6 июня 2015 года в самом центре Москвы состоялся первый в истории мирового автоспорта российский этап Чемпионата FIA Formula Е – гонки на электрических одноместных болидах. После Майами, Буэнос-Айреса, Монако, Пекина и других крупных городов мира гонка теперь прошла в Москве – трасса проложена в самом центре столицы, у стен Кремля.
«Компания Мишлен поражена глобальным масштабом нового чемпионата Formula Е (FIA), – отметил Серж Гризан (Serge Grisin), руководитель программы участия Мишлен в Formula E. – Мы поддерживаем данный проект с самого зарождения не только из-за технологического интереса для Группы, но и потому, что гонки проводятся в центральных частях крупнейших городов мира. Формат этого нового соревнования идет в ногу со временем. Чемпионат будет интересен для зрителей, а также продемонстрирует, что автомобильные гонки способны предлагать практичные решения современных проблем автотранспортной отрасли. Мы убеждены, что чемпионат Formula Е (FIA) является городской лабораторией для дорожного движения будущего».
Мишлен: почему Formula Е?
Когда Международная автомобильная федерация (FIA) пригласила потенциальных технических партнеров принять участие в новом классе автогонок Formula Е, компания Мишлен первой откликнулась на эту инициативу. Данное решение являлось стратегическим с точки зрения технологий, а также идеально соответствовало принципам Группы Мишлен и подразделения Michelin Motorsport.
- Вопрос мобильности
В центре внимания мирового гоночного Чемпионата Formula Е находятся вопросы, которым Группа Мишлен всегда уделяла особое внимание: продвижение концепции мобильности. Девиз «Движение к совершенству» является основополагающим принципом компании Мишлен с 1889 года.
- Место проведения
Этапы нового чемпионата проходят в центрах десяти крупных городов по всему миру. Благодаря такому формату проведения соревнований, включающему практику, квалификацию и гонку в один день, о MICHELIN смогут узнать не только поклонники данного вида спорта, но и жители городов. Наличие зоны e‑Village с различными активностями, расположенной рядом с гоночной трассой, поможет наглядно продемонстрировать публике роль инноваций в развитии устойчивой мобильности.
- Гонки как инструмент для научных исследований и разработок
Каждое мероприятие, в котором участвует подразделение Michelin Motorsport – это полигон для испытаний новых технологий с целью их последующего применения в шинах нового поколения. Formula Е, эксклюзивная территория автомобилей с мощными электродвигателями, является для компании Мишлен ценным источником полезной информации, которая будет использована для повышения энергоэффективности шин MICHELIN в целом, а не только шин для электромобилей. Сниженное сопротивление качению позволит всем клиентам французской компании экономить энергию, источником которой может быть бензин, дизельное топливо или электричество.
- Важен каждый шаг
В развитии устойчивой мобильности даже маленький шаг является значительным: например, благодаря использованию шин MICHELIN Energy EV для первичной комплектации запас хода электромобиля Renault ZOE увеличился на 6 %. Безусловно, это только первый шаг на инновационном пути Мишлен, но однако, это является важнейшим технологическим достижением, преимущества которого скоро будут воплощены в других шинах MICHELIN.
MICHELIN Pilot Sport EV: новая революция в шинах
В современном автоспорте появилась новая, уникальная в своем роде шина – MICHELIN Pilot Sport EV. Под видом массового продукта скрывается революционная шина, которая обладает беспрецедентными характеристиками.
Шина MICHELIN Pilot Sport EV разработана специально для первого чемпионата мира по гонкам на электромобилях – Formula Е – и выглядит аналогично шине MICHELIN Pilot Sport Cup 2, которая омологирована на первичную комплектацию таких престижных спорткаров как Ferrari 458 Speciale, Mercedes SLS-AMG Black Series или Porsche 918 Spyder.
Благодаря боковине с «бархатным» эффектом (Michelin Velvet Technology™), типоразмерам шин передней и задней оси (245/40R18 и 305/40R 18 соответственно) и рисунку протектора, MICHELIN Pilot Sport EV производит впечатление обычной шины. В действительности, MICHELIN Pilot Sport EV – это настоящая гоночная шина, разработанная с применением новейших технологий и обладающая высочайшим уровнем характеристик.
