Сижу на работе и вдруг раздается звонок: «Алло! Толя! В Венгрию поедешь на Hungaroring? Там будет проводиться Cup G-Energy».
Мне показался вопрос неуместным, ведь там я еще не был… «Конечно!», – отвечаю я и тут же понимаю, что поторопился, ведь впереди закрытие квартала и главбуху не очень понравится, что я бросил редакцию и укатил в командировку. Мало того, у меня на днях закончилась виза. Но, как показывает жизненный опыт – при большом желании и визу можно получить быстро и остальные вопросы решить. Подписываюсь под поездку, а сам быстро приступаю к решению вопроса по визе. Иду проверенным путем – звоню знакомой, которая помогала оформлять документы в прошлый раз и снова везу документы в визовый центр. Через 10 дней мне сообщают, что виза готова, приезжайте забирать. Но не секрет- самая быстрая виза – литовская, которую и «распечатать» ближе всего. Но этот путь мной уже проверен летом, поэтому сажусь вечером после работы в автомобиль и мчусь к литовской границе. Прибываю туда около 8 вечера – грузовиков очередь километров 5, а легковых – ни одного! Только запарковал машину недалеко от шлагбаума, как вижу, что подъезжает одинокая Ауди А4 – вот счастье то! Машу рукой с просьбой остановиться, как вдруг из окна появляется знакомое лицо – сотрудник телевидения и говорит, что только что как раз обо мне шел разговор! Это ж надо, какое совпадение! Меня забирают к себе в машину, где уже находится вся группа, выезжающая на съемки в Литву. Процесс прохождения границы в этот раз идет гораздо быстрее и через полчаса мы уже покидаем литовский пропускной пункт. Помня прошлый случай, когда девчонки чуть не увезли случайно мой паспорт, заранее забрал его себе. Прощаюсь с ребятами и тут же нахожу ребят из когда-то служивших в спецподразделении УГАИ «Стрела». С ними возвращаюсь обратно, но тут уже очередь побольше и приходится терять больше часа на погранпереход. Тем не менее, все равно это быстро! Проезжаем последний шлагбаум – мы на родине и я пересаживаюсь в свою Ауди, прощаясь с ребятами. Все, теперь можно со спокойным сердцем лететь на Cup G-Energy.
Аэропорт Вены
Лететь пришлось через Вену, где была удобная пересадка. Превосходная навигация в аэропорту Вены! Минск-2 не идет ни в какое сравнение! Из Беларуси лечу только я, поэтому по прибытию в Будапешт приходится скучать одному, в ожидании представителей СМИ из России, Казахстана , Грузии… Встреча со старыми знакомыми – всегда в радость.
При въезде на трассу Hungaroring установлен “памятник Катерхэму Дмитрия Баркана”, как пошутили спортсмены из Беларуси
Наша цель – Hungaroring, где будут впервые проходить соревнования с участием G-Energy. Одна из команд – Gender Racing Team (GRT) использует масла G- Energy. Конечно, интересно понаблюдать за борьбой на знаменитой трассе, но в этот раз куда больший интерес вызвало тестирование моторных масел G- Energy, залитое в болиды участников команды GRT, которую представляли гонщики Rónai Tamás и Stern Roland.
Подготовка к заезду
Оба участвовали в гонках, где принимали участие автомобили класса формула с объемом двигателя до 2000 см3. Борьба была как в абсолютном зачете, так и в своей группе автомобилей класса формулы Renault.
Предстартовая суета
Так как основная цель была все- таки, не борьба на трассе, а сам процесс испытаний, то скажу лишь, что оба участника команды достойно выступили, попав на пьедестал как в абсолютном зачете (Rónai Tamás- 2 ое место), так и в классе (Stern Roland -2-ое место).
Моторное масло для болидов – G-Energy 15W50, а также спектрометр Fluid Scan Q1000 и рентгено-флуоресцентный спектрометр Spectro xSort Combi.
В моторах Renault Motosport F4R 832 команды GRT работало моторное масло G-Energy Racing 15W-50, разработанное компанией «Газпромнефть – СМ». По ходу двух дней соревнований проводился мониторинг работы масел.
Моменты соревнований
В рамках соревнований – отдельный зачет у Lotus
Ну и какие гонки без Порше?
