Заключительная гонка чемпионата Беларуси по кольцевым гонкам-2011 выгодно отличалась от двух предыдущих этапов. Напомним, что белорусское «кольцо» в этом году предпринимает шаги по своему возрождению. Спустя одну пятилетку ожидания и мытарств на «Чайку» (а также другие кольцевые трассы ближнего зарубежья), наши спортсмены получили возможность организовывать соревнования в Беларуси.
Еще в октябре 2010 года на старом аэродроме в Быхове прошла пробная гонка, после которой было вынесено судьбоносное решение — трасса худо-бедно, но годится для проведения отечественного «кольца»!
Есть новый рекорд!
Повод для радости мы находим в количестве участников, рискнувших выставить технику на гонки. И если на первой, июньской, гонке это число заставило нас язвительно ухмыльнуться (всего 3 «формулы» и 5 «кузовов» после стольких лет ожидания — ну это как-то не серьезно), то июльские соревнования заставили нас смотреть в будущее с оптимизмом. Всего на пару машин, но участников стало больше!
Радует, что прогресс в этом плане не остановился. На финальном этапе чемпионата-2011 мы стали свидетелями нового рекорда «посещаемости». Уже восемь «формулистов» и ровно столько же спортсменов на «кузовах» использовали свой шанс в последний раз за сезон поучаствовать в наиболее престижной дисциплине автоспорта.
Конечно, 16 пилотов в двух классах — это тоже не серьезная цифра, но давайте не будем забывать, что в начале лета в Быхове гонялось вдвое (!) меньше спортсменов. Если положительный рост количества участников в следующем сезоне не пойдет на спад, то, возможно, имеет смысл оставить «регламентные» классы в правилах на сезон-2012. Ведь изначально по регламенту чемпионата у нас должны проходить зачеты аж в четырех категориях: «Туризм Б-1600», «Туризм Б-2000», «Формула-1600», «Формула-2000»!
Однако из-за малого количества желающих, спортсменов на технике с разным объемом двигателя (!) пришлось собирать в два класса, различаемых исключительно по типу автомобиля. Зато принцип «всех под одну гребенку» позволяет провести зачет по итогам чемпионата хотя бы в двух категориях.
Гримаса Фортуны
Заключительный этап «кольцевого» чемпионата собрал под свои знамена не только спортcменов, выступающих в ралли и треке, но и картингистов. Особенно стоит отметить участие в соревнованиях перспективного Юрия Кравчука.
Молодой минчанин, выступающий преимущественно за границей в турнирах по картингу ранга чемпионата Европы и мира, обратил свое внимание на отечественное кольцо. Произошло это, к сожалению, не по доброй воле. Несколько месяцев назад в одной из гонок в картинге Юра получил серьезную травму спины.
Врачи настояли на том, чтобы Кравчук на время оставил картинг в покое, а единственным приемлемым вариантом для поддержания спортивной формы эскулапы признали именно кузовные гонки (здесь, мол, нагрузки меньше). Около месяца назад минчанин попробовал свои силы за рулем ВАЗ-2108 в чемпионате Украины, где ему сходу удалось завоевать «бронзу» этапа!
Прекрасно начались и белорусские соревнования. Во-первых, Юра пересел за руль более мощного Renault Clio. А во-вторых, Кравчук произвел настоящую сенсацию, завоевав поул в классе «Б-2000»! Среди поверженных оказался даже победитель двух предыдущих этапов сезона-2011 Павел Ковалевский. Впрочем, Павел после квалификации признался, что все из своего Citroen Saxo не выжимал…
Старт в «кузовах» Кравчук проиграл, но исключительно по вине техники — вовремя не включилась первая передача! Откатившись с первого места на последнее, Юрий вынужден был гнать во весь опор. Такая тактика себя оправдала — уже через пару кругов минчанин совершил потрясающий прорыв с восьмого места на второе! Однако провисев еще пару витков по трассе на хвосте Ковалевского, Кравчук вынужден был сойти с дистанции. Силовой агрегат Renault Clio подвел в самый неподходящий момент. В закрытом парке из-под него масло текло буквально ручьем… Заключительную часть соревнований Юрий, переодевшись в «гражданскую» форму, досматривал уже как зритель.
Дозащищались…
Более опытного Юрия (который Полонейчик) можно смело и по праву называть одним из героев сезона-2011. Практически на каждом этапе он умело защищался от атак соперников, заставляя их чуть ли не по половине дистанции вплотную разглядывать заднюю часть его «восьмерки». Зрители от этого приходили в восторг — еще бы, такие моменты зачастую были самыми яркими эпизодами прошедших гонок… В общем, не ошибемся, если скажем, что более неуступчивого пилота в нынешнем сезоне, пожалуй, мы не видели. Однако на финальной гонке сезона терпению соперников пришел конец.
В очередной раз Полонейчик собрал за собой маленький такой паровозик, вагонами в котором были Сергей Ющик, Александр Стефанович и Юрий Семенчук. Локомотивом в таком «составе» Полонейчику было суждено выступить лишь до 10 круга.
Именно на нем при попытке обгона со стороны Стефановича между «Опелем» чемпиона по трековым гонкам-2008 и Полонейчиком произошел контакт. Для самого лучшего «защитника» чемпионата гонка закончилась — в инциденте пострадали элементы передней подвески, а запасных деталей, увы, не нашлось. Виновного в эпизоде так и не нашли — и Юрий, и Александр после финиша гонки на повышенных тонах выясняли между собой, почему оппонент поступил неправильно. К слову, машина Стефановича на старт второго заезда также не вышла из-за последствий аварии.
