Первая сессия предсезонных тестов в Барселоне, завершившаяся на прошлой неделе, показала большое преимущество Mercedes перед стартом сезона. По крайней мере, основные соперники немецкой команды не то чтобы приуныли на тестах, но оптимизма заметно поубавили. И громких заявлений о борьбе за титулы уже не делают.
В тестовых заездах приняли участие все команды чемпионата и 21 пилот. Все основные гонщики команд плюс резервный пилот Alfa Romeo Роберт Кубица. На надежность новых болидов команды особо не жаловались. И не мудрено, ведь регламент на 2020 год почти не менялся. На тестах пилоты использовали новые слики Pirelli всех пяти составов – от С1 до С5 по мере увеличения мягкости. Конечно, лучшие результаты показаны на самых мягких шинах С5, которые по ходу уик-энда Гран-при Испании на этой трассе, кстати, не будут доступны.
Александер Элбон
Регламент не изменился, команды улучшили аэродинамику своих болидов и добились большей прижимной силы, мотористы прибавили в мощности – в итоге болиды образца 2020 года могут стать самыми быстрыми в истории «Формулы-1», ведь регламент на 2021 год замедлит их сразу на несколько секунд.
Конечно, сейчас трудно и с определенной точностью говорить о раскладе сил на грядущий сезон. Но кое-что мы уже знаем. По сравнению с прошлым годом слабо начала команда Ferrari. Итальянцы отстают от фаворитов и по пройденной дистанции, и по времени на круге, хотя в команде это объясняют сменой подхода к проведению тестов. Руководитель команды Маттиа Бинотто уже признал, что Ferrari пока позади. Прозвучало это весьма неожиданно. Только недавно он говорил о борьбе за титул с первых гонок. В Mercedes скопировали подход прошлых лет, проезжая максимально возможную дистанцию двумя пилотами каждый день. Льюису и Валттери это позволило плавно войти в рабочий ритм. Они проезжали за полдня по 80-100 кругов и передавали машину напарнику. В результате в Mercedes вновь оказались первыми по пройденной дистанции. На тестах бурно обсуждались не результаты Mercedes, а инновационная система рулевого управления DAS, позволяющая менять угол схождения передних колес. И это сенсация первых тестов! Инженеры немецкой команды придумали нечто гениальное и простое в использовании. Новая система DAS позволяет пилотам лучше проходить круги и экономить при этом резину. В последние годы редко кому удавалось так удивить соперников. Казалось, в условиях стабильного регламента придумать что-то совсем новое невозможно, тем более что всеми мыслями инженеры уже в 2021 году. Но Mercedes сумел удивить всех! И невозможно понять, насколько новая система DAS эффективна, но вау-эффект она уже произвела. Система рулевого управления DAS стала для всех очевидна еще и потому, что в Liberty Media изменили подход к тестам. Все три дня шла прямая телевизионная трансляция, включая камеры с машин, картинка была доступна всем в паддоке – и все увидели, как пилоты Mercedes двигают рулевую колонку на прямых вперед и назад. Команды тут же бросили за разъяснениями к FIA, но федерация ответила, что ничего запрещенного правилами в этом устройстве нет.
Шарль Леклер
И все команды сели в лужу. Теперь инженеры других команды попытаются в короткие сроки скопировать, испытать и внедрить эту новинку на свои машины. Но на это уйдет на один и не два месяца. Время упущено и Mercedes может в первых гонках сезона создать внушительное преимущество. Впрочем, это пока только догадки.
Новая система DAS (Dual Axis Steering), представленная Mercedes на тестах в Барселоне еще долго будет привлекать внимание. Идея подобной системы появилась полтора года назад. Но когда инженеры рассказали о ней Тото Вольффу, руководитель команды Mercedes заявил, что DAS неработоспособна, поскольку пилоты не захотят на ходу двигать руль в продольном направлении. Но когда был готов опытный образец системы, Вольффу предложили его опробовать на симуляторе. «Я был удивлен, насколько это просто, – сказал Тото. – Движение несколько неестественное, но ход руля короткий, и ты его перемещаешь только на прямых». После этого было принято решение реализовать идею, и то, что получилось в результате, произвело сильное впечатление как на соперников чемпионской команды, так и на всю гоночную прессу. DAS по сути попадет под запрет уже в 2021 году, но пока в FIA считают ее вполне легальной – по крайней мере пока не доказано обратное. Ее основная функция – в изменении угла схождения передних колес механическим способом, но при определенных настройках система может обеспечить и косвенное аэродинамическое преимущество, хотя его можно считать лишь приятным бонусом. По мнению экспертов, прибавка в скорости, которую в теории DAS дает на прямых за счет изменения угла регулировки передних колес, не превышает 1 км/ч. Присмотревшись к этой системе за пару дней, инженеры других команд составили более четкое представление о том, ради чего в Mercedes тратили силы и ресурсы на создание DAS.
Валлтери Боттас
Вот к каким выводам пришел Энди Грин, технический директор Racing Point, у которого был опыт разработки аналогичных решений: «В 1987 году вместе с Эдрианом Рейнардом я разработал систему для «Формулы-3000», которую можно было использовать для регулировки задних колес. Преимущество DAS в том, что это дополнительный инструмент влияния на работу шин. В этом плане его можно поставить в один ряд с системами, которые регулируют баланс тормозов и настройки дифференциала. Например, ее можно применять для прогрева передних колес перед быстрым кругом в квалификации. На прямых вы просто выставляете максимальный угол схождения, но возвращаете колеса в нормальное положение в поворотах, чтобы избежать негативного влияния на динамику поведения машины».
Льюис Хэмильтон
Особенно полезной DAS будет на трассах, на которых трудно прогревать резину до нужных рабочих температур. Но также она пригодится и под конец периода, когда пелетон ездит по трассе за автомобилем безопасности, и нужно добиться максимально возможного сцепления сразу, как только будет дан рестарт.
Льюис Хэмильтон в конце стартовой прямой
По ходу гонки, если резина начинает перегреваться, пилот может уменьшать угол схождения передних колес на прямых, и это позволит быстрее снизить температуру шин. В ситуации, когда машина неохотно входит в быстрые повороты из-за проявлений недостаточной поворачиваемости, увеличение угла схождения иногда может стать эффективной контрмерой. Единственная сложность связана с тем, что у системы DAS только два фиксированных положения. Если пытаться сделать несколько, это действительно станет слишком серьезным отвлекающим фактором для гонщиков. К тому же все необходимые регулировки необходимо выбирать и выставлять заранее в зависимости от конкретных особенностей той или иной трассы.
Даниил Квят
Эксперты единодушны в одном: новшество Mercedes нельзя считать универсальным инструментом, который обеспечит преимущество всегда и везде, но в каких-то случаях он может оказаться весьма полезным. Возможно, он позволит улучшить результат прохождения круга на одну-две десятых или проехать на одном комплекте резины три лишних круга. И скорее его стоит применять в Монце, а не в Сильверстоуне. Но одного безусловного эффекта Mercedes уже удалось добиться: соперники забеспокоились и теперь вынуждены выделять ресурсы на изучение особенностей новинки, чтобы выяснить, имеет ли смысл пытаться ее скопировать. В любом случае на это уйдет несколько месяцев. По признанию Маттиа Бинотто, руководителя команды Ferrari, подобную систему они смогут создать только к середине нынешнего сезона. Когда, возможно, уже будет слишком поздно.
Джордж Рассел
Новая система Mercedes и возможное преимущество от ее использования может стать настоящим козырем немецкой команды в процессе переговоров с Льюисом Хэмильтоном. Дело в том, что Льюис по некоторым данным запросил на будущее рекордный гонорар. А команда отказывается его выплачивать и подписывать такой контракт. И если болиды Mercedes в этом сезоне будут непобедимыми, то Льюису или придется смириться с условиями по контракту или искать себе новую команду на 2021 год, но без гарантий побед в ближайшей перспективе.
Лэнс Стролл
Что касается других команд, то ближе всех к Mercedes расположились пилоты Red Bull. Неплохо смотрятся на трассе болиды Racing Point и AlphaTauri. Откровенно слабыми пока можно считать болиды Williams и Haas. Но впереди еще три дня тестов и общая картина может измениться.
Но факт остается фактом – пилоты Mercedes пока недосягаемы.
Предсезонные тесты «Формулы-1», Барселона, 19-21 февраля 2020 г.
Пилот | Команда | Двигатель | Время | Шины | Круги | Дистанция, км |
Валттери Боттас | Mercedes | Mercedes | 1:15.732 | C5 | 221 | 1028,76 |
Льюис Хэмильтон | Mercedes | Mercedes | 1:16.516 | C5 | 273 | 1270,82 |
Кими Райкконен | Alfa Romeo | Ferrari | 1:17.091 | C5 | 135 | 628,42 |
Эстебан Окон | Renault | Renault | 1:17.102 | C4 | 190 | 884,45 |
Лэнс Стролл | Racing Point | Mercedes | 1:17.338 | C4 | 168 | 782,04 |
Серхио Перес | Racing Point | Mercedes | 1:17.347 | C3 | 203 | 944,97 |
Даниил Квят | AlphaTauri | Honda | 1:17.427 | C4 | 178 | 828,59 |
Антонио Джовинацци | Alfa Romeo | Ferrari | 1:17.469 | С5 | 231 | 1075,31 |
Макс Ферстаппен | Red Bull | Honda | 1:17.516 | C3 | 254 | 1182,37 |
Даниэль Риккардо | Renault | Renault | 1:17.574 | C4 | 190 | 884,45 |
Пьер Гасли | AlphaTauri | Honda | 1:17.783 | C2 | 206 | 958,93 |
Карлос Сайнс | McLaren | Renault | 1:17.842 | C3 | 237 | 1103,24 |
Александер Элбон | Red Bull | Honda | 1:17.912 | C2 | 217 | 1010,13 |
Себастьян Феттель | Ferrari | Ferrari | 1:18.154 | C4 | 173 | 805,32 |
Джордж Расселл | Williams | Mercedes | 1:18.168 | C3 | 189 | 879,80 |
Шарль Леклер | Ferrari | Ferrari | 1:18.289 | C3 | 181 | 842,56 |
Николас Латифи | Williams | Mercedes | 1:18.382 | C3 | 135 | 628,43 |
Роберт Кубица | Alfa Romeo | Ferrari | 1:18.386 | С3 | 59 | 274,65 |
Ландо Норрис | McLaren | Renault | 1:18.454 | C3 | 186 | 865,83 |
Кевин Магнуссен | Haas | Ferrari | 1:18.466 | С3 | 110 | 512,05 |
Ромэн Грожан | Haas | Ferrari | 1:18.496 | C3 | 206 | 958,93 |
Материалы подготовили Збигнев Чирук и Николай Ковалевский
Мерс разошелся….Хотя тесты – это еще ничего не значит.