Главные итоги Гран-при Италии – завершающего европейского этапа чемпионата мира этого года.
Первое. Гонки в Монце обычно проходят спокойно и быстро. Если в ход событий не вмешивается дождь. Ну, еще сразу после старта случаются коллизии. Обгонять на этой трассе довольно тяжело, но порядок машин на старте определялся с учетом экспериментальной квалификации. Это когда на первом отрезке все использовали самые твердые покрышки, на втором – средние, а не третьем – мягкие. Поэтому результаты квалификации несколько обескуражили болельщиков, да и команды тоже. Поэтому в гонке было на удивление много обгонов.
Второе. Карлос Сайнс, который заинтересован остаться в Ferrari надолго, но которого уже сейчас открыто приглашают в мегапроект – команду Audi-Sauber, которая дебютирует в чемпионате с 2026 года, доминировал во всех тренировочных сессиях и квалификации. На радость тиффози. Именно он помог команде Ferrari на этом этапе воспрять духом, пролидировал почти треть дистанции и завоевал подиум. А вдвоем с Леклером, занявшим четвертое место в гонке, они помогли команде переместиться на третье место в Кубке конструкторов. И заявление Вассера о том, что команда в оставшейся части сезона всерьез поборется за второе место в командном зачете, не выглядит уж таким фантастическим.
Третье. Сезон быстро выходит на финишную прямую. Ситуация в личном и командном зачетах близка к завершению. Никто не сомневается, что 1-2 места в личном первенстве будут за Максом Ферстаппеном и Серхио Пересом. А команда Red Bull уверенно и досрочно берет Кубок конструкторов. Далее нас ждет противостояние за третье место в личном зачете и борьба за призовые места в конструкторском Кубке. И список претендентов растет. Теперь в нем Mercedes и Ferrari, а далее расположились McLaren, Aston Martin и Williams. Причем команда Williams заметно прибавляет с каждой гонкой. И на любых трассах Элбон сражается за очки. Еще немного и Сарджент тоже начнет приносить в копилку команды призовые очки. Обескураживают результаты Alpine и AlphaTauri. Болиды способны бороться за самые высокие места, но полоса невезения у этих команд растянулась слишком надолго.
Благодаря успеху в квалификации пилотов Ferrari – Сайнс стартовал первым, а Леклер – третьим, Максу пришлось очень постараться в первой части гонки. Вначале он попал в «коробочку» из двух Ferrari. И, казалось, еще чуть-чуть и две «красные» машины возглавят гонку после старта. Кстати, старт гонки пришлось отложить из-за схода на прогревочном круге Юки Цуноды. Это внесло еще больше нервозности, но первый поворот большинство гонщиков прошло чисто. Затем Карлос немного оторвался от остального пелетона и сдерживал Макса. Но и Шарль держался на ними не очень далеко, и готов был возглавить гонку, если эти двое впереди не поделят трассу.
На 15-м круге Карлос все-таки не выдержал прессинга от наседавшего на него сзади Макса и при торможении перед первым поворотом слегка заблокировал колеса. Ферстаппен тут же воспользовался ситуацией, перекрестил траекторию и к концу первого сектора вышел в лидеры. А где-то позади Серхио Перес прорывался с пятого места на второе. Причем ему пришлось долго атаковать и искать ключи к обороне противников. И эта борьба также стала украшением уик-энда. Под конец конки Сайнс схлестнулся с Леклером за третье место на подиуме. Казалось, еще немного и оба столкнутся, вылетят в гравий. Но обошлось. Правда, нервы болельщикам своей борьбой на трассе они потрепали изрядно.
