В предыдущем номере газеты в статье «Изменятся ли таможенные пошлины в Беларуси?» мы уже сообщали о том, что дилеры взволнованы принимаемыми решениями в России, касающимися утилизационного сбора. И вот снова автомобильный холдинг ГК «Интеллект» распространил пресс- релиз, где рассматриваются наиболее вероятные сценарии для Республики Беларусь в случае введения утилизационного сбора на автомобили «для всех» в Российской Федерации. Предлагаем его вниманию наших читателей.
(Редакция)
30 мая 2013г. Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев подписывает распоряжение №868-р с поручением внести в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», что и сделано буквально на следующий день.
Осталось ждать. Недолго. До окончания весенней сессии 5 июля, если не будет принято решение о ее продлении. Ультиматум же Европейского союза уже прозвучал: уравнять в правах «своих и чужих» до 1 июля.
В пояснительной записке к законопроекту его разработчики указывают на необходимость координации действий Российской Федерации с другими участниками Таможенного союза в этом вопросе.
Предлагаемые поправки означают, что плательщиками утилизационного сбора в России будут лица, ввозящие и производящие транспортные средства. В том числе, ввозящие с территории других участников Таможенного союза.
Это означает, что в случае вероятного введения в Беларуси утилизационного сбора, особенно популярный в прошлом существующий, немного и ныне, реэкспорт в Россию будет закрыт повторным утилизационным сбором. Если наше предположение верно, то сегодня есть над чем задуматься не только лицам, занимающимся реэкспортом автомобилей в Россию, но и властям, имеющим выгодный для страны транзит автомобилей с запада на восток, пусть и не в объемах 2011 года.
Интереснее другое. Автопроизводители Российской Федерации и их лоббисты будут заинтересованы в уплате утилизационного сбора на производимые автомобили в стране их производства, а не в стране их последующей утилизации. То есть продукция СП «БелДжи» и СП ЗАО «Юнисон» может облагаться утилизационным сбором в Республике Беларусь, а автомобили, производимые российскими автозаводами, – в России.
Выгоден ли такой сценарий Беларуси? Здесь надо просто считать внешнеторговые взаимные потоки произведенных новых автомобилей и соответствующих сумм утилизационного сбора. Это задача Минпрома и других ведомств, которые отвечают за принятие решений Беларусью по вопросу утилизационного сбора.
Нас же, дилеров и покупателей, интересует другое: что будет с ценами?
О некоторых ценовых последствиях мы указывали в пресс-релизе № 8. В дополнение к тем выводам добавим следующее.
Почти половину всех продаж новых легковых автомобилей в январе-мае т.г. обеспечили всего десять моделей, из которых девять ввозятся без уплаты таможенного тарифа:
Марка, модель |
Количество* |
Доля рынка новых ЛА, % |
Уплата ТТ |
Kia Rio
|
552 |
|
нет |
Volkswagen Polo Sedan
|
522 |
|
нет |
Renault Sandero
|
462 |
|
нет |
Renault Duster
|
403 |
|
нет |
VAZ Niva
|
300 |
|
нет |
Hyundai Accent
|
268 |
|
нет |
VAZ Priora
|
247 |
|
нет |
VAZ Granta
|
233 |
|
нет |
Kia Sportage
|
195 |
|
да |
UAZ 3151
|
190 |
|
нет |
Итого топ-10 |
3372 |
41,37 |
|
*данные о регистрации новых автомобилей могут незначительно отличаться от данных о их продажах. Зарегистрировано за январь-май 2013г. 8150 легковых автомобилей, произведенных не позднее 1 июля 2012г.
Это означает, что одновременно с введением утилизационного сбора, снижение таможенного тарифа на импорт не компенсирует удорожание самых популярных в Беларуси автомобилей.
Уплата утилизационного сбора на ввозимые из стран СНГ автомобили приведет к их подорожанию до 10%. Например, самая дешевая иномарка в С-классе ЗАЗ «Шанс» может подорожать с $8400 до $9250.
Изготовители легковых автомобилей Российской Федерации пока молчат. Лишь официальный дистрибьютор ОАО «УАЗ» ЗАО «Внедорожник» сообщил, что ульяновские машины от производителя подорожают с 1 июля на 1-2%. Это все или «на всякий случай» – ни ОАО «УАЗ», ни его дистрибьютор не сообщают.
Подорожают и дешевые китайские автомобили. Особенно это коснется популярной модели Чери А13, производимой в Украине, и внедорожников Ховер от Грэйт Вол с объемом двигателя более 2,0 литра.
Введение утилизационного сбора без компенсационного эффекта снижения таможенного тарифа приведет к перетоку покупателей автомобилей в бюджетном сегменте на рынок «бэу». Ведь средняя цена импортируемого в страну автомобиля чуть более десяти тысяч долларов. И этот сегмент наиболее чувствителен даже к незначительным колебаниям цены.
К сожалению, власти молчат. А рынок обрастает нелепыми слухами и готовится рвануть в точки продаж автомобилей, сметая на своем пути шаткий платежный баланс страны. Пора проснуться…
Сергей Варивода, Председатель Совета директоров ГК «Интеллект» – автомобильный холдинг.