Длинную и жаркую гонку в Катаре многие пилоты проехали на пределе. Тройка призеров буквально лежала на полу в комнате отдыха перед выходом на подиум.
Эстебана Окона стошнило на первой трети дистанции, Логан Сарджент сошел с дистанции из-за резкого ухудшения самочувствия. Его отвезли в медицинский центр, но после нескольких процедур отпустили отдыхать в гостиницу. Его напарник Алекс Элбон дотянул до финиша, но с большим трудом выбрался из машины и отправился к медикам. Тяжело было и Фернандо Алонсо, пот застилал глаза, и он дважды ошибся в гонке. Что стоило ему подиума. Победу в гонке одержал Макс Ферстаппен (49-я в карьере), вторым на финише основной гонки был Оскар Пиастри, а третьим – Ландо Норрис. Два пилота Mercedes столкнулись в первом повороте на старте гонки. Виноват был Льюис. Он уже принес всем извинения. Хэмильтон сошел, а Расселл чудом продолжил гонку. И после незапланированного пит-стопа, массы обгонов он приехал на финиш четвертым. Но чуть отвлечемся на важные новости.
Перед началом этапа в FIA официально подтвердила, что одобрила заявку команды Andretti на выступления в «Формуле-1». Федерация пояснила, что после объявления в начале 2023 года о приеме заявок команд на участие в чемпионате «Формулы-1» они получили множество запросов. Но только 4 кандидата были допущены до второй стадии отбора. После проведения комплексной проверки, которая включала оценку спортивных, технических, финансовых возможностей, а также оценку критериев экологической устойчивости и положительного воздействия на общество, в FIA пришли к выводам, что только заявка Andretti Formula Racing LLC отвечает всем строгим требованиям. Эта команда действительно располагает финансовыми и техническими возможностями для выступлений в чемпионате на конкурентоспособном уровне. В FIA передали свои выводы руководству FOM, чтобы те могли приступить к предметному обсуждению коммерческих условий выступления команды Andretti в «Формуле-1». Но команду Andretti в союзе с Cadillac не хотят видеть на стартовой решетке другие участники чемпионата. А без их одобрения никак не обойтись. Сейчас «Формула-1» коммерчески успешна и даже стоимость команд-аутсайдеров приближается к 1 млрд. $. И если в пелетоне появится еще один игрок, то стоимость выплат упадет (придется делить на 11). Кроме того, считается, что новый регламент на силовые установки, который вступит в силу в 2026 году, позволит дополнительно увидеть на старте таких производителей, как Audi, Honda и Ford. Но ходят слухи, что Audi решила не участвовать в «Формуле-1» и объявил о сворачивании программы в конце нынешнего сезона. Поэтому приход в первенство новой команды Andretti Cadillac может исправить ситуацию и сделать «Формулу-1» более привлекательной для болельщиков и конкурентоспособной.
Второй момент, который случился непосредственно на трассе, заставил вспомнить Гран-при США 2005 года. Помните, скандал с разрывом покрышек Michelin? Тогда в гонке приняли участие только шесть болидов, оснащенных шинами Bridgestone (Ferrari, Minardi и Jordan). Остальные 14 машин на шинах Michelin после формировочного круга свернули на пит-лайн и не участвовали в гонке по соображениям безопасности. Чуть нечто подобное не случилось в Катаре. Но сейчас в чемпионате только один поставщик шин – Pirelli. Поэтому Гран-при по-хорошему надо было бы отменить. Но организаторы нашли решение. Сначала были изменены границы трассы в 12-м и 13-м поворотах, а затем FIA обязала команды провести как минимум три пит-стопа в гонке. Причиной таких шагов стали выявленные в пятницу микроповреждения шин, полученные на поребриках пирамидальной конструкции. На некоторых других трассах чемпионата тоже есть поребрики аналогичной конструкции, но там проблем с шинами не возникает. В Катаре на протяжении всего круга пилоты довольно долго едут по поребрикам на очень высоких скоростях. Это и приводит к повреждению конструкции шины. И FIA решили по соображениям безопасности ограничить максимальную дистанцию для каждого комплекта шин 18 кругами. И это условие привело к большому количеству пит-стопов, но проблем с шинами пилотам удалось избежать.
