В российском городе Электросталь приступили к созданию местного военно-исторического музея.
Реализацией данного проекта занимается председатель городского отделения российской Межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество” майор запаса Игорь Комолов со своими коллегами. Первой должна появиться экспозиция, посвященная истории реактивных установок залпового огня “Катюша” и другой подобной техники. Для этого несколько копий таких машин электростальцы специально заказали в Санкт-Петербурге на одном из частных предприятий, производящем данную продукцию.
И первый экземпляр уже изготовлен. Им стал РСЗО на базе 3-осного советского грузовика ЗИС-6.
“У нас радостная новость: петербуржцы собрали первую для нас передвижную установку – БМ-13 “Катюша”, – отметил Игорь Комолов.
Изготовление модели началось в октябре прошлого года, а завершилось несколько дней назад.
Сборка шасси ЗИС-6
В качестве основы для создания копийной модели петербуржцы использовали раму от советского автомобиля ЗИЛ-157. Ее укоротили и заузили, чтобы габариты в точности соответствовали настоящей модели. На нее установили новодельную кабину с деревянным каркасом и задним скосом для монтажа установки и с оригинальными подножками. В салоне создатели автомобиля разместили зисовские панель приборов, руль и рычаг ручного управления. Педали в автотехнике напоминают “коллег” из прошлого, но изготовлены, как и сидения, стеклоподъёмники, замки дверей и пр., в послевоенное время.
Принцип торможения автотранспортным средством сделали таким же, что и на ЗИС-6 – механическим. Нет гидравлики и нет пневматики.
“От ножной педали привод идет на средний мост, и торможение производится тягами. А от ручника – на задний мост. Это была наша специальная просьба, чтобы все соответствовало оригиналу”, – объяснил Игорь Анатольевич.
Все колеса имеют современную резину. Два передних “обуты” в шины с подкачкой, а восемь задних (на среднем и заднем мостах) и запасное – покрышки гусматик. А вот диски родные и представляют историческую ценность.
В качестве двигателя используется бензиновый 6-цилиндровый мотор от 157-го ЗИЛа объемом 5,55 л, но подогнанный под размеры грузовика “шестерки” производства завода имени Сталина, с новым бензонасосом.
Облицовка радиатора со значком “ЗИС” та же, что устанавливалась на автомобили Московского автозавода в тридцатые годы прошлого столетия.
В декабре 2021-го, когда сборка автомобиля была завершена, Игорь Комолов съездил в северную российскую столицу и лично проверил собранную автотехнику.
“Двигатель набирает обороты стабильно, холостые держит и не дымит”, – рассказал представитель организации-заказчика.
Совершил Игорь Анатольевич и первый пробный выезд на автотранспортной технике. И лично убедился в том, что все системы новодельного “трехосника” работают и исправны. И подвел итог: “Машина готова к тому, чтобы принять на свою раму реактивную установку “Катюша”.
Монтаж установки БМ-13 “Катюша”
После сборки базового шасси начались работы по установке на него точной копии самой реактивной системы “Катюша”.
“Интересно, что сами направляющие установки (рельсы) оригинальные, найденные в ходе поисковых работ на местах боев”, – уточнил Игорь Комолов.
А ракеты, внешне соответствующие оригиналам, изготовлены из пластика. Кстати, в кабине установлен настоящий пульт их управления.
P.S. Сейчас в Санкт-Петербурге заканчивается сборка второй модели реактивной установки залпового огня “Катюша” для электростальцев на шасси американского оригинального автомобиля Studebaker U56. Планируется, что в конце марта – начале апреля она будет готова. Тогда оба автомобиля привезут в Электросталь.
Первый показ автотранспортных средств планируется провести 9 мая на военном параде, который пройдет в городе.
И еще. После доставки БМ-13 “Катюша” на шасси ЗИС-6 председатель электростальского отделения российской Межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество” планирует провести с моделью некоторые дополнительные работы. В частности, заменить установленные сейчас на машине фары от ЗИЛ-157 на оригинальные. Их рассчитывают найти в Москве. В будущем планируются и другие изменения.
“Такие машины нам очень дорого обходятся, поэтому что-то придется сделать самим”, – поделился планами Игорь Комолов.
Россиянин изучил множество фотографий и проштудировал большое количество специализированной литературы, посетил военно-исторический музей “Артиллерии, инженерных войск и войск связи” в Санкт-Петербурге, одним из экспонатов которого является настоящая БМ-13 “Катюша” на шасси ЗИС-6, и готов к проведению данного процесса.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото И.Комолова
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Музей “Катюш” в Электростали