Одна гонка – одна шина
Впервые в истории мирового гоночного чемпионата, особенно среди одноместных болидов, каждому автомобилю, вне зависимости от погодных условий, предлагается один комплект шин на весь гоночный день (практика, квалификация и гонка). На мокром или сухом треке, в холодных или жарких погодных условиях, участники чемпионата получают одинаковые для всех команд шины без ущерба для безопасности и производительности. Именно в этом заключается основное преимущество шины MICHELIN Pilot Sport EV: абсолютная универсальность, а это означает, что компания Мишлен может сократить количество шин, произведенных и поставляемых для каждой гонки (около 200 для 40 автомобилей), значительно снизив уровень негативного воздействия на окружающую среду. Для сравнения: даже несмотря на 40%-ое сокращение количества, используемых в гонках шин за последние два года для проведения одного этапа Международного чемпионата мира по ралли FIA потребовалось бы 1500 шин для аналогичного количества автомобилей.
18-дюймовая революция
Компания Мишлен предложила идею, и FIA взялась за ее воплощение. Диаметр колесного диска для болидов чемпионата Formula Е составляет 18 дюймов. Почему выбран именно этот диаметр? Во-первых, компания Мишлен всегда отдавала предпочтение гоночным автомобилям, на которых установлены колеса и шины тех же размеров, что и на обычных автомобилях, стремясь, таким образом, перенести технологии с гоночных трасс на дороги общего пользования. В Формуле 1, например, используются диски 13 посадочного диаметра, а шины отличаются твердыми боковинами и большой шириной профиля. Данные параметры усложняют возможность применения информации, полученной в рамках гонок, для массового производства шин. Благодаря использованию в гонках шины MICHELIN Pilot Sport EV типоразмера 245/40R 18, широко используемого в настоящее время на легковых автомобилях, чемпионат Formula Е для Мишлен – это настоящая испытательная лаборатория с последующим производством серийных шин нового поколения. Во-вторых, диаметр 18 дюймов был выбран по результатам исследований в области энергоэффективности. Шина с низким профилем боковин подвержена меньшей деформации при качении, что снижает объем выделяемого при качении тепла и способствует снижению расхода топлива.
Магия «умных» шин
Одним из ключевых факторов успеха в автоспорте является сбор и анализ информации для понимания всех процессов, происходящих внутри автомобиля. По этой причине было принято решение внедрить микросхему радиочастотной идентификации (RFID) в шину MICHELIN Pilot Sport EV. Специальный чип интегрирован в боковину шины и помогает отслеживать её историю с момента производства до возвращения на завод для утилизации. Кроме того, это микрокомпонентное запоминающее устройство может содействовать как командам на гоночном треке, так и инженерам компании Мишлен. Работая в тандеме с датчиками температуры и давления воздуха в шине, чип передает достоверную информацию о нагрузках, которые испытывает шина. Эта ценная информация помогает инженерам компании Мишлен анализировать поведение шин на каждом этапе эксплуатации и быстро применять полученные знания на практике, как для гоночного трека, так и для массового производства шин.
Шины, энергоэффективность и мобильность: беспроигрышная комбинация
Шины играют ключевую роль в развитии устойчивой мобильности: учитывается не только влияние на окружающую среду, но и тот факт, что шины могут способствовать снижению энергопотребления автомобиля. Как? Это прямая зависимость…
Низкое сопротивление качению, меньшая масса, большая долговечность, повышенная универсальность = сниженное потребление энергии, увеличенный запас хода, сниженные выбросы и меньшее количество сырья…
А теперь рассмотрим каждый фактор подробно.
Сниженное сопротивление качению: на долю шин приходится 20 % энергии, необходимой для движения автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, и до 30 % для электромобилей. Сниженное сопротивление качению шин автомобиля (а технологии нового поколения позволяют сегодня сделать это без ущерба для остальных эксплуатационных характеристик шины) позволяет сократить расход топлива для приведения автомобиля в движение.
Меньшая масса: вес является негативным фактором, особенно если речь идет об автомобиле, потому что, чем меньше масса, тем меньше энергии требуется для передвижения. Компания Мишлен постоянно снижает массу своих шин, в то же самое время, сохраняя и даже улучшая их потребительские свойства. Использование меньшего количества сырья, прежде всего, нацелено на снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду. Сделать большее из меньшего количества сырья стало возможным благодаря новым технологиям и инициативам инженеров Мишлен.
Большая долговечность: каждый автопроизводитель старается обеспечить автомобилю максимально возможный пробег, и здесь компания Мишлен также преуспела. Основная задача – поддерживать одинаковый уровень эксплуатационных характеристик на протяжении 30–40 тыс. км или через 3–4 лет эксплуатации. Это является еще одним преимуществом шин MICHELIN. С точки зрения воздействия на окружающую среду, чем дольше вы используете один комплект шин, тем меньшее количество шин вам понадобится на весь период эксплуатации автомобиля.