В субботу спринт выиграл Оскар Пиастри. Это очередное достижение для дебютанта «Формулы-1». Он здорово провел спринтерскую гонку, хотя по ее ходу уступал лидерство на несколько кругов. Дело в том, что часть пилотов выбрала на короткую дистанцию и небольшое количество топлива в баках самые мягкие покрышки. И в начале спринта они дали некоторую прибавку в скорости. Но на всю дистанцию их не хватило. Поэтому те, кто выбрал средние по составу покрышки ближе к финишу взяли реванш. Среди них и был Пиастри, а также примерно половина пелетона. Наибольшего прогресса в спринте за счет таких покрышек добились Хэмильтон и Элбон.
В воскресной и основной гонке не стартовал Карлос Сайнс. На его машине обнаружили утечку топлива. И к старту устранить неисправность не успели. Команда Ferrari преследует Mercedes в борьбе за второе место в Кубке конструкторов. Поэтому неучастие Санса в гонке усложнило задачу. Но на старте Хэмильтон и Расселл столкнулись. И Льюис выбыл. А Джордж вернулся на трассу последним и вынужден был ехать на пит-стоп. Но на трассу был выпущен пейс-кар, поэтому Расселл не потерял шансы завоевать хорошие очки в гонке. И британец после рестарта бросился отыгрываться, благо скорость у его болида Mercedes была очень хорошей. В конечном итоге Расселл добрался до четвертого места. И был достоин звания «Пилот дня». Но болельщики решили иначе. Они проголосовали за Оскара Пиастри. В основной гонке он финишировал вторым, хотя стартовал с шестого места. А его напарник, стартовав с 10-го места, и вовсе приехал третьим. Очередной двойной подиум McLaren. И теперь «оранжевые» всего в 11 очках от Aston Martin и четвертого места в Кубке конструкторов.
«Судьба гонки решилась на первом отрезке. После я просто контролировал темп и следил за тем, чтобы шины все время находились в оптимальном рабочем диапазоне, – заявил Мак Ферстаппен после финиша. – Пилоты McLaren сегодня вновь были очень быстры, да и гонка сама по себе получилась одной из самых сложных. Гонка точно в моем ТОП-5 самых сложных. Теперь можно немного отпраздновать успех, но в этом сезоне впереди еще несколько этапов, которые мы хотим выиграть».
Следующая гонка сезона – спринт и Гран-при США (Остин) – пройдет 22 октября. Спешите видеть!
“Формула-1”. Результаты спринта Гран-при Катара-2023
№ | Старт | Пилот | Страна | Команда | Время/отставание | Питы |
1 | 1 | Оскар Пиастри | Австралия | McLaren | 35:01.297 | 0 |
2 | 3 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | +1.871 | 0 |
3 | 2 | Ландо Норрис | Великобритания | McLaren | +8.497 | 0 |
4 | 4 | Джордж Расселл | Великобритания | Mercedes | +11.036 | 0 |
5 | 12 | Льюис Хэмильтон | Великобритания | Mercedes | +17.314 | 0 |
6 | 5 | Карлос Сайнс | Испания | Ferrari | +18.806 | 0 |
7 | 17 | Алекс Элбон | Тайланд | Williams | +19.864 | 0 |
8 | 9 | Фернандо Алонсо | Испания | Aston Martin | +21.180 | 0 |
9 | 11 | Пьер Гасли | Франция | Alpine | +21.742 | 0 |
10 | 13 | Валттери Боттас | Финляндия | Alfa Romeo | +22.208 | 0 |
11 | 18 | Юки Цунода | Япония | AlphaTauri | +22.863 | 0 |
12* | 6 | Шарль Леклер | Монако | Ferrari | +24.860 | 0 |