Александр Борисов берет для анализа пробу масла
Каждый раз после финиша проводился отбор масла и анализировался по своему составу двумя приборами – спектрометром Fluid Scan Q1000 и рентгено-флуоресцентным спектрометром Spectro xSort Combi.
Масло из картера двигателя отобрано для анализа
Каждый выезд на трассу – это порядка 30 км пробега в жестком режиме, когда двигатель несет максимальную нагрузку. После этого в боксах из картера горячего двигателя производился отбор пробы масла чуть ли не в стерильных условиях! Использовалась одноразовая пластиковая тара и обычный вакуумный насос с трубкой, чтобы исключить попадание посторонних частиц, чтобы не исказить результаты анализа. Немного поподробней остановлюсь на приборах, которые были задействованы для получения анализов проб.
Каждое движение под наблюдением прессы
Процесс анализа масла пошел
Прибор Fluid Scan Q1000 позволяет определить значение щелочного числа, степени окисления, нитрования, сульфатации, т.е. оценить степень старения, изменения работающего продукта. Также он позволяет оценить степень загрязнения моторного масла сажей (актуально для дизельного двигателя), охлаждающей жидкостью, водой. Что может подсказать о своевременной заменен моторного масла, которое потеряло свои защитные свойства. Кстати, спортивные масла – вовсе не «долгожители».
Процесс старения у них идет быстрее, но они обеспечивают большую защиту в отличие от обычных. Замена масел в спортивных машинах практически идет перед каждой гонкой. Кстати, «Газпромнефть – СМ» активно работает и с командой МАЗ–СПОРТавто, участвующей в Дакаре и других ралли–рейдах. И там тоже ведется работа по анализу моторного масла. Все эти наработки дают хорошую пищу для анализа и возможность совершенствовать масла.
Второй прибор – Spectro xSort Combi, который позволяет определить поэлементный состав работающего масла: концентрацию металлов износа, состав пакета присадок, наличие загрязнений, таких как кремний (атмосферная пыль). Проведя анализ работающего масла на данном приборе можно оценить техническое состояние агрегата, противоизносные свойства продукта; также, по изменению элементного состава пакета присадок, в сравнении со свежим продуктом, можно отследить факт смешения работающего масла с каким либо другим веществом, например, установить факт попадания большого количества топлива в систему смазки. А это очень важно для механиков команды, чтобы своевременно провести сервис двигателя, или его замену. В гонке мелочей не бывает.
Для всех присутствующих журналистов был показан весь процесс забора и анализа пробы. Так, для проведения анализа на ИК-спектрометре достаточно всего одной капли масла: масло помещается на специальную кювету из селенида цинка, кювета формирует плёнку определённой толщины, прибор просвечивает ее ИК-излучением. Масло поглощает часть ИК-спектра, по степени поглощения в разных диапазонах прибор производит расчет численного значения параметров.
Радость от удачного выступления сдержать сложно
А вот для проведения анализа на рентгено-флуоресцентном спектрометре масло берется уже в объеме 3 мл и помещается в специально подготовленную кювету с дном из прозрачной пленки.
В свою очередь, кювета с маслом помещается в специальную кювету прибора, которая также выполняет функцию защиты от проникающего излучения. Прибор облучает через пленку образец масла рентгеновским излучением, из-за чего атомы металлов начинают возбуждаться и излучать т.н. ответное характеристическое излучение с определёнными, для каждого атома, энергиями, которые дектрируются датчиком прибора и производится расчёт количественного содержания элементного состава.
Интересно познакомиться с результатами анализа, взятого с одного из болидов:
Результаты измерений ИК-Спектрометром
Параметр | Ед. Изм | 0 км свеж | 90 км | 120 км | 150 км | 180 км | Предел |
Гликоль | % | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 3 |
Нитрация | abs/cm | 2,1 | 6,5 | 7,4 | 7,6 | 8 | 20 |
Окисление | abs/0.1mm | 20,7 | 23,3 | 22,8 | 22,8 | 22,7 | 60 |
Сажа | %wt | 0 | 0,03 | 0,03 | 0,04 | 0,04 | – |
Сульфатация | abs/0.1mm | 50,3 | 51,1 | 49,9 | 50,2 | 49,4 | 90 |
Щелочное число | mgKOH/g | 9,1 | 8,8 | 8,7 | 8,7 | 8,6 |
4,5 |
Вода | ppm | 240 | 237 | 245 | 247 | 251 | 3000 |
Основной физико-химический параметр, определяющий ресурс работоспособности моторного масла – это щелочное число, TBN. По самым жестким требованиям его значение не должно снизиться более чем на 50 % от значения свежего продукта. Мы наблюдаем, что за два дня соревнований данный параметр снизился на 5%. Остальные параметры, определяющие степень старения и загрязнения масла изменились незначительно.