Большая универсальность: в то время как в большинстве гоночных категорий замена шин происходит с учетом износа и погодных условий, гонщики чемпионата Formula Е будут использовать один и тот же комплект шин от старта до финиша в течение всего гоночного дня. Эта именно та универсальность, к которой следует стремиться в рамках автоспорта, а также часть важной инициативы по защите окружающей среды.
КАК СООТНОСЯТСЯ ЦИФРЫ
Меньшее потребление топлива или энергии: это главное преимущество – результат усилий Мишлен, вложенных в разработку конструкции шины, и позволяющий автопроизводителям сократить потребление энергии за счет использования более легких шин с меньшим сопротивлением качению.
Больший запас хода: непосредственный результат изложенного в предыдущем пункте, вне зависимости от типа используемого автомобиля. Когда речь идет о природном топливе, то меньший расход топлива свидетельствует о большем запасе хода. Тот же принцип применим и к аккумуляторным батареям электромобилей, в которых хранится энергия для передвижения: снижение потребления энергии увеличивает запас хода электромобилей между зарядами аккумуляторных батарей. Например, шина MICHELIN Energy EV, которая устанавливается на электромобиль Renault ZOE в качестве первичной комплектации, увеличивает запас его хода на одном заряде аккумуляторной батареи до 6 %, что свидетельствует о значительной экономии энергии.
Сниженные выбросы: снижение энергопотребления помогает уменьшить объем выбросов, но дело не только в этом. Следует принимать во внимание весь процесс разработки, производства, транспортировки шин, что возвращает нас к исходному уравнению. Меньшее количество используемого сырья в сочетании с повышенной энергоэффективностью шин способствует значительному снижению выбросов на всех этапах – от производства до утилизации шин.
Меньшее количество сырья: охрана природных ресурсов заключается в экономии сырья в процессе производства и стремлении увеличить срок службы шины.
В жизненном цикле шины существует множество факторов, на которые компания Мишлен может воздействовать, чтобы помочь окружающей среде и развитию устойчивой мобильности. Компания Мишлен применяет экологически безопасные методы в производстве шин, которые отвечают ожиданиям как автопроизводителей, так и потребителей – от выбора сырьевых материалов до способа их получения, транспортировки, создания конечного продукта, вывода на рынок и дальнейшей их утилизации.
С гоночных треков на дороги общего пользования: линейка новых шин MICHELIN Pilot Sport
В соответствии с концепцией MICHELIN Total Performance, которая означает одновременное улучшение всех значимых характеристик в шине, компания Мишлен стремится повысить удовольствие от вождения и совершенствовать спортивные характеристики без ущерба для безопасности новых шин MICHELIN Pilot Sport EV, предназначенных как для массового потребителя, так и для автоспорта.
Эти шины имеют одну общую черту: они разрабатываются в соответствии с характеристиками автомобиля, на который устанавливаются. Сегодня шины премиального класса являются неотъемлемой частью спортивного автомобиля, что позволяет водителю как на гоночном треке, так и на дорогах общего пользования в полной мере раскрывать потенциал своего автомобиля. Для формата гонок это означает улучшение времени прохождения круга на трассе.
MICHELIN Pilot Sport Cup 2: эта шина стала «суперспортивной» благодаря тесному сотрудничеству с автопроизводителями уже на первых этапах разработки модели. Такой подход позволяет предложить автопроизводителям и потребителям шину, разработанную специально для конкретного автомобиля. При разработке шины были применены технологии, пришедшие из мира автоспорта: различная по составу резиновая смесь для внешней и внутренней частей протектора, арамидные волокна для снижения деформаций, а также технология Track Variable Contact Patch 3.0™, позволяющая оптимизировать распределение нагрузок и температуры в пятне контакта шины. Данные технологии позволяют обеспечить высокий уровень сцепных характеристик шины на любом типе покрытия. Шина MICHELIN Pilot Sport Cup 2 поставляется в качестве первичной комплектации для таких эксклюзивных моделей автомобилей, как Ferrari 458 Speciale, Mercedes SLS-AMG Black Series и Porsche 918 Spyder.