Хэмильтон, стартовав с восьмого места, избрал альтернативную тактику и ехал первый отрезок на самых твердых покрышках. Зато в концовке он пробился на шестую позицию, продираясь сквозь пелетон. В какой-то момент он ошибся и чуть не вынес Оскара Пиастри с трассы. Правда, и дебютант сезона до этого чуть не убрал с трассы своего напарника по команде, возвращаясь после пит-топа на трассу. Оскар молод и горяч, жаждет славы и даже успел полидировать на Гран-при Италии! Но ему еще немного не хватает опыта и мудрости. У него все еще впереди. Но после столкновения с Льюисом Пиастри пришлось ехать на незапланированный пит-стоп и менять поврежденное переднее антикрыло. Что отбросило Оскара из призовой десятки. «Сложный день, когда пришлось преодолевать немало трудностей. Но начать надо с того, что я впервые лидировал в Гран-при, и это было здорово! В целом темп машины обнадеживал, но, к сожалению, нам все-таки не хватало скорости на прямых, чтобы реально соперничать с Алексом Элбоном, – вспоминал Оскар после гонки. – После первого отрезка сложностей прибавилось, а из-за инцидента с Льюисом Хэмильтоном я лишился шансов заработать очки. Есть немало вопросов, которые нам вместе с командой предстоит проанализировать, но в Сингапуре мы вернемся в борьбу с новыми силами».
Неплохо показал себя другой дебютант – Лиам Лоусон. Он вторую гонку подряд заменяет травмированного Даниэля Риккардо. И делает свою работу на «отлично». Лиам в Монце был очень близок от того, чтобы завоевать свое первое очко в «Формуле-1». Но на этот раз финишировал 11-м. «Кое-какие вещи сегодня пошли не так. Нужно оценить старт – я мог сработать лучше, из-за чего мы упустили шанс. Затем я демонстрировал неплохой темп, но гонка сложилась не в нашу пользу, – заявил Лоусон. – Я продолжаю изучать процедуры и постепенно чувствую себя все комфортнее за рулем, но все же немного разочарован своей гонкой, поскольку сегодня скорость машины позволяла рассчитывать на очки. Хотя я не уверен, нам нужно все проанализировать. Гонки «Формулы-1» продолжительнее тех, к которым я привык, поэтому я пока приспосабливаюсь. Тем не менее, сейчас я чувствую себя более подготовленным, чем в прошлый уик-энд, чему я рад».
Что касается триумфатора и нового рекордсмена «Формулы-1», то Макс пусть и выглядел несколько уставшим, но был очень доволен результатом. «Я бы никогда не мог поверить в то, что такое возможно, но сегодня пришлось потрудиться, чтобы этого добиться – зато было еще веселее! У нас был хороший темп, но машина Ferrari очень быстра на прямых, поэтому подобраться к ней вплотную и провести обгон в 1-м повороте было непросто. Пришлось заставить Карлоса Сайнса ошибиться, – подчеркнул Ферстаппен. – К счастью, в какой-то момент это произошло – он заблокировал тормоза, а потом, конечно, мне удалось лучше него разогнаться на выходе из 2-го поворота, после чего мы уже просто контролировали ход гонки. Я старался проявлять терпение, понимая, что впереди долгая гонка, и при этом я видел, что у Ferrari были большие проблемы с задней резиной. В общем, надо было просто дождаться удачного момента. Наша машина работала хорошо, хотя под конец возникли некоторые сложности, но, к счастью, у меня было большое преимущество, поэтому я мог позволить себе немного сбросить темп».
«Пилотом дня» болельщики выбрали Карлоса Санса, что не удивительно. «Очень сложная гонка – сложнее, чем сегодня и быть не может. Честно говоря, на протяжении всей дистанции я атаковал, стараясь удержать гонщиков Red Bull позади. Из-за этого на задние шины была очень высокая нагрузка – на последних кругах мне пришлось заплатить за это цену. Я сделал все, что мог, чтобы финишировать третьим – нет сомнений, что было сложно, – отметил испанский гонщик. – Мне всегда нравится бороться с Шарлем, когда у меня есть такая возможность. Он – настоящий гонщик, как Макс Ферстаппен и Серхио Перес. Сегодня мы весело провели время, и я надеюсь, что болельщики тоже получили удовольствие. При оценке результатов гонки нужно учитывать темп нашей машины и уровень износа шин. Нам не хватило темпа по сравнению с Red Bull, но наша команда сделала очевидный шаг вперед. В этот уик-энд мы стали лучшими из остальных. Учитывая обстоятельства, команда добилась хорошего результата».