Основные результаты измерений рентгено- флуорисцентным спектрометром:
Из металлов износа, за период подконтрольной эксплуатации, прибор «увидел» только железо. Концентрация остальных металлов, из которых изготовлены трущиеся детали двигателя (Al, Cr, Ni, Cu, Sn, Pb) незначительна, ниже пределов измерения.
Железо – основной элемент, который входит в состав большинства трущихся, сопряженных деталей двигателя. В данном случае мы видим равномерную динамику накопления данного элемента, концентрация его характерна для данного агрегата, условий работы и пробега.
Итоги анализа:
Продукт, за период подконтрольной эксплуатации в условиях этапа спортивного мероприятия, обеспечивает нормальную работу силового агрегата, сохраняет необходимые противоизносные свойства, сохраняет эксплуатационные физико-химические параметры, двигатель в надлежащем техническом состоянии.
О планах в регионе
Заместитель генерального директора “Газпромнефть- СМ”-
Роман Зимовец
Кроме того, в рамках мероприятия удалось задать несколько вопросов заместителю генерального директора по маркетингу и стратегическому развитию компании «Газпромнефть – СМ» Роману Зимовцу, который с удовольствием поделился своим впечатлением от сотрудничества в этом регионе Европы.
В закрытом парке можно было увидеть и Мазерати
«Венгрия – страна очень удобная географически и логистически. У нас здесь большие планы. Рядом Словакия и Румыния, поэтому развиваемся и расширяемся в этом регионе. Здесь на многих заправках стоит продукция G-Energy, Газпромнефть. Два года работы в Венгрии дали очень хорошие результаты и есть большие перспективы дальнейшего роста. Участие в автоспортивном мероприятии было предложением дистрибьютора, который хорошо знает рынок.
В боксах
Это оказалось хорошей площадкой для коммерческих переговоров и знакомства клиентов с нашим продуктом, который реально используется гоночными болидами. Доверие к такому продукту только возрастает, так как многие контрагенты видели, как он тестируется и что масло реально заливается в спортивные моторы. Спортивная линейка масел начала тестироваться с 2014 года командной МАЗ-СПОРТавто. Эта линейка теперь расширяется.
Для зрителей и детей есть возможность покататься на картинге пока идет гонка
В настоящее время у нас в Венгрии 2% рынка, но это уже ощутимый рынок. В планах ближайших – 5% рынка и для этого все есть. В Венгрии у нас системная дистрибьюция уже построена и теперь нужно только использовать новые инструменты продвижения. Кстати, у нас с 1 ноября здесь стартует годовая акция- при покупке G- Energy будут вручаться призы, а в конце года главный приз – автомобиль ВАЗ.
В Венгрии мы хотим использовать ту же стратегию, что и в Италии. Ведь в целом рынок моторных масел достаточно консервативен, но когда приходит молодой активный конкурент на него обращают внимание. Это дает возможность немного изменить устоявшийся рынок и закрепиться на нем. В целом у нас по Европе амбициозные планы. В том числе мы хотим войти на рынок Германии, а это уже миллион тонн потребления. Во многом планируем развиваться за счет партнерских отношений в Бельгии, Голландии и других странах».
Шевченко Анатолий
Предстартовая суета
Подготовка к заезду
Моторное масло для болидов G-Enrgy 15W60
Процесс анализа масла пошел
Каждое движение под наблюдением прессы
Масло из картера двигателя отобрано для анализа
Александр Борисов берет для анализа пробу масла
В закрытом парке можно было увидеть и Мазерати
Заместитель генерального директора "Газпромнефть- СМ"- Роман Зимовец
Радость от удачного выступления сдержать сложно
В боксах
Для зрителей и детей есть возможность покататься на картинге пока идет гонка
Моменты соревнований
Ну и какие гонки без Порше?
В рамках соревнований - отдельный зачет у Lotus
При въезде на трассу Hungaroring установлен "памятник Катерхэму Дмитрия Баркана", как пошутили спортсмены из Беларуси