MICHELIN Pilot Sport EV: эта шина была специально разработана для гоночного чемпионата Formula Е на одноместных автомобилях, оснащенных мощными электромоторами, которые способны развить максимальный крутящий момент даже на малых оборотах. Это означает, что эти особенные шины должны быть способны передавать крутящий момент с самого старта и обеспечивать высокий уровень тягово-сцепных свойств на прямой и в поворотах. Разработанные исключительно для электромобилей, шины MICHELIN Pilot Sport EV должны также иметь пониженное сопротивление качению для экономии заряда аккумуляторных батарей. Последнее, но не менее важное: состав резиновой смеси протектора разработан с применением технологий последнего поколения, которые позволяют эксплуатировать эту шину как на сухой, так и на мокрой трассе. Эта способность является её радикальным отличием от шин других гоночных категорий и подчеркивает выдающиеся характеристики новой технологии.
MICHELIN Pilot Sport H4/S4: эта асфальтовая шина, созданная специально для чемпионата мира по ралли (WRC). Варианты H4 (с жестким составом смеси) и S4 (с мягким составом смеси) представляют собой совершенно новые разработки с точки зрения конструкции, структуры и протектора шины. Шины были представлены широкой публике в июле 2014 года на ралли в Финляндии, а их гоночный дебют состоялся в рамках ралли в Эльзасе (Франция) 9–12 октября прошлого года. Созданная на той же платформе, что и MICHELIN Pilot Sport Cup 2, эта шина также призвана обеспечить универсальность: нет необходимости устанавливать дождевую шину в неблагоприятных погодных условиях. Аналогично MICHELIN Pilot Sport EV, посадочный диаметр этой шины составляет 18 дюймов (шины MICHELIN для гравийных этапов ралли имеют посадочный диаметр 15 дюймов).
«Бархатные» боковины: отличительная особенность первоклассных шин MICHELIN
Благодаря технологии Velvet Technology™, предусматривающей применение микрогеометрических методик в процессе вулканизации, удалось создать контраст на определенных участках наружной боковины шины, придав надписям «эффект бархата».
Линейка шин MICHELIN Pilot Sport демонстрирует опыт компании в создании сверхвысокоскоростных шин и подчеркивает преимущества, которые такие шины могут предоставить автомобилистам. Шины MICHELIN Pilot Sport воплощают в себе опыт компании, накопленный в ходе участия в гонках, и умение применять его при создании новых поколений шин.
Мишлен: Formula Е открывает путь инновациям
С точки зрения поиска технологических решений и их применения при разработке новых моделей шин для массового потребителя Formula Е не отличается от других дисциплин, в которых принимает участие компания Мишлен. Но есть одно существенное отличие: Formula Е – это абсолютно новый чемпионат, а это означает, что начинать нужно было все с чистого листа.
Хорошая стартовая площадка
Проект оказался захватывающим приключением с огромными перспективами: инженерам спортивного подразделения Michelin Motorsport пришлось начать с чистого листа, чтобы разработать шину MICHELIN Pilot Sport EV. При этом работа велась параллельно с процессом создания нового гоночного автомобиля. Мишлен удалось создать идеальную шину для одноместных болидов, а также получить многочисленные наработки для будущих проектов. Совместная задача стала напоминанием всем производителям о необходимости тесного сотрудничества для успешного достижения поставленных целей.
Для старта чемпионата организаторы предоставили всем командам идентичные автомобили, но со второго сезона соревнований технический регламент будет менее строгим: команды смогут разрабатывать новые технологии самостоятельно или в сотрудничестве с автопроизводителями или исследовательскими университетами. Это является очень важным шагом в понимании природы новой гоночной категории как настоящей испытательной лаборатории для развития будущей мобильности.
Автомобили будущего: нужны разные шины
Дефицит нефти растет. Это приведет к замене ее не отдельным видом топлива, а несколькими альтернативными источниками энергии. Современные автомобили, некоторые из которых все еще в качестве топлива используют бензин, – это автомобили с гибридной силовой установкой (бензин или дизель + электродвигатель), гибриды, заряжаемые от электросети (обеспечивает запас хода от 20 до 50 км только на электротяге, а затем возвращает к использованию ДВС), водородомобили (используют топливные элементы, преобразующие водород в электроэнергию) или полностью электрические автомобили. И несмотря на то, что современные дизельные и бензиновые автомобили уже используют шины, которые соответствуют их техническим характеристикам, потребность доработки шин под характеристики конкретного автомобиля в скором времени возрастет еще больше. Масса, система АБС, аэродинамика, необходимость в оптимизации запаса хода, расчет которого основан на других критериях – все это означает, что любой тип двигателя или электромотора, любая модель, смогут полностью раскрыть свой потенциал, используя подходящие автомобилю шины. Технические решения, разработанные с учетом конкретных особенностей заказчика, – это возможность для компании Мишлен внести свой максимальный вклад в развитие мобильности.