13 | 19 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | +24.970 | 1 |
14 | 15 | Гуаньюй Чжоу | Китай | Alfa Romeo | +26.868 | 1 |
15* | 16 | Лэнс Стролл | Канада | Aston Martin | +29.523 | 1 |
– | 7 | Нико Хюлькенберг | Германия | Haas | Столкновение | |
– | 10 | Эстебан Окон | Франция | Alpine | Столкновение | |
– | 8 | Серхио Перес | Мексика | Red Bull | Столкновение | |
– | 20 | Логан Сарджент | США | Williams | Авария | |
– | 14 | Лиам Лоусон | Новая Зеландия | AlphaTauri | Вылет/авария | |
Лучший круг: Макс Ферстаппен (Red Bull Racing) – 1:25.604 (17-й круг, 227.891 км/ч) | ||||||
* Штраф +5 секунд к результату за нарушение границ трассы |
“Формула-1”. Результаты основной гонки Гран-при Катара-2023
№ | Старт | Пилот | Страна | Команда | Время/отставание | Питы |
1 | 1 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | 1:27:39.168 | 3 |
2 | 6 | Оскар Пиастри | Австралия | McLaren | +4.833 | 3 |
3 | 10 | Ландо Норрис | Великобритания | McLaren | +5.969 | 3 |
4 | 2 | Джордж Расселл | Великобритания | Mercedes | +34.119 | 4 |
5 | 5 | Шарль Леклер | Монако | Ferrari | +38.976 | 3 |
6 | 4 | Фернандо Алонсо | Испания | Aston Martin | +49.032 | 3 |
7 | 8 | Эстебан Окон | Франция | Alpine | +1:02.390 | 3 |
8 | 9 | Валттери Боттас | Финляндия | Alfa Romeo | +1:06.563 | 3 |
9 | 19 | Гуаньюй Чжоу | Китай | Alfa Romeo | +1:16.127 | 3 |
10* | ПЛ | Серхио Перес | Мексика | Red Bull | +1:20.181 | 3 |
11* | 16 | Лэнс Стролл | Канада | Aston Martin | +1:21.652 | 3 |
12* | 7 | Пьер Гасли | Франция | Alpine | +1:22.300 | 3 |
13* | 13 | Алекс Элбон | Тайланд | Williams | +1:31.014 | 3 |
14 | 18 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | +1 круг | 3 |
15 | 11 | Юки Цунода | Япония | AlphaTauri | +1 круг | 3 |
16 | 14 | Нико Хюлькенберг | Германия | Haas | +1 круг | 3 |
17 | 17 | Лиам Лоусон | Новая Зеландия | AlphaTauri | +1 круг | 3 |
– | 15 | Логан Сарджент | США | Williams | Плохое самочувствие | |
– | 3 | Льюис Хэмильтон | Великобритания | Mercedes | Вылет | |
НС | 12 | Карлос Сайнс | Испания | Ferrari | Утечка топлива | |
Лучший круг: Макс Ферстаппен (Red Bull Racing) – 1:24.319 (57-й круг) | ||||||
ПЛ – старт с пит-лайн: * Штрафы за множественные выезды за пределы трассы; НС- не стартовал |
«Формула-1». Личный зачет
Место | Пилот | Очки |
1 | Макс Ферстаппен | 433 |
2 | Серхио Перес | 224 |
3 | Льюис Хэмильтон | 194 |
4 | Фернандо Алонсо | 183 |
5 | Карлос Сайнс | 153 |
6 | Шарль Леклер | 145 |
7 | Ландо Норрис | 136 |
8 | Джордж Расселл | 132 |
9 | Оскар Пиастри | 83 |
10 | Лэнс Стролл | 47 |
11 | Пьер Гасли | 46 |
12 | Эстебан Окон | 44 |
13 | Алекс Элбон | 23 |
14 | Валттери Боттас | 10 |
15 | Нико Хюлькенберг | 9 |
16 | Гуаньюй Чжоу | 6 |
17 | Юки Цунода | 3 |
18 | Кевин Магнуссен | 3 |
19 | Лиам Лоусон | 2 |
«Формула-1». Кубок конструкторов
Место | Команда | Очки |
1 | Red Bull | 657 |
2 | Mercedes | 326 |
3 | Ferrari | 298 |
4 | Aston Martin | 230 |
5 | McLaren | 219 |
6 | Alpine | 90 |
7 | Williams | 23 |
8 | Alfa Romeo | 16 |
9 | Haas | 12 |
10 | AlphaTauri | 5 |
Материал подготовил Николай Ковалевский