Осенью нынешнего года исполнится 10 лет , как Минский автомобильный завод презентовал городской сочлененный автобуса МАЗ 205.
В конце прошлого года на Минском автозаводе изготовили автобус-“гармошку” МАЗ 216. Он стал третьим представителем второго поколения “сочлененников”, изготовленных на столичном предприятии. Его предшественником стал МАЗ 215, первые экземпляры которого появились на маршрутах в белорусской столице перед чемпионатом мира по хоккею в 2014 году. А основателем такого вида моделей стал городской сочлененный автобус МАЗ 205, который появился в Минске почти две пятилетки тому назад.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МАЗ 205
Все началось с городского перевозчика, сочлененного высокопольного автобуса МАЗ 105. Эта первая такая модель, которую изготовили на Минском автозаводе. Несмотря на прошедшее, достаточно продолжительное время, эти машины продолжают эксплуатироваться в Республике Беларусь.
“По информации эксплуатирующих организаций, по коэффициенту технической готовности МАЗ 105 и сейчас один из лучших автобусов . Их бы продолжали покупать, но появились новые требования к такой автотехнике”, – объяснил заместитель главного конструктора по автобусной технике ОАО “МАЗ” Василий Владыцкий.
По новым требованиям транспортные средства городского типа должны быть низкопольными, чтобы обеспечить перевозку пассажиров с ограниченными возможностями передвижения. К сожалению, “сто пятый” не рассчитан на это. И пришлось автозаводцам разрабатывать новую модель. К моменту начала работ, в марте 2008 года, на предприятии начали выпускать автобусы второго поколения. Поэтому, по аналогии с предшественницей будущей машине разработчики присвоили индекс МАЗ 205. Случайно он совпал с номером первого автомобиля-самосвала, который начали выпускать на столичном автомобильном предприятии почти 75 лет тому назад. Правда, полная модификация автобуса состояла из шести цифр – МАЗ 205069.
Презентация новинки состоялась на автозаводе 7 октября 2009 года. Она имела длину около 19 м, что почти 1 м превышала МАЗ 105, и на тот момент являлась самым длинным автобусом, выпускаемым заводчанами. Он имел пассажировместимость 175 человек и 39 сидячих мест. По многим элементам новый “сочлененник” был унифицирован со своими одиночными “родственниками” МАЗ 203 и МАЗ 206, производство которых началось раньше “именинника”.
Такие автобусы довольно сложны в изготовлении. Возникают определенные трудности, и требуются более сложные испытания. Конечно, конструктивно обе “гармошки” отличались друг от друга, но принцип с тянущим приводом, сохранился.
“Нам было легко заниматься созданием данного автобуса, потому что мы пытались сохранить идеологию МАЗ 105. Мы не боялись, что у него тянущий, а не толкающий тип привода. Когда создавался 105-й, возникали проблемы с прочностью каркаса, конструкцией дышла и сочленения между первой и второй секциями и пр. Со временем многое доработали и при эксплуатации поправили ”, – отметил Василий Михайлович.
С учетом ранее накопленного опыта и разрабатывалась модель. Ее оснастили 240-сильным немецким двигателем Mercedes-Benz OM 926LA стандарта Евро-5. Это повлекло за собой установку в моторном отсеке шахты с большими габаритами.
Поскольку данный экземпляр собирался как концепт специально для участия в Международной выставке пассажирского транспорта “BUSWORLD”, проходившей в бельгийском городе Кортрейк с 16 по 21 октября, его оснастили различными импортными опциями. Для автотехники у фирмы Continental приобрели в едином модуле рулевые колесо большого диаметра (460 мм) и колонку и панель приборов. Все это регулировалось: наклонялось и пр. А еще закупили для салона сидения зарубежного производителя и установили кондиционер.
У 8-дверной (4 дверных проема) машины сделали оригинальное водительское рабочее место. Внутри поставили невысокую пластиковую разделительную перегородку европейского типа, которая не перекрывала полностью водителя от пассажиров.
После завершения выставочного мероприятия первый автобус МАЗ 205 был продан полякам и до сих пор эксплуатируется ими.
P.s. Серийную сборку “двести пятого” планировалось начать в следующем, 2010 году. Но этого не случилось. Без учета первого экземпляра, еще изготовили семь единиц такой автотехники в более дешевом, бюджетном варианте. В настоящее время 4 машины перевозят пассажиров в Польше, остальные – в российском городе Тюмени.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора
“Автор выражает благодарность за предоставленные материалы заместителю главного конструктора ОАО “МАЗ” по автомобильной технике В. М. Владыцкий”.