Стратегия MICHELIN Total Performance на чемпионате Formula Е: раскрывая новые возможности
При разработке своих шин компания Мишлен следует уникальной стратегии MICHELIN Total Performance. Она заключается в одновременном совершенствовании всех характеристик с целью создания максимально сбалансированного продукта. Каждый раз, когда Мишлен разрабатывает или совершенствует линейки шин, как для гоночных треков, так и для дорог общего пользования, работа осуществляется по четырем ключевым направлениям в улучшении качества продукта: конструкция шины, материалы, профиль шины и протектор. Сложность состоит в том, что некоторые характеристики считаются взаимоисключающими с точки зрения законов физики. Для преодоления этих почти неразрешимых противоречий компания Мишлен использует инновационный подход, который является ключевым в развитии новых технологий.
Каждая из дисциплин автоспорта вносит свой собственный вклад в виде важной информации в общую научно-исследовательскую деятельность Группы. Например, на чемпионате мира по гонкам на выносливость (FIA WEC) интерес Мишлен заключается в исследованиях, направленных на улучшение соотношения времени круга и универсальности шины, изменчивых погодных условий и неизменности характеристик единственного комплекта шин на всю гонку. Данные, собранные здесь, используются для разработки первоклассного продукта для уже сформировавшихся рынков. На чемпионате мира по ралли (WRC) компания Мишлен фокусируется на взаимосвязи между техническими характеристиками, выносливостью и прочностью шины. Это идеальная лаборатория по разработке шин для развивающихся стран, дорожная сеть которых еще только формируется: дороги отсутствуют совсем либо имеют плохое качество покрытия.
Чемпионат Formula Е представляет для компании Мишлен интерес с точки зрения исследования взаимосвязи между техническими характеристиками и энергоэффективностью. Эта важная информация необходима для создания шин для автомобилей будущего. К примеру, Exagon Furtive e-GT, спортивный электромобиль, сконструированный во Франции, и Porsche 918 Spyder, требуют выдающегося уровня характеристик от шин MICHELIN, которыми они оснащены и которые способствуют увеличению запаса хода тяговой аккумуляторной батареи.
Когда водитель садится за руль, он должен быть полностью уверен как в автомобиле, так и в шинах. Некоторые из технических параметров противоречат друг другу: например, тормозной путь и сцепление в поворотах оказывают влияние на долговечность шины, а достижение таких характеристик как низкое сопротивление качению и обеспечение короткого тормозного пути представляет собой сложную технологическую задачу.
Новые материалы и передовые технологии позволяют инженерам компании Мишлен совершенствовать одни характеристики шины без ущерба для других, а каждая процедура омологации утверждается автопроизводителем. Бренд стремится обеспечить все шины всеобъемлющим набором характеристик, чтобы удовлетворить требованиям клиентов каждого рыночного сегмента.
В компании Мишлен есть название этому уникальному процессу, лежащему в основе ее стратегии: MICHELIN Total Performance.
Экскурс в историю
С точки зрения продвижения мобильности, компания Мишлен всегда выступала пионером, предоставляя автолюбителям различные услуги для более удобного и безопасного передвижения и для более высокого качества жизни. С момента своего основания в 1889 году компания Мишлен шла рука об руку с автолюбителями, предоставляя подробные карты и путеводители с предложением лучших маршрутов, помогая экономить топливо и снижать негативное воздействие на окружающую среду.
Компания Мишлен всегда выступала в поддержку развития мобильности, в частности устойчивой мобильности; выступала ключевым техническим партнером различных ярких мероприятий. 29 апреля 1899 электромобиль JAMAIS CONTENTE, оснащенный шинами MICHELIN, впервые преодолел отметку в 100 км/ч. Почему чемпионат Формулы Е должен быть исключением?
Formula Е: продвижение электромобилей и идеи диверсификации
Примерно 80 % от общего загрязнения воздуха в центрах городов приходится на 20 % наиболее неэкологичных автомобилей. Помимо необходимости в процессе «омоложения» парка транспортных средств (не только легковых, но и коммерческих автомобилей, в том числе развозных), данная ситуация свидетельствует о том, что перенасыщение центров городов и большое количество неподвижных автомобилей с работающими двигателями вызывают выбросы значительной части CO2 в атмосферу Таким образом, создание экологичной сети общественного транспорта, а также внедрение экологически чистых транспортных средств поможет существенно снизить уровень загрязнения атмосферы. Чемпионат Formula Е способствует продвижению электромобилей, которые в настоящее время являются наилучшей альтернативой транспортным средствам с топливными двигателями. Создание отлаженной транспортной инфраструктуры, предлагающей различные варианты передвижения и отказ от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания за пределами городов в пользу велосипедов, автобусов, трамваев, электромобилей, перемещения пешком и пр.), может привести к значительному снижению уровня загрязнения в центрах городов.
Компания Мишлен и чемпионат Formula Е привержены принципу продвижения альтернативных источников энергии и поиску новых решений, которые пойдут на пользу развитию мобильности и созданию экологически безопасной транспортной системы.
Чемпионат Formula Е под эгидой FIA: новый класс, новые возможности
Впервые в истории автоспорта гонки Чемпионата Formula Е под эгидой Международной автомобильной федерации (FIA) пройдут в центрах городов, что представляет ряд преимуществ как для участников, и зрителей, так и для окружающей среды.
Практически все этапы чемпионатов мира – раллийные гонки или Гран-при – проводятся на загородных трассах, чтобы свести к минимуму дискомфорт местных жителей, связанный с шумом. В некоторых случаях гонки организуются на закрытых трассах. Таким образом, участникам соревнований приходится преодолевать большие расстояния по дорогам общего пользования. Более того, эти мероприятия притягивают к себе внимание сотен тысяч людей, в результате чего основная масса вредных выбросов приходится не на долю гоночных автомобилей или автомобилей технической службы, а на количество автомобилей приезжающих и уезжающих гостей.
Formula Е – это самый экологичный чемпионат, который проводится под эгидой Международной автомобильной федерации. Формат проведения гонок в центрах городов позволяет сделать зрелище более доступным для жителей и поклонников соревнований, которым не придется ездить далеко, чтобы увидеть гонку. Низкий уровень шума электродвигателей обеспечивает тишину и спокойствие при проведении гонок. Компания Мишлен вносит свой вклад в виде шины MICHELIN Pilot Sport EV. Эта «технологическая жемчужина» рассчитана на целый день эксплуатации на трассе (практика, квалификация и гонка) вне зависимости от погодных условий. Новинка поможет сотрудникам логистического отдела компании Мишлен сократить количество шин, поставляемых на гонки. Таким образом, для участия в соревнованиях 40 болидам необходимо иметь менее 200 шин на один гоночный уик-энд.
Подразделение Michelin Motorsport представляет шину MICHELIN Pilot Sport EV
Разработка гоночной шины представляет собой уникальный процесс. Он становится еще более особенным, когда дело касается шины для электроприводного гоночного автомобиля, доработка которого еще не завершена, и чемпионата FIA нового формата.
Имея в своем активе высококвалифицированных сотрудников и технологические разработки, компания Мишлен с готовностью приняла вызов создать новую шину.
Первым этапом разработки новой шины MICHELIN Pilot Sport EV стало формирование инженерной команды подразделения Michelin Motorsport. Для создания новой шины в сжатые сроки – один год, к процессу разработки были привлечены самые разные специалисты, каждый и которых внес свой собственный вклад в области компоновки, конструирования, химии информационных технологий и так далее.
Первой задачей команды была формулировка общей технологической концепции новой шины в соответствии с техническим регламентом Международной автомобильной федерации. При разработке этого документа пришлось учесть множество параметров. Первоочередным из них стал уровень характеристик, ожидаемых конечными пользователями (то есть пилотами Formula Е) в отношении сцепления, торможения, сопротивления качению и износостойкости. Второй задачей инженеров было создание продукта, соответствующего различным климатическим условиям, включая дождь или экстремальные температуры. Новая шина MICHELIN Pilot Sport EV была создана, чтобы обеспечить абсолютную универсальность: рисунок протектора с канавками гарантирует безопасность и великолепную управляемость как на мокром, так и на сухом покрытии. Необходимо помнить о том, что на момент разработки шины не было информации о конфигурации трасс Formula Е (различные типы асфальта, железнодорожные или трамвайные пути, булыжные мостовые – это все часть городских трасс) и окончательной технической спецификации одноместных болидов компании Renault Spark Racing Technologies. Таким образом, моделирование было, в некоторой степени, гипотетическим, но оно позволило инженерам компании Мишлен создать первую версию шины MICHELIN Pilot Sport EV.
