Первый этап Кубка Беларуси по трековым гонкам 2011
Награды, разыгрываемые компанией «Ф-Авто» совместно с нашей газетой и ДОСААФ, нашли своих обладателей на первом этапе Кубка Беларуси по трековым гонкам.
«Этот день мы приближали как могли» – почему-то именно эта строчка из песни всплыла из памяти, когда спортсмены выезжали на построение. Благодаря усилиям, вложенным редакцией нашей газеты и генеральным партнером соревнований – компанией «Ф-Авто», летний трек все-таки состоялся – а спортсмены и любители баталий на овале отпраздновали свой локальный День победы.
Впрочем, разрешить самую главную проблему трека последних лет – это только полбеды. В БАФ у наших «трекменов» до сих пор нет «верха» – комитета, который был бы в состоянии решать вопросы, неизбежно возникающие по ходу сезона. В какой-то степени именно по этой причине болельщики были лишены возможности наблюдать за ходом сражений на овале стадиона «Заря» – ведь решать проблемы с организацией соревнований, по сути, просто некому!А ведь до этого белорусский автоспорт два года обходился без самой зрелищной, понятной и любимой болельщиками дисциплины – летнего автотрека. Оба сезона на пути организаторов (БАФ вместе с ДОСААФ) возникала непонятная причина срыва соревнований – мол, не набралось у нас участников. Для кого проводить-то? С разъяснениями сложившийся ситуации мы написали не один материал, потому в которой раз нагнетать обстановку мы не будем. В конце концов, председатель Центрального совета ДОСААФ Анатолий Степук в февральском интервью нашей газете дал нам клятвенное обещание: «Летний трек состоится!» Как видим, слова не разошлись с делом и проведение летнего Кубка страны наконец-то сдвинулось с мертвой точки после двухгодичной паузы.
К слову, едва не сорвался и первый этап летнего кубка уже в нынешнем году. Многие спортсмены признавались, что о соревнованиях узнали чуть ли не в последний момент. Возможно, БАФ просто нужно более тщательно относиться к вопросам популяризации автоспорта? Возьмем для наглядного примера тот же сайт Федерации. Анонса мероприятий мы не найдем нигде! Единственная информация о трековых гонках – скупая строчка в календаре. И все. Что не позволяет сделать собственную пресс-службу, которая будет анонсировать мероприятия и рассказывать о прошедших событиях, налаживать связи со СМИ? Ведь подобный ход сыграет только во благо Федерации и автоспорта в целом. Неужто оплачивать труд адекватного пресс-секретаря – это настолько неподъемно, что может подорвать бюджет Федерации? В общем, традиционно много вопросов с размытыми либо полностью отсутствующими ответами.
Предфинальные заезды
Потому неудивительно, что соревнования собрали всего-то 10 (!) участников. Один из самых титулованных белорусских спортсменов современности, Андрей Остапенко, так и вовсе демонстративно проигнорировал соревнования. Вместо этого гонщик отправился в Брест постигать азы картинга (подробнее об этом вы можете прочитать на следующих страницах – прим. автора). Не хватало действу и других главных героев: чемпиона РБ по зимним трековым гонкам Сергея Выдронка, призера соревнований Ивана Русских вкупе с еще несколькими талантливыми пилотами. Не хватало болельщикам и своего «зимнего» кумира – Андрея Муравейко на «Запорожце». Перед уникальным шоу-каром окончательно опустился шлагбаум, запретивший ему участие в соревнованиях на основании регламента. Тем не менее организаторы нашли-таки лазейку и выпустили любимца на «волю» вдоволь надышаться горячим воздухом борьбы. Но об этом чуть позже.
Ввиду совсем скромного количества участников заезды было решено проводить по «таблице девяти» с одним запасным, коим являлся Андрей Разбицкий. Из-за этого чуть-чуть пострадала зрелищность гонок: участники стартовали в каждом заезде втроем, а не вчетвером, как обычно. В то же время отсутствие еще одного соперника не сильно отразилось на нацеленности спортсменов в споре за высокие места. Борьбу борт в борт никто не отменял!
