Уже на протяжении многих лет историко-культурный комплекс “Линия Сталина” известен жителям Республики Беларусь а также далеко за ее пределами своей многочисленной экспозицией военной техники.
Основу экспозиции составляют модели, созданные в Советском Союзе. Но далеко не все знают, что представлена в этом музее под открытым небом и продукция зарубежного производства. Одним из таких иностранных представителей в нашей стране является грузовой американский военный грузовик М35.
История модели М35
Полноприводные грузовики М35 с колесной формулой 6х6 североамериканская компания General Motors Company начала разрабатывать сразу после окончания Второй мировой войны. Ее первый экземпляр появился в 1951 году. Почти 7-метровая 8-тонная машина имела экипаж 3 человека и грузоподъемность от 2.3 т на пересеченной местности до 4,5 т по дорогом с твердым покрытием. Поскольку данную модель выпускали несколько автомобильных компаний, автотехника оснащалась разными двигателями. А вот автоматическая 4-х ступенчатая коробка передач Allison устанавливалась на все экземпляры. Максимальная скорость “железного” американца составляла 77 км/ч. Что касается металлической кабины капотной компоновки, то у большинства “тридцать пятых” она была с мягкой брезентовой крышей.
М35 принимали участие в войнах в Корее и во Вьетнаме. Со временем на базе этих автомобилей стали изготавливать специальные модификации эвакуаторов и топливозаправщиков.
Несмотря на то, что производство полноприводников завершилось в 80-е годы прошлого века, они до сих пор находятся на вооружении некоторых государств.
Музейный экспонат
Музейный экспонат ИКК “Линии Сталина” появился “на свет” в 1955-1956 годах. До середины 90-х он эксплуатировался на одной из военных баз в Германии (тогда ФРГ). После распада Советского Союза в качестве гуманитарной помощи несколько М35 отправили в Республику Беларусь.
Один из таких грузовиков, укомплектованный дизельным 140-сильным 6-цилиндровым мотором LTD 465, достался предпринимателю из Заславля. В течение нескольких лет данная машина работала в хозяйстве нового владельца, который со временем разорился. После чего автораритет оказался бесхозным. Тем более, у него полетело сцепление, а запчастей не было. Отсутствие должного ухода и контроля за автомобилем сделали свое дело. Он оказался в плохом техническом состоянии, у него исчезли многие детали.
В 2012 году сотрудники Государственной автоинспекции, к которым после всех мытарств попал “американец”, для его сохранения и возможного дальнейшего восстановления обратились к председателю благотворительного фонда помощи воинам-интернационалистам “Память Афгана” Александру Михайловичу Метле с предложением о размещении военной техники в экспозиции ИКК “Линия Сталина”, созданного при фонде. Так грузовик оказался в историко-культурном комплексе, расположенном недалеко от Минска.
На сегодняшний день комплектность автораритета, в целом, составляет 60% от заводской. Что-то расхитили, а что-то сгнило со временем. Уже в таком виде его привезли в музей. Сохранились кабина без брезентового верха, рама, кузов и пр. В нерабочем состоянии находятся двигатель и автоматическая коробка передач. И отремонтировать их невозможно. Отсутствуют необходимые комплектующие на эти агрегаты.
“Восстановить машину невозможно. А снимать двигатель с КрАЗа и ставить на американский грузовик, большого смысла нет”, — объяснил председатель благотворительного фонда “Память Афгана” Александр Метла.
P.S. Возможно, через некоторое время в судьбе М35 что-то изменится и ему найдут новое применение. А пока он стоит отдельно от всех других экспонатов.
“Мы не препятствуем тем людям, кто хочет внимательно изучить конструкцию этого зарубежного автомобиля. Он доступен для осмотра. Смотрите, изучайте и делайте памятные фотографии с машиной”, — отметил исполнительный директор ИКК “Линия Сталина” Александр Александрович Метла.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Ретро грузовики Владимира Протасени
Если не ошибаюсь, такой грузовик был в фильме «Первая кровь», где Сталлоне снимался….?