Информационные технологии по защите окружающей среды
После определения концепции начался процесс разработки шины. Все шины существенно отличаются друг от друга: каждая шина состоит из четырех основополагающих элементов – внутренняя структура, используемое сырье, профиль и протектор. В разных шинах применяются различные типы элементов, которые должны сочетаться друг с другом – невозможно прорабатывать их по отдельности.
Компания Мишлен всегда находилась в авангарде шинной индустрии в области внедрения экологичных технологий. Использование мощных программных средств моделирования для виртуальных испытаний новейших технических решений позволяет специалистам компании Мишлен отказаться от создания множества прототипов, которые впоследствии необходимо дорабатывать. Программное обеспечение компании Мишлен позволяет имитировать различные дорожные ситуации, благодаря чему можно протестировать любую технологическую комбинацию в конструкции и протекторе шины. Только после определения технологической компоновки запускается мелкосерийное производство прототипных шин, которые впоследствии подвергаются лабораторным испытаниям и испытаниям на гоночных трассах.
Финальный этап – решающий
Сначала прототип подвергается испытаниям в лабораторных условиях. Безопасность – это приоритет компании Мишлен, поэтому прочность шин проверяют приложением усилий и нагрузок, значительно превышающих те, которые будут приходиться на шины в условиях реальной эксплуатации. В рамках стендовых испытаний инженеры компании Мишлен также оценивают выносливость шины. После этого шины устанавливаются на гоночные автомобили и тестируются профессиональными гонщиками, которых определяет компания Мишлен. Финальные испытания шины MICHELIN Pilot Sport EV на болиде Formula Е в окончательной спецификации проводились при участии инженеров компании-ответственных за проект и опытных пилотов, которые протестировали шины на трассе. Динамические испытания позволяют оценить как объективно, так и субъективно ряд характеристик шин. Гонщики MICHELIN Motorsport приступили к тестам с выбора трассы, на которой можно проанализировать коэффициент сцепления с дорогой. Каждый поворот гоночной трассы был разбит на четыре зоны: торможение, вхождение в поворот, прохождение апекса поворота и выход из поворота. Для получения максимально достоверных данных, ощущения гонщиков по завершении испытаний сравнили с показаниями акселерометра. Финальный этап испытаний шины MICHELIN Pilot Sport EV состоялся в апреле 2013 года на трассе Issoire Auverdrive Circuit с участием всех технических партнеров чемпионата Formula Е. В рамках проведения испытательных заездов были протестированы четыре версии шин, после чего была определена окончательная версия для чемпионата, а затем запущен процесс производства на заводе Катару в Клермон-Ферране (Франция).
На пути к более экологичным шинам: «Прогресс и ответственность Мишлен»
Защита окружающей среды и снижение вредного воздействия на различных этапах жизненного цикла шины всегда были ключевыми направлениями деятельности компании Мишлен. Конечной целью является создание шины, позволяющей снижать потребление энергии. Именно так появилась «зеленая шина», которая, сохраняя традиционный черный цвет, представляет собой инновационный продукт с точки зрения энергосбережения и охраны окружающей среды.
Как неотъемлемая часть автомобильной промышленности, шина играет существенную роль в формировании экоиндустрии. Улучшение любого из показателей состояния экосистемы представляет конечному пользователю непосредственные преимущества. Компания Мишлен использует экологичный подход на всех этапах жизненного цикла шины. Formula Е – это яркая иллюстрация экологической стратегии компания Мишлен, которой Группа следует на протяжении многих лет. Базовые принципы стратегии, лежащей в основе концепции «Прогресс и Ответственности Мишлен», являются основополагающими направлениями деятельности компании и формируют комплексный подход к решению задач.
«Прогресс и ответственность Мишлен» в шинах MICHELIN
Мишлен – это международная шинная компания. Для снижения вредного воздействия на окружающую среду Группа Мишлен направляет значительные инвестиции в свой основной продукт – шину. Принцип защиты окружающей среды представляет собой неотъемлемую часть технической спецификации каждой шины – документа, в котором определены параметры шины и который предоставляет инженерам основу для работы.