Адреналина, впрочем, хватало не только в конце заездов, но и в их начале. К примеру, уже в первом своем заезде внимательных болельщиков изрядно напугал Алексей Ревотюк. Лидировавший в своей мини-гонке спортсмен создал себе неплохой отрыв и спокойно контролировал ситуацию. Лишь из-под заднего бампера непрекращающейся струей сочилась непонятная прозрачная жидкость. Присмотревшись, зрители ужаснулись – жидкость выходила не из-под бампера, а немного сверху, из отверстия топливного бака. То есть это был бензин! Опасливые догадки подтвердились еще и соответствующим запахом горючего вещества, распространившимся вплоть до первых рядов трибун. К счастью, зажженной спички ни у кого рядом не было. Минчанин уверенно довел заезд до победы. На следующую гонку он выходил с подлатанным началом топливной системы.Особенно эффектно смотрелось прохождение пилотами виражей. Прочный снежный бурт, опоясывавший трассу зимой, теперь исчез и обнажил хрупкий деревянный забор. Естественно, что ныне тактика прохождения поворота без сброса газа и с упором в бурт ну никак не могла бы пройти. Иначе пилот мог бы оказаться за пределами трека. Однако все спортсмены пребывали в здравом уме и не пробовали даже выезжать на внешний радиус. Лишь изредка, в следствие перебора в скорости гонщик мог чуть-чуть сбиться с идеальной траектории и «выплыть» наружу. Но в большинстве случаев пилоты ехали по правильному курсу гоночной траектории: «внешняя – внутренняя – внешняя». Отсутствие альтернативных вариантов приводило к тому, что некоторые заезды без преувеличения можно было назвать «паровозными» (т.е. гонщики дружно, чинно и мирно, рассчитавшись на первый-второй-третий, следовали друг за другом без посягательств на место впереди едущего). Благо, такое бывало не часто.
Немало улыбок доставил болельщикам Павел Шеревера. Во-первых, зрители с самых первых заездов начали едва ли не принимать ставки на то, в каком заезде минчанин сойдет – так уж сильно он выкручивал мотор своей «восьмерки» в звон, что, казалось, агрегат вот-вот должен умереть. Однако двигатель, на удивление, выдержал. Зато отказали замки багажника – и восьмерка обрела массивное антикрыло. Возможно, это даже оказывало какое-то преимущество – однако техкомиссию это не заинтересовало. А зря: может, Павел испытывал какую-то хитрую систему укрощения прижимной силы, вроде DRS в Формуле-1? Шутки шутками, но внезапно для большинства любителей автоспорта минчанин, пропустивший зимний трековый сезон, вдруг оказался в числе соискателей двух главных трофеев. Проще говоря, вышел в финал соревнований, что с Шереверой случается очень редко (если вообще случалось ранее). Впрочем, там ему навязать борьбу не удалось – уж слишком хороши были конкуренты.
Зато не заладился день у Александра Стефановича – действующего чемпиона Беларуси по летним трековым гонкам. Подумать только – свой титул гонщик завоевал аж в 2008-м году, однако лишь в 2011-м благодаря ситуации, описанной в начале материала, он наконец-то смог выехать на защиту своего звания! Первая попытка вышла комом. Выкрашенный в полностью синий цвет Opel Astra поначалу вез своего хозяина к победам, но потом внезапно начал хандрить, а затем и вовсе попросил отдыха. Тем не менее, Александр продолжал пришпоривать свою немецкую «лошадку», однако это так ни к чему и не привело – по итогам предварительных заездов Стефанович «насобирал» лишь на 7-8 место в зачете Кубка Беларуси после первого этапа из трех запланированных. Пока не густо – ждем, что будет дальше.
Финальные и суперфинальные заезды.
Перед вторым и заключительным финальным заездом казалось, что все предельно понятно и очевидно. Есть лидер, машина которого позволяет вырваться со старта едва ли не на целый корпус, и есть остальные, чьи автомобили будут послабее и разыграют между собой два оставшихся места на подиуме. Однако в ход действа вмешалась техника, которая имеет свойство так ломаться в самый неподходящий момент.В финал благодаря стабильному завоеванию нужных очков прошли Сергей Лапицкий, Геннадий Садовский, Олег Стасевич и Павел Шеревера. Со старта первого финального заезда инициативу захватил Сергей Лапицкий, ловко оторвавшийся от конкурентов. За его спиной развернули военные действия Геннадий Садовский и Олег Стасевич. Борисовчанин на ядовито-зеленой «восьмерке» весь заезд нырял в любую щель, образовывавшуюся между машиной Садовского и границей трассы. Однако Геннадий был неприступен аки передвижная крепость – в каком порядке вошли в первый поворот, в таком заезд и закончили.