Не дотянули
Эпизод между Стефановичем и Полонейчиком стал, между прочим, первой аварией в чемпионате-2011. Но если им удалось отделаться лишь повреждением техники и ухудшением отношений, то опытному «формулисту» Андрею Преснякову повезло меньше…
Седовласый спортсмен провел квалификацию на «ура», завоевав право на старт с первой позиции. В гонке же его активно прессинговал победитель прошлого этапа Юрий Кондратюк. Но Пресняков спокойно контролировал ситуацию и не давал сопернику приблизиться на расстояние атаки. А на последних кругах и вовсе начал отрываться практически семимильными шагами. Дело шло к победе… Но, на удивление, первым финишную черту пересек Кондратюк, хотя финальный круг лидером начинал именно Пресняков.
Опасения начали закрадываться, когда машина Андрея не завершила гонку ни второй, ни третьей, ни даже последней. «Значит, подвела техника» – подумалось в тот момент. Действительно — как позже выяснилось, лопнул расширительный бачок. Но на этом дело не закончилось: раскаленная жидкость попала на спину гонщика, и тот в состоянии шока потерял концентрацию и вылетел за пределы трассы! К счастью, серьезных травм замечено не было. Врачи из скорой помощи зафиксировали только ожог спины. Ни о каком продолжении соревнований речи и не могло быть.
Однозначные триумфаторы
Ну а победителями стали Павел Ковалевский (в классе «Б-2000») и Юрий Кондратюк («Ф-2000»). Оба гонщика выиграли в чемпионате абсолютно все заезды, в которых принимали участие, и стали первыми. К слову, интервью с Павлом вы сможете прочитать в следующем номере нашей газеты.
Финальная гонка сезона прошла в оптимистичном ключе, заставляя надеяться на лучшее в следующем году. Главное — больше желающих влиться в ряды белорусских «кольцевиков» и, желательно, равных по силе. Но это в большей степени зависит от экономической ситуации в стране…
17 сентября. Быхов. Квалификация.
Класс «Туризм Б-2000»
|
Спортсмен
|
Ст. №
|
Город
|
Машина
|
Время круга
|
1
|
Юрий Кравчук
|
36
|
Минск
|
Renault Clio
|
0:53,29
|
2
|
Дмитрий Климович
|
17
|
Минск
|
Citroen Saxo
|
0:54,34
|
3
|
Павел Ковалевский
|
51
|
Минск
|
Citroen Saxo
|
0:54,61
|
4
|
Юрий Полонейчик
|
25
|
Минск
|
ВАЗ-2108
|
0:55,73
|
5
|
Александр Стефанович
|
59
|
Минск
|
Opel Astra
|
0:56,04
|
6
|
Юрий Семенчук
|
1
|
Гомель
|
Renault Megane
|
0:56,86
|
7
|
Сергей Ющик
|
49
|
Брест
|
Citroen Saxo
|
0:57,82
|
8
|
Андрей Бартечко
|
71
|
Минск
|
Ford Escort
|
0:57,83
|
Класс «Формула-2000»
|
Спортсмен
|
Ст. №
|
Город
|
Время круга
|
1
|
Андрей Пресняков
|
19
|
Минск
|
0:49,63
|
2
|
Юрий Кондратюк
|
74
|
Минск
|
0:51,71
|
3
|
Александр Станкевич
|
11
|
Минск
|
0:52,57
|
4
|
Алексей Кручинин
|
21
|
Минск
|
0:56,55
|
5
|
Михаил Мельниченко
|
4
|
Гомель
|
0:56,56
|
6
|
Валерий Рылько
|
57
|
Минск
|
0:59,27
|
7
|
Игорь Слабухо
|
9
|
Минск
|
1:01,90
|
8
|
Юрий Лещинский
|
99
|
Минск
|
Без времени
|
Гонка. 2 заезда в каждом классе по 15 кругов (общая дистанция — 50,1 км)
Класс «Б-2000»
|
Спортсмен
|
Место в 1-м заезде
|
Место во 2-м заезде
|
1
|
Павел Ковалевский
|
1
|
1
|
2
|
Дмитрий Климович
|
2
|
2
|
3
|
Юрий Семенчук
|
4
|
3
|
4
|
Сергей Ющик
|
3
|
4
|
5
|
Андрей Батечко
|
6
|
5
|
6
|
Александр Стефанович
|
5
|
Не стартовал
|
7
|
Юрий Полонейчик
|
7
|
Не стартовал
|
8
|
Юрий Кравчук
|
8
|
Не стартовал
|
Класс «Ф-2000»
|
Спортсмен
|
Место в 1-м заезде
|
Место во 2-м заезде
|
1
|
Юрий Кондратюк
|
1
|
1
|
2
|
Александр Станкевич
|
2
|
2
|
3
|
Михаил Мельниченко
|
4
|
3
|
4
|
Алексей Кручинин
|
3
|
4
|
5
|
Игорь Слабухо
|
5
|
6
|
6
|
Валерий Рылько
|
7
|
5
|
7
|
Андрей Пресняков
|
6
|
Не стартовал
|
Вадим Зенькевич.
Фото автора