Рассмотрим следующий пример: перед разработчиками шины MICHELIN Pilot Sport EV стояла задача создать продукт, который будет демонстрировать превосходное сцепление как на мокрой, так и на сухой поверхности. Идея создания шины, адаптированной в равной степени к различным условиям ранее казалась невозможной. Основной целью компании Мишлен при разработке шин для Formula Е стала исключительная долговечность: шина должна выдержать все заезды (тренировка, квалификация, гонка) в течение всего этапа. Универсальность и выносливость играют важную роль в сокращении количества шин, поставляемых на чемпионат, а, следовательно, в сокращении производства, транспортировки и переработки после эксплуатации. Количество сырья, используемого в процессе производства шины, также оказывает влияние на окружающую среду. Именно поэтому одним из приоритетов компании Мишлен является снижение массы каждого последующего поколения шин. Инженеры французской компании запустили революционный процесс, разработав новые резиновые смеси и производственные операции, которые не только сохраняют, но и повышают уровень безопасности и характеристик шин при одновременном снижении их массы. Новейшие шины, созданные производителем из Клермон-Феррана для чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC) и чемпионата мира по ралли (WRC), являются более легкими, чем шины предыдущего поколения. Если точнее, то масса прототипных шин 2014 года для класса LMP1 уменьшена на 2 килограмма благодаря сокращению размера на 15% без ущерба для безопасности, скорости и выносливости. Не так давно компания Мишлен представила новую линейку раллийных шин Pilot Sport: новое поколение легче предыдущего на 0,5 кг. Уменьшение массы шины позволяет существенно сокращать расход топлива. Минимальное сопротивление качению – это еще один показатель, над которым Группа Мишлен работает уже более 20 лет. При вращении шина подвержена механическим воздействиям, вследствие которых она деформируется и нагревается, что отражается в потере энергии и увеличении расхода топлива. Таким образом, на сопротивление качению двигатель внутреннего сгорания тратит до 20% расходуемого топлива, а электродвигатель до 30% электроэнергии. За 20 лет специалисты компании Мишлен разработали уникальные технологии, которые направлены на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу и делают шину более устойчивой к механическим воздействиям. Formula Е предоставляет компании Мишлен возможность продолжать исследования и разработки в данном направлении, повышая уровень энергоэффективности.
«Прогресс и ответственность Мишлен» в производственном процессе
Параллельно с разработкой шин, которые наносят меньший вред окружающей среде, компания Мишлен подвергает все свои производственные процессы тщательному анализу с целью повышения их эффективности.
Что касается гоночных шин и новой шины MICHELIN Pilot Sport EV в частности, инженерам компании Мишлен удалось существенно продвинуться в разработках за счет применения самых передовых инструментов моделирования. Благодаря моделирующим программным средствам и испытательным инструментам, разработанным и произведенным внутри компании, специалисты Мишлен могут создать новую шину, не выходя из лаборатории. Это не только ускоряет процесс разработки и помогает быстрее реагировать на потребности рынка, но и позволяет значительно уменьшить количество шин, необходимых для производственных испытаний, а также сократить тестовый пробег для оценки их характеристик. Для завершения процесса разработки шин для Formula Е специалистам компании Мишлен понадобилось нескольких тестовых сессий.
Снижение вредных выбросов является прямым следствием усилий, которые прилагает компания Мишлен в данном направлении: производство, транспортировка и переработка меньшего количества шин, сокращение потребления энергии в ходе эксплуатации шин, применение более эффективных логистических и структурных схем; а также развитие технологий в автомобильной промышленности. Использование экологичного подхода на всех этапах производственного процесса поможет существенно снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. Кроме того, «зеленые» шины, как, например, шина MICHELIN Energy Saver Plus со сверхнизким сопротивлением качению, способствуют меньшему расходу топлива и выбросу CO2 в окружающую среду.
Экологически безопасная логистика
Сотрудники логистического отдела Michelin Motorsport всегда находятся на шаг впереди, определяя тип транспортного средства для перевозки шин задолго до начала спортивного мероприятия. Такой подход позволяет свести к минимуму количество шин, которое необходимо произвести и транспортировать, а также согласуется с деятельностью Международной автомобильной федерацией, направленной на снижение затрат, в соответствии с которыми участники чемпионатов получают в свое распоряжение все меньшее количество шин с каждым годом.
В рамках этого направления инженеры Michelin Motorsport нацелены на разработку еще более конкурентоспособных, универсальных и долговечных шин. Являясь частью и целью стратегии MICHELIN Total Performance, такой подход позволяет не только сэкономить материалы, но и снизить вредные выбросы, образующиеся при производстве, транспортировке, эксплуатации и переработке гоночных шин.