Однако организаторы соревнований дают Сергею и сотоварищам второй шанс. И не только им! В суперфинале на Кубок «Ф-Авто» встретятся не только финалисты, но и двое тех, кто в соревнованиях не участвовал: любимец публики Андрей Муравейко на «Запорожце» получил право принять участие. К нему в пару добавился спортсмен, хорошо знакомый любителям автослалома и даже несколько лет назад выступавший в трековых гонках – Дмитрий Баркан! Смахнув пыль со своей трековой Honda CRX от сезонов простоя, минчанин выехал на стадион (правда, без перчаток – куда смотрели судьи, когда допускали пилота к старту?). Возвращение Баркана в трек выдалось, к сожалению, совсем коротким – всего 4 круга. Дальше Дмитрий не сумел пройти из-за не самой лучшей подготовки. Пилоты едва преодолели метров десять со старта, как машина лидера соревнований Сергея Лапицкого неожиданно упокоилась, торча в заборе. Разбор эпизода на видеоповторе показал – контакта с другими соперниками не было, вся вина за сход лежит на технике. Вот Honda Civic, разгонявшаяся со старта, едет абсолютно прямо. И вдруг в траекторию движения «японки» как будто вмешивается чья-то огромная и невидимая рука – и машина неуправляемо влетает в забор. Для Сергея Лапицкого борьба на этапе Кубка Беларуси окончена – он третий, а машину с неестественно вывернутым наружу колесом увозят в закрытый парк на погрузчике. Геннадий Садовский при этом заезд выигрывает и автоматически становится победителем первого этапа Кубка Беларуси, даже несмотря на равенство очков с пришедшим следом Олегом Стасевичем.
Ну а триумфатором суперфинала стал… Сергей Лапицкий! Механики сотворили маленькое чудо, и на суперфинал Civic минчанина приехал в полной боевой готовности. После первого поворота Сергей был третьим, перед последним кругом – вторым, а на последнем – первым! А с какой экспрессией Лапицкий праздновал триумф в Кубке «Ф-Авто»… Остановив свою Honda прямо перед трибунами, Сергей быстро открыл дверь, и на эмоциях стал бешено, словно Зевс-громовержец, сотрясать воздух руками от неожиданно свалившегося на него счастья. В тот момент настигло ощущение, будто мы все находились не в Беларуси, а где-нибудь в Европе, потому что в наших широтах такое бурное проявление победной радости встречается. Тем более что своей безграничной радостью Сергей Лапицкий делился не с механиками и даже не с женой – свой безумный танец победителя триумфатор исполнил для болельщиков. Это, согласитесь, вообще очень редкая ситуация.
Герои этапа
Если оценивать действия спортсменов и их команд действительно с точки зрения подвигов, то тут вне конкуренции бригада механиков Сергея Лапицкого. За перерыв привести машину из кондиции «поезд далей не ідзе» до состояния, будто машина и не была ни в какой аварии, а все произошедшее на старте второго финала – это массовая галлюцинация. Или выдумка журналистов. Или еще что-нибудь. В общем, своим успехом и ценным призом от «Ф-Авто» (компания выделила в подарок победителю целый чоппер!) Сергей обязан лишь своим механикам.
Если оценивать действия спортсменов щедро, то именоваться героями заслуживает весь квартет финалистов. Садовский – за то, что неожиданно даже для самого себя выиграл. Стасевич – за стабильную езду, которая привела ко второму месту. Лапицкий – за феноменальную победу в Кубке «Ф-Авто» и бурное празднование своей виктории вместе с буквально «офанатевшими» зрителями. Павел Шеревера – за участие в финале. Пускай пока только в роли статиста, но ведь лучшее, как известно, еще впереди.
Ответы на вопросы мы продолжим получать 29 мая. В этот день на стадионе «Заря» состоится второй этап Кубка Беларуси по летнему треку. Примечательно, что на эту же дату выпадает также вторая гонка в чемпионате и первенстве Беларуси по картингу. И если никаких переносов и прочих форс-мажоров не произойдет, то «Автодайджест» сделает все возможное, чтобы наши читатели смогли оказаться в курсе всех наиболее значимых автоспортивных событий Республики. Следите за публикациями!И наконец, если конкретизировать предпочтения, то героями можно считать обоих триумфаторов. Про Лапицкого уже сказано достаточно, потому обратим внимание на второго победителя. Вот скажите – разве кто-нибудь всерьез рассчитывал на победу Садовского? Особенно после невнятно проведенного зимнего сезона… А тут такая мини-сенсация. Успех стал неожиданным и для самого Геннадия – он долго не хотел спускаться с верхней ступени подиума, как бы наслаждаясь возвращением сюда. И если удастся удержать планку, то – чем черт не шутит – почему бы не замахнуться на весь трехэтапный Кубок?
Фото автора.