Давно известно, что многие белорусы выезжают на дороги без техосмотра. Причина давно известна: автовладельцы не хотят платить так называемый “дорожный сбор”, без оплаты которого техосмотр не пройдёшь. Вес большинства легковых автомобилей в стране не превышает двух тонн, следовательно, величина «дорожного сбора» будет 138 рублей. Вроде и не очень много, но если прибавить сюда еще и оплату за прохождение ГТО, сумма значительно вырастет и составит 210 рублей. Это больше средней пенсии! Не каждый белорус может легко оплатить такую сумму.
Председатель комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Андрей Рыбак сказал: «Есть предложение “отвязаться” и от техосмотра, и от всего, и сделать это обычным сбором, который водитель платит перед выездом на дорогу. К примеру, если какой-то условный автовладелец не ездил зимой и планирует с апреля выезжать на дорогу, то он может пойти и оплатить этот сбор на месяц, два, три или пять и спокойно ехать… Варианты технической реализации ещё прорабатываются, — признаётся депутат. — Я думаю, что это будет обычная оплата. А дальше уже контроль будет либо через ГАИ, либо через фотофиксацию, либо через то и то одновременно… Ну, вот как сегодня: оплатили автостраховку, и никаких специальных наклеек на лобовое стекло не лепите — остановил вас сотрудник ГАИ, проверил… Сейчас уже фактически подготовлены предложения для рассмотрения президенту. Если всё будет хорошо, то будет подготовлен указ, чтобы инициировать этот процесс. Далее необходимы будут определённые изменения в Кодекс об административных правонарушениях внести, в Процессуально-административный кодекс. Это займёт некоторое время, чтобы привести законодательство в соответствие».
Андрей Рыбак отметил, что сумму сбора снижать не будут: «Эти деньги — это фактически единственный источник для дорожного фонда. Сегодня перед нами стоит задача не снизить расходы по республиканским дорогам и отремонтировать местные дороги. Задача: сделать этот сбор более гибким и увеличить сборы».
Будут ли одобрены данные изменения? Сколько времени на это потребуется? Пожалуй, ответа на эти вопросы нет.
Отметим, что в бюджете 2017 г. было запланировано собрать 322 миллиона 750 тысяч рублей “дорожного налога”, а в проекте бюджета 2018 года — почти на 3 миллиона меньше.