Следующая гонка сезона – Гран-при Сингапура (Марина-Бэй) – пройдет 17 сентября. Спешите видеть!
“Формула-1”. Результаты Гран-при Италии-2023
№ | Старт | Пилот | Страна | Команда | Время/отставание | Питы |
1 | 2 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | 1:13:41.143 | 1 |
2 | 5 | Серхио Перес | Мексика | Red Bull | +6.064 | 1 |
3 | 1 | Карлос Сайнс | Испания | Ferrari | +11.193 | 1 |
4 | 3 | Шарль Леклер | Монако | Ferrari | +11.377 | 1 |
5* | 4 | Джордж Расселл | Великобритания | Mercedes | +23.028 | 1 |
6** | 8 | Льюис Хэмильтон | Великобритания | Mercedes | +42.679 | 1 |
7 | 6 | Алекс Элбон | Тайланд | Williams | +45.106 | 1 |
8 | 9 | Ландо Норрис | Великобритания | McLaren | +45.449 | 1 |
9 | 10 | Фернандо Алонсо | Испания | Aston Martin | +46.294 | 1 |
10 | 14 | Валттери Боттас | Финляндия | Alfa Romeo | +1:04.056 | 1 |
11 | 12 | Лиам Лоусон | Новая Зеландия | AlphaTauri | +1:10.038 | 2 |
12* | 7 | Оскар Пиастри | Австралия | McLaren | +1:13.074 | 2 |
13** | 15 | Логан Сарджент | США | Williams | +1:18.557 | 1 |
14 | 16 | Гуаньюй Чжоу | Китай | Alfa Romeo | +1:20.164 | 2 |
15 | 17 | Пьер Гасли | Франция | Alpine | +1:22.510 | 2 |
16 | 20 | Лэнс Стролл | Канада | Aston Martin | +1:27.266 | 1 |
17 | 13 | Нико Хюлькенберг | Германия | Haas | +1 круг | 2 |
18 | 19 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | +1 круг | 2 |
– | 18 | Эстебан Окон | Франция | Alpine | Механические проблемы | |
– | 11 | Юки Цунода | Япония | AlphaTauri | Двигатель / не стартовал | |
Лучший круг: Оскар Пиастри (McLaren) – 1:25.072 (43-й круг, 245.142 км/ч) | ||||||
* – Штраф +5 секунд за выезд за пределы трассы и невозвращение позиции; * – Штраф +5 секунд за инциденты и столкновения на трассе. |
«Формула-1». Личный зачет
Место | Пилот | Очки |
1 | Макс Ферстаппен | 364 |
2 | Серхио Перес | 219 |
3 | Фернандо Алонсо | 170 |
4 | Льюис Хэмильтон | 164 |
5 | Карлос Сайнс | 117 |
6 | Шарль Леклер | 111 |
7 | Джордж Расселл | 109 |
8 | Ландо Норрис | 79 |
9 | Лэнс Стролл | 47 |
10 | Пьер Гасли | 37 |
11 | Эстебан Окон | 36 |
12 | Оскар Пиастри | 36 |
13 | Алекс Элбон | 21 |
14 | Нико Хюлькенберг | 9 |
15 | Валттери Боттас | 6 |
16 | Гуаньюй Чжоу | 4 |
17 | Юки Цунода | 3 |
18 | Кевин Магнуссен | 2 |
«Формула-1». Кубок конструкторов
Место | Команда | Очки |
1 | Red Bull | 583 |
2 | Mercedes | 273 |
3 | Ferrari | 228 |
4 | Aston Martin | 217 |
5 | McLaren | 115 |
6 | Alpine | 73 |
7 | Williams | 21 |
8 | Haas | 11 |
9 | Alfa Romeo | 10 |
10 | AlphaTauri | 3 |
Материал подготовил Николай Ковалевский