Еще несколько десятилетий назад автомобили марки Тatra можно было часто встретить на наших улицах.
Они нравились водителям и вызывали интерес у пешеходов. Они были удачными по конструкции, надежными в эксплуатации и довольно комфортабельными для своего времени. Сейчас такие машины очень редко появляются в городе. Ушли в прошлое Советский Союз и Чехословакия, и поставки популярных грузовиков из некогда братской страны прекратились.
ИСТОРИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
История хорошо известной сейчас марки началась в середине XIX в. В 1850 году в Копрживнице мастер по ремонту карет Игнац Шустала открыл в сарае свое кустарное производство. Дела шли хорошо, и уже спустя три года началось строительство специального здания для экипажей и телег. Потом началось изготовление пассажирских и товарных вагонов. И, конечно, автомобилей. Грузовики здесь стали производиться уже с 1898 года. Первые из них напоминали телеги. Постепенно модельный ряд расширялся. Конструкции выпускаемых машин постоянно совершенствовались.
Предприятие благополучно преодолело все перипетии судьбы, и даже в годы Второй мировой войны продолжало свое производство. Правда, его автотехника использовалась для нужд германской армии. С этого времени начинается и история хорошо известных в Советском Союзе капотников.
ПЕРВЫЕ КАПОТНИКИ
В 1942 году завод выпустил одну из самых удачных своих моделей – полноприводный грузовик T111 колесной формулы 6х6, с хребтовой рамой-трубой и независимой рессорной подвеской всех колес. Машина оснащалась дизельным 12-цилиндровым V-образным дизельным двигателем T103 воздушного охлаждения непосредственным впрыском топлива мощностью в 180–210 л. с. Автомобиль развивал скорость до 75 км/ч и в зависимости от модификаций имел грузоподъемность от 6,35 до 10,4 т. На его базе изготавливался немецкий полугусеничный тягач SMS, а дизель также использовался для 4-осных бронеавтомобилей.
6 мая 1945 года Советская армия освободила город Копрживнице от фашистов. К счастью, завод не пострадал во время военных действий. И через некоторое время предприятие вновь приступило к выпуску грузовой автотехники. После окончания войны в Чехословакии продолжали собирать гражданскую модификацию грузовика – 10-тонный Tatra-111R с цельнометаллической кабиной. Он собирался в нескольких исполнениях и послужил базой для целого ряда других автомобилей. Были среди них автоцистерна на 7 000 л, самосвалы. Всего до 1962 года предприятие выпустило почти 34 000 единиц такой автотехники. Вначале это была штучная продукция, но постепенно она стала серийной.
В 1947–1949 годах появилась вторая 2-осная гамма 3-тонных грузовиков Т114 и Т115.
По имеющимся данным, первые 111-е появились в нашей стране в 1949 году. Самые большие поставки самосвалов шли на советские стройки. Были случаи, когда в СССР на местных автопредприятиях для собственных нужд их переоборудовали под седельные тягачи.
СЕРИЯ «Т138»
В 1959 году на смену послевоенным 111-м пришли более современные в то время грузовики T138S1 такой же колесной формулы. Эти 12-тонные машины с 4-местными кабинами, гнутым лобовым стеклом и с оперением более современной обтекаемой формы имели самосвальный цельнометаллический кузов с разгрузкой назад объемом кузова 5,6 куб. м. На модели устанавливался четырехтактный восьмицилиндровый V-образный дизель Т928 мощностью в 180 л. с., созданный на основе мотора предшественника. Максимальная скорость модели составляла 70 км/ч. Опытные образцы этой машины появились в 1954 году. Но потребовалась еще одна пятилетка, чтобы провести ее полномасштабные испытания и проверку в реальных условиях эксплуатации. Интересно, что чехословацкие специалисты в целях эксперимента за руль первых экземпляров посадили шоферов с низкой квалификацией. Поломать их не смогли даже неопытные водители. Некоторые автомобили преодолели тысячи километров в условиях сибирских морозов и знойных пустынь Африки. И не подвели. Конструкторы учли все замечания эксплуатационников и выявившиеся недостатки автомобиля.
На базе 138-й серии выпускалось свыше пятнадцати модификаций автотранспортных средств. Среди них бортовой грузовик Т138N, самосвал Т138S3 с 3-сторонней разгрузкой кузова, седельный тягач Т138NT для автопоездов полной массой до 31 т, армейская автотехника и др. Ее автошасси послужило базой для создания целого ряда спецавтомашин.
Чтобы облегчить возможность снабжения запчастями всех моделей и модификаций, разработчики максимально их унифицировали.
Основными покупателями продукции чешского предприятия были братские социалистические страны. СССР приобрел 5580 автотранспортных единиц, Польша и Румыния соответственно 9923 и 5435 штук. Таtra-138 пользовалась популярностью и в других регионах мира. С 1964 года они поставлялись еще в 95 государств.
TATRA-148
В 1972 году производство Tatra-138 в Чехословакии завершилось. А ей на смену пришла Tatra-148S1. Этот процесс начался еще в 1969 году. Новинка представляла собой машину с 3-местной кабиной и с цельнометаллическим кузовом объемом 9 куб. м с разгрузкой назад. Ее грузоподъемность составляла 15 т. Она отличалась от предыдущей модели более высокой передней частью капота. Еще одним отличием от предшественницы стал межосевой дифференциал в задней тележке. В качестве двигателя для автомобиля использовался дизель Т2-928 аналогичный Т928, но более мощный – 212 «лошадок».
Среди основных модификаций – самосвал Tatra-148S3 c разгрузкой на три стороны, одноосный строительный тягач для скрепера T180А и др.
И опять основные поставки автотехники шли в страны СЭВ. Главным потребителем автомобилей марки Tatra оставался Советский Союз.
Известны случаи, когда и эти самосвалы уже в СССР переделывались под седельные тягачи. Для этого обычно снимался кузов, обрезалась рама, и ставилось седло. Переоборудовались они и под бензовозы и другую автотехнику.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
По материалам периодической печати и из архива автора.
Фото из архива автора.