утилизационный сбор на импортные новые и подержанные автомобили. Но с 1 января 2014 года, в связи с внесенными по требованию ВТО поправками, утилизационный сбор будет распространяться как на импортные, так и отечественные автомобили, в том числе, произведенные в странах-участниках ТС. При этом сбор будет взиматься с автомобилей, ввезенных/произведенных только после первого января. Базовая ставка сбора для легковых авто составляет 20 тысяч рублей, для грузовиков – 150 тысяч. Ставка может меняться в зависимости от объема двигателя и года выпуска машины.
Отметим, что, несмотря на уже внесенные поправки в российскую модель, разбирательства РФ с ВТО по механизму взимания утилизационного сбора на автомобили, по-прежнему, продолжаются.
Республика Казахстан. Судя по сообщениям информационных порталов РК о заседании Мажилиса 18 ноября с.г., Казахстан находится на финишной прямой вступления в ВТО и российская модель и система утилизационного сбора Казахстану не подходят. По словам министра по делам экономической интеграции РК: «Если мы введем утилизационный сбор в таком виде, в каком он был введен в Российской Федерации, у нас просто переговоры по вступлению в ВТО остановятся». Здесь также идет речь о снижении таможенных пошлин на новые автомобили со вступлением в ВТО Республики Беларусь. У нас разработчик проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об утилизационном сборе в отношении отдельных видов колесных транспортных средств» предложил российскую модель, но в ее худшем варианте.
По предложенной редакции проекта указа:
– утилизационный сбор должен оплачиваться уже с 1 января 2014 года, независимо от даты ввоза автомобиля, хотя в РФ – с автомобилей, ввезенных/произведенных только после первого января;
– снижение тарифов таможенных пошли не упоминается;
– сохранен дифференцированный подход взимания сбора только с импортных автомобилей, устраняемый в РФ с 1 января 2014 г.
Проект указа предусматривает, что утилизационный сбор у нас будет взиматься по аналогии с Россией: за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в страну. Плательщиками сбора станут все покупатели таких машин, кроме беженцев, сотрудников дипломатических учреждений, консульских представительств, международных организаций, а также отдельных категорий иностранных подданных. Не будут облагаться сбором машины старше 30 лет, не предназначенные для коммерческого использования с оригинальными кузовом и двигателем, а также производимые в Беларуси: БелАЗ, МАЗ, Geely, Zotye.
Расчет размера сбора
Чтобы понять, сколько конкретному покупателю придется заплатить за конкретный автомобиль, нужно размер базовой ставки (она разнится в зависимости от категории транспортных средств) умножить на коэффициент, зависящий от возраста автомобиля, объема двигателя и назначения.
Что интересно, базовые ставки в проекте белорусского указа прописаны в российских рублях: 20 тыс. – для легковых автомобилей, 150 тыс. – для легких коммерческих и грузовых. Пересчитывать мы их будем по курсу Нацбанка на день оплаты – 10 декабря, например, это 5,74 млн и 43,05 млн соответственно.
не старше 3-х лет | старше 3-х лет | |
Виды и категории колесных транспортных средств |
Коэффициент | Коэффициент |
транспортные средства категории M1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории |
||
с электродвигателями | 0,86 | 5,3 |
с рабочим объемом двигателя не более 1000 см3 |
0,86 | 5,3 |
с рабочим объемом двигателя свыше 1000 см3, но не более 2000 см3 |
1,34 | 8,26 |
с рабочим объемом двигателя свыше 2000 см3, но не более 3000 см3 |
2,56 | 16,12 |
с рабочим объемом двигателя свыше 3000 см3, но не более 3500 см3 |
3,47 | 28,5 |
с рабочим объемом двигателя свыше 3500 см3 |
5,5 | 35,01 |
ввозимые физическими лицами для личного пользования вне зависимости от объема двигателя |
0,1 | 0,15 |
транспортные средства категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G |
||
транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны |
0,5 | 0,88 |
транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны |
0,8 | 1,25 |
транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн |
1 | 1,6 |
транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн |
1,1 | 4,56 |
транспортные средства категорий М2, М3, в том числе повышенной проходимости категории G |
||
транспортные средства с объемом двигателя не более 2 500 см3 |
0,6 | 1 |
транспортные средства с объемом двигателя свыше 2 500 см3, но не более 5000 см3 |
1,2 | 3 |
транспортные средства с объемом двигателя свыше 5 000 см3, но не более 10 000 см3 |
1,6 | 4,4 |
транспортные средства с объемом двигателя свыше 10 000 см3 |
2 | 5,2 |
шасси колесных транспортных средств категорий N1, N2, N3 | ||
шасси колесных транспортных средств категорий N1 полной массой не более 3,5 тонны |
0,3 | 5 |
шасси колесных транспортных средств категорий N2 полной массой свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн |
0,5 | 7 |
шасси колесных транспортных средств категорий N3 полной массой свыше 12 тонн |
1 | 10 |
Категория М – механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:
М1: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя не более восьми мест для сидения;
М2: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
М3: транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т;
N – механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:
N1: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
N2: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
N3: транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;
G – транспортные средства повышенной проходимости.
Хватит ли белорусскому правительству за оставшееся до 31 декабря время взвесить все « за» и «против», чтобы принять решение, за которое потом не пришлось бы кусать локти? Ведь армия автомобилистов в республике огромна, и такие важные решения затронут слишком широкие слои населения. Когда в соседней республике происходит чуть ли не революция, останутся ли спокойными люди в нашей стране? Или все- таки государство решит поздравить нас всех с Новым годом еще одним «ударом» по карману?
Ждем-с…