Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

ГАЗ-63АС-1 “санитарка”

Просмотрено

В июле отмечалось 80-летие первого залпа, произведенного батареей “Катюш” под командованием капитана Флерова в районе Орши. Спустя восемь десятилетий на месте данного исторического события проходил военно-исторический фестиваль, куда на четырех ретро автомобилях приехала делегация из российского города Электростали – представители отделения российской Межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество”.

Одним из автотранспортных средств стал ГАЗ-63АС-1 “санитарка”.  Эта малоизвестная модификация полноприводного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в СССР на протяжении двадцати лет. Правда, данный экземпляр не оригинал, а почти точная его копия, изготовленная электростальцами.

ГАЗ-63АС-1 “санитарка”
ГАЗ-63 АС-1 во время поездки в Оршу 2021г

Базовый автомобиль “санитарки”

Основой для копийной модели явился автомобиль ГАЗ-63, который долгое время находился на боевом хранении Гражданской обороны городского машиностроительного завода. Осенью 2018 г. ретро автотехнику, а точнее, то, что от нее осталось, приобрело электросталевское отделение “ВТО” России. Для организации она стала пятой машиной по счету и третьей среди больших грузовиков.

ГАЗ-63АС-1 “санитарка”
ГАЗ-63 до реставрации

“На момент приобретения от автомобиля осталось только шасси, да и то в плохом состоянии. Родной кузов не сохранился, а сам автомобиль был не на ходу”, – рассказал председатель отделения “ВТО” Игорь Комолов.

ГАЗ-63АС-1 “санитарка”
И.Комолов

Зимой небольшой коллектив реставраторов приступил к восстановлению автораритета. Вначале его полностью разобрали, остались только кабина и двигатель. Все снятые детали и агрегаты отпескоструили, отгрунтовали и заново покрасили. И установили на прежнее место. Но пришлось заменить на аналогичные тормозные манжеты, все сальники тормозной системы и большую часть трубок.

“Причем, все замененные элементы конструкции не российского, а еще советского производства”, – уточнил Игорь Анатольевич.

Удалось сохранить и привести в рабочее состояние родные мотор, коробку передач и раздаточную коробку. Для оригинальных мостов и тормозных колодок  потребовалось только проведение профилактических работ, чтобы вернуть их к “жизни”. Остались заводские электрическая проводка, щиток приборов и шины 60-х годов выпуска. Даже тормозная жидкость БСК, которую залили в грузовик “made USSR”.

Кузов

К началу ремонтных и восстановительных работ из города Александрова Владимирской области привезли кунг – утепленную алюминиевую будку военного образца, обитую внутри фанерой, купленную в одном из полков связи местного гарнизона. Раньше внутри размещалась радиостанция, все оборудование которой военные демонтировали. Кузов находился не в лучшем виде. Его отреставрировали, покрасили и с помощью стремянок закрепили на автомобиле.

ГАЗ-63АС-1 “санитарка”
Кузов автомбиля после реставрации

“Поскольку необходимую радиоаппаратуру нам не удалось найти, мы приняли решение сделать нашу автотехнику санитарной. У нас в городе много друзей – врачей”, – объяснил председатель отделения “ВТО”.

В результате поездок по городским медицинским учреждениям, ярмаркам и специализированным барахолкам удалось собрать неплохую коллекцию медтехники и оборудования. Сейчас ее основу на 90-95 % составляют препараты и инструменты, выпущенные в 40-80 годы прошлого века. Их сроки хранения давно просрочены: бинты, вата, перевязочные средства, многоразовые шприцы и пр. Имеются и современные, которыми можно пользоваться.

В набор вошли также противогазы для 12 легко раненых и трех членов экипажа, уникальные носилки с деревянными ручками времен Великой Отечественной войны и др. эксклюзив. Экспозиция передвижного музея постоянно пополняется новыми приобретениями, нередко купленными за собственные деньги.

Данная будка представляет собой общую модель двух “санитарок” – на шасси ГАЗ-63 и ГАЗ-66. Описание и конструкцию первой Игорь Комолов нашел в интернете, а вторую видел вживую во время службы в советской армии. Поскольку изначально кунг не предназначался для размещения медицинских изделий, внутри пришлось произвести некоторые переделки. В частности, появилось место для носилок. Сохранились родные двери, окна и освещение. А вот печку и двухсторонне переговорное устройство “Малютка” купили сами.

ГАЗ-63АС-1 “санитарка”
Входные двери

 

ГАЗ-63АС-1 “санитарка”
Одно из окон

Первый выезд

Провозившись два года, реставраторы поставили автомобиль на ход и установили на него новую кузовную надстройку с оборудованием, а уже 9 мая 2019 года автотехника участвовала в первом своем мероприятии – городском военном параде. Ее зарегистрировали в ГАИ как грузовой фургон, и теперь машина может передвигаться по дорогам общего пользования.

ГАЗ-63АС-1 “санитарка”
Кабина ГАЗ-63 АС-1

Несмотря на то, что грузовик уже проехал более 3,5 тысяч километров и принял участие в нескольких десятках выставок и автопробегов,  ремонтные и восстановительные работы с ним постоянно продолжаются.

ГАЗ-63АС-1 “санитарка”
Бронепробег “Дорога мужества-2020”
ГАЗ-63АС-1 “санитарка”
Ралли “Моторы войны-2021”

Кстати, во время длительных автопутешествий в составе колонны машин ГАЗ-63АС-1 используется как автомобиль медицинской помощи. Его специально укомплектовывают всеми необходимыми медсредствами и медоборудованием для оказания медпомощи участникам поездки.

P.S. В ходе различных мероприятиий, содержимое кузова своего автомобиля Игорь Комолов и его коллеги (а всего в отделении российской Межрегиональной общественной организации состоит семь человек)  выкладывают на отдельном столе, чтобы все желающие смогли с ним ознакомиться.

ГАЗ-63АС-1 “санитарка”
Электросталевцы -члены ВТО

Очередное такое показательное выступление пройдет 4 сентября в день праздника города Электростали.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото И.Комолова

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram