В этом году вступил в силу новый регламент. И вскоре мы увидим новые болиды команд, построенные по новым техническим правилам, на презентациях, а затем и на тестах.
Расписание презентаций болидов «Формулы-1» 2022 года
Дата | Команда | Название шасси |
10 февраля | Aston Martin | AMR22 |
11 февраля | McLaren | MCL36 |
14 февраля | AlphaTauri | AT03 |
17 февраля | Ferrari | – |
18 февраля | Mercedes | F1 W13 |
21 февраля | Alpine | A522 |
В этом году состоятся две сессии предсезонных тестов – с 23 по 25 февраля в Барселоне (сейчас заканчивается реконструкция каталонского автодрома) и с 10 по 12 марта в Бахрейне. Тесты в Барселоне пройдут при пустых трибунах, не будет прямых телетрансляций, но поклонникам «королевы автоспорта» предоставят информацию о временах на круге и комментарии участников. Вторая тестовая сессия в Бахрейне будет транслироваться в прямом эфире, а на трибунах будут болельщики.
Технический регламент изначально был ориентирован на увеличение статистики обгонов. Изменится аэродинамика болидов, а под днищем болидов появятся туннели для создания граунд-эффекта, за счет чего уровень прижимной силы в этой области вырастет. Этими же соображениями продиктован и новый облик других элементов аэродинамического обвеса, прежде всего крыльев и боковых понтонов. По расчетам организаторов чемпионата, все эти элементы, с одной стороны, должны привести к уменьшению зоны турбулентности, образующейся позади машины, с другой, болиды, находящиеся позади, будут меньше страдать от потери прижимной силы, соответственно меньше скользить, что должно позитивно сказаться на ресурсе резины и обгонах.
Технический регламент 2022 года содержит 135 страниц машинописного текста, плюс около 40 страниц содержат четыре приложения к основному документу. Регулируется все достаточно жестко. Единственное, форма носовых обтекателей и боковых понтонов на машинах разных команд может отличаться.
Что изменится? Длина колесной базы. Новый регламент лимитирует этот параметр: максимальная длина колесной базы составит 3600 мм, что на целых 100 мм меньше, чем у некоторых машин сезона-2021. Не факт, что у всех команд она будет одинаковой, но, по крайней мере максимальный предел задан. Вырастет вес болида. Он вместе с гонщиком вырастет до 795 кг. Во многом за счет новых шин и дисков. Переход с традиционных 13-дюймовых шин на 18-дюймовые влечет целый комплекс последствий, касающихся ходовой части. Больше размерами, следовательно, тяжелее, станут тормозные диски. Изменения затронут и системы подвески. Сложные инженерные решения, связанные с конструкцией подвески, законодательно запрещены – взят курс на упрощение и удешевление. Элементы подвески отныне должны напрямую крепиться к ступицам колес, т.е. не допускается применение каких-либо дополнительных стоек. В целом за работу подвески должны отвечать только треугольные рычаги, пружины и амортизаторы.
Прижимная сила у машин 2022 года станет больше. Днище будет не плоским, как еще совсем недавно. На нем появятся два длинных туннеля, которые начинаются еще перед боковыми понтонами, направляющих поток воздуха в сторону диффузора, который тоже станет больше и эффективнее. Что должно позволить гонщикам вести более плотное преследование соперников, не особо опасаясь осложнений в виде потери машиной стабильности. Также этому должно способствовать большое заднее крыло, которое будет направлять потоки возмущенного воздуха поверх едущей следом машины.
Конструкция переднего крыла и его торцевых пластин заметно упрощена. Крепится крыло, состоящее из четырех элементов, непосредственно к носовому обтекателю, предполагается, что оно будет намного менее чувствительным к турбулентности. Параметры переднего крыла заданы достаточно жестко, но не настолько, чтобы считать его стандартизованным элементом. А вот необычная форма заднего крыла в виде замкнутого контура строго предписана регламентом. Фактически такая конструкция снимает проблему задних торцевых пластин и создаваемой ими турбулентности, поскольку таких элементов теперь просто нет.
В соответствии с новым регламентом, болид разделен на четыре основных области: днище, передняя часть и все, что связано с передней осью, задняя часть и все, относящееся к задней оси, а также центральная часть шасси, т.е. собственно кокпит и область боковых понтонов. В новых машинах в передней части днища больше не будет привычного сплиттера. Зато вместо него появился другой элемент, использование которого предписывается регламентом – bib или «фартук». «Фартук» выполняет две функции: он призван обеспечить более высокую безопасность при фронтальных столкновениях и придает днищу дополнительную жесткость.
