Много интересных автомобилей можно встретить в историко-культурном комплексе “Линия Сталина”. Некоторые из них существуют в единственных экземплярах и вы больше нигде не увидите. Они изготовлены сотрудниками самого музея на базе серийных машин советского производства. Один из них сделан специалистами поисково-реставрационной группы комплекса для проведения поисковых работ.
ГАЗ-63А для поисковых работ
В начале 2000-х Министерство обороны Республики Беларусь передало в ИКК несколько снятых с вооружения экземпляров полноприводных грузовиков ГАЗ-63 разных модификаций и назначения. Одним из таких подарков стала ПСК-50 – станция перекачки меланжа и амила (компонентов ракетного топлива) на шасси ГАЗ-63А. Она имела закрытый кузов, где размещались основной центробежный насос НК-50, поршневой насос МКФ и другое специализированное оборудование. После смены владельца автотехника долго не эксплуатировалась.
Через несколько лет после появления данной автостанции началось сотрудничество ИКК “Линия Сталина” с поисковиками из города Шклова. Они занимались поиском и восстановлением раритетной военной техники на территории нашей республики. Специального автотранспорта, предназначенного для таких работ, у них не имелось. Промышленность его не выпускала, и приходилось пользоваться заказным автотранспортом МЧС. В частности, сотрудники силового ведомства предоставляли помпы, необходимые для откачки воды и промывки ила с поднятых находок. Но каждый раз пользоваться услугами сторонней организации было хлопотным делом. Поэтому появилась идея сделать свое средство передвижения и установить на него необходимое спецоборудование. В качестве базы для будущего автомобиля выбрали ПСК-50.
“После осмотра всей имевшейся на “Линии Сталина” автотехники мы выбрали перекачивающую станцию ПСК-50, потому что на ней было установлено необходимое для нас оборудование”, – объяснил такой выбор нынешний руководитель реставрационной группы ИКК “Линия Сталина” Владимир Якушев.
Правда, конструкцию базовой модели пришлось изменить. Летом 2010 года у нее срезали будку, а в оставшейся после этого открытой нижней части кузова разместили ящики собственного производства, предназначенные для транспортировки шлангов и пожарные помпы производительностью 600 и 800 л/мин.
Одновременно проверили техническое состояние грузовика, почистили его и перекрасили.
Через месяц “газон” был готов к первому выезду. Он состоялся 19 октября. В городе Мстиславле из реки Вихра поисковики подняли замытую песком немецкую самоходку Sturmgeschütz III Ausf. G, почистили ее и перевезли на “Линию Сталина”.
Потом состоялось еще несколько поездок, но их результаты оказались не такими впечатляющими.
P.S. Сейчас автомобиль находится в автопарке ИКК “Линия Сталина”, но уже несколько последних лет не выезжает на поисковые работы. Тем не менее, он пребывает в полной боевой готовности и при необходимости вновь отправится к месту поиска очередного военного раритета.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото Б.Проказова ИКК “Линия Сталина”
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ “Танковое бюро МС-1” и его первая модель