4 марта сотрудники МВД отмечали 97-летие создания своей службы. В этот день на Октябрьской площади возле Дворца Республики , где проходило торжественное собрание, минчане и гости столицы увидели выставку автомобильной техники специального назначения.
Среди представленных моделей находились и машины, уже находящиеся “в отставке”.
ПРЕДЫСТОРИЯ
Вот уже на протяжении нескольких последних лет сотрудники министерства занимаются поиском и восстановлением автотранспортных средств, которые в советское время стояли на вооружении их силового министерства. Такая деятельность является одним из направлений идеологической работы, проводимой белорусской милицией. Первыми в данном деле стали витебляне. Они отремонтировали легковые автомобили “Волга” ГАЗ-21, “Москвич-401” и мотоцикл “Урал”. Их примеру последовали коллеги из Гомеля и Жлобина, отреставрировавшие ГАЗ-69 и знаменитую “копейку” ВАЗ-2101.
ИСТОРИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Восстановление транспортных средств на местах вызвало положительную оценку не только в самом министерстве, но и среди жителей Республики Беларусь. В прошлом году министр внутренних дел И.Шуневич принял решение об открытии в музее МВД специальной выставки, посвященной истории автотехнки в разные годы стоявшей на вооружении белорусской милиции. Начался поиск будущих экспонатов. Изначально планировалось установить в экспозиции вместе с ретро автомобилями и современные модели. Но в связи с ограничением площадей от первоначальной идеи пришлось отказаться. Поэтому возраст машин ограничили советским периодом, 40-90 годами прошлого века.
ПОИСК ЭКСПОНАТОВ
Комиссия, занимавшаяся отбором “кандидатов” для музейной экспозиции, остановила свой выбор на шести моделях, сыгравших значимую роль в истории отечественной милиции. Вначале планировалось изготовить их макеты, но после обсуждения решили выставить реальные экземпляры.
Самым старшим по возрасту оказался “газон” ГАЗ-67Б. Такие внедорожники стали поступать на вооружение оперативных подразделений органов НКВД и МГБ СССР в 1944 г. и несли свою нелегкую службу до середины 50-х годов прошлого века.
На протяжении нескольких послевоенных десятилетий основным автотранспортом для силовиков служили автомобили “Москвич-401”. Им на смену пришли “Волги” ГАЗ-21Р, которые, в свою очередь, заменили “Жигули”, и, в частности, ВАЗ-2106. В экспозиции также представлены еще две модели – “буханка” УАЗ-452 “ и “козлик” УАЗ-469Б. Они до сих пор стоят на службе.
Поиск таких машин велся как в нашей стране, так и в России. К счастью, все они нашлись у нас. Изначально в региональных автохозяйствах министерства были найдены три автомобиля. В Гродно – ВАЗ-2106, в Гомеле и в Могилеве соответственно УАЗ-452 и УАЗ-469Б. Силами сотрудников этих подразделений автораритеты были восстановлены.
Еще три приобретены у частных лиц и организаций. Ремонтом их занимались сторонние фирмы. Большую помощь при восстановлении ГАЗ-67Б оказал минский автореставратор Н.Демидов.
На реализацию проекта с момента появления идеи до ее практического осуществления потребовалось порядка восьми месяцев. Практически все экспонаты были готовы к показу в конце февраля, но их презентацию решили провести в день рождения белорусской милиции, а в начале мая машины установили в экспозиции музея на открытой площадке. Со временем над ними для защиты от дождя и других осадков появится специальный навес.
Все автомобили на ходу. Они будут использоваться во время проведения различных публичных мероприятий. Возможно, мы их увидим и в кино.
Как рассказал корреспонденту “АД” зам.начальника отдела обеспечения автотранспортом и спецтехникой УТиВ МВД РБ И.Недвецкий : “Дальнейшее расширение экспозиции автотехники в ближайшее время не планируется. Но в дальнейшем, возможно, появятся и другие экспонаты. Модельный ряд спецавотехники МВД достаточно широк и разнообразен”.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Автор выражает благодарность руководству музея МВД Республики Беларусь и зам.начальника отдела обеспечения автотранспортом и спецтехникой УТиВ МВД РБ И.Недвецкому за предоставленные материалы.
Фото автора