Переднее крыло, кроме того, что оно стало проще по конструкции, расположено несколько выше, чем на машинах предыдущего поколения. Самая нижняя точка крыла теперь находится на 25 мм выше, чем раньше. Это позволяет большему количеству воздуха проходить под днищем, при таком расположении крыла оно должно быть менее чувствительным к воздействию турбулентности. Заднее крыло больше размерами, чем на машинах предыдущего поколения. У него нет торцевых пластин, и на самом деле конструктивно оно намного проще: никаких дополнительных отверстий и прорезей не предусмотрено. При этом расположено крыло на 40 мм выше от поверхности трассы. Система DRS осталась, и ее эффективность в теории останется примерно такой же. А как она покажет себя на практике на новых машинах, выяснится, когда начнется реальная работа на трассе.
Боковые понтоны – одна из тех областей, где регламент 2022 года оставляет инженерам и конструкторам команд определенную свободу творчества. Но теперь в этой области не разрешено размещать какие-либо дополнительные дефлекторы, крылышки и прочие элементы аэродинамики.
Силовые установки в 2022 году останутся прежними, но в топливной системе будет больше стандартизованных элементов. Увеличится число дополнительных датчиков, позволяющих FIA более точно контролировать работу двигателей внутреннего сгорания. Гоночное топливо в 2022 году должно содержать 10% биокомпонентов. Топливо получило маркировку E10, где литера E обозначает «этанол», который должен производиться из восполняемого биосырья.
Кроме того, в 2022 году нас ждут новая трасса в Майами, обновленная городская трасса в Мельбурне (несколько поворотов будут спрямлены в угоду скорости прохождения круга) и реконструированный автодром в Барселоне. В 2022 году в «Формулу-1» вернется Алекс Элбон. Он будет выступать за команду Williams. И в «королевском» классе дебютирует Гуаньюй Чжоу – первый китайский пилот «Формулы-1». Он станет напарником Вальттери Боттаса в команде Alfa Romeo. А Макс Ферстаппен будет выступать за Red Bull под номером «1», как чемпион 2021 года.
Календарь чемпионата «Формулы-1» 2022 года
№ | Дата | Гран-при | Трасса | Длина круга | Кругов | Дистанция в км |
1 | 20/03 | Бахрейна | Сахир | 5412 м | 57 | 308,238 |
2 | 27/03 | Саудовской Аравии | Джидда | 6174 м | 50 | 308,450 |
3 | 10/04 | Австралии | Мельбурн | 5303 м | 58 | 307,574 |
4 | 24/04 | Италии | Имола | 4909 м | 63 | 309.049 |
5 | 08/05 | США | Майами | 5410 м | 57 | 308,370 |
6 | 22/05 | Испании | Барселона | 4675 м | 66 | 308.424 |
7 | 29/05 | Монако | Монако | 3337 м | 78 | 260.286 |
8 | 12/06 | Азербайджана | Баку | 6003 м | 51 | 306.049 |
9 | 19/06 | Канады | Монреаль | 4361 м | 70 | 305.270 |
10 | 03/07 | Великобритании | Сильверстоун | 5891 м | 52 | 306.198 |
11 | 10/07 | Австрии | Шпильберг | 4318 м | 71 | 306.452 |
12 | 24/07 | Франции | Поль Рикар | 5842 м | 53 | 309.690 |
13 | 31/07 | Венгрии | Хунгароринг | 4381 м | 70 | 306.630 |
14 | 28/08 | Бельгии | Спа | 7004 м | 44 | 308.052 |
15 | 04/09 | Нидерландов | Зандфорт | 4259 м | 72 | 306.587 |
16 | 11/09 | Италии | Монца | 5793 м | 53 | 306.720 |
17 | 25/09 | России | Сочи | 5848 м | 53 | 309.745 |
18 | 02/10 | Сингапура | Марина-Бэй | 5063 м | 61 | 308,706 |
19 | 09/10 | Японии | Сузука | 5807 м | 53 | 307,471 |
20 | 23/10 | США | Остин | 5513 м | 56 | 308.405 |
21 | 30/10 | Мексики | Мехико | 4304 м | 71 | 305.354 |
22 | 13/11 | Бразилии | Сан-Паулу | 4309 м | 71 | 305.879 |
23 | 20/11 | Абу-Даби | Яс-Марина | 5281 м | 58 | 306.183 |
Материал подготовил Николай Ковалевский