Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Главная Мировые автоновости Грузовик популярной марки

Грузовик популярной маркиЕще несколько десятилетий назад автомобили марки Тatra можно было часто встретить на наших улицах.

 

Они нравились водителям и вызывали интерес у пешеходов. Они были удачными по конструкции, надежными в эксплуатации и довольно комфортабельными для своего времени. Сейчас такие машины очень редко появляются в городе. Ушли в прошлое Советский Союз и Чехословакия, и поставки популярных грузовиков из некогда братской страны прекратились.

 

ИСТОРИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

История хорошо известной сейчас марки началась в середине XIX в. В 1850 году в Копрживнице мастер по ремонту карет Игнац Шустала открыл в сарае свое кустарное производство. Дела шли хорошо, и уже спустя три года началось строительство специального здания для экипажей и телег. Потом началось изготовление пассажирских и товарных вагонов. И, конечно, автомобилей.  Грузовики здесь стали производиться уже с 1898 года. Первые из них напоминали телеги. Постепенно модельный ряд расширялся. Конструкции выпускаемых машин постоянно совершенствовались.
Предприятие благополучно преодолело все перипетии судьбы, и даже в годы Второй мировой войны продолжало свое производство. Правда, его автотехника использовалась для нужд германской армии. С этого времени начинается и история хорошо известных в Советском Союзе капотников.

 

ПЕРВЫЕ КАПОТНИКИ

В 1942 году завод выпустил одну из самых удачных своих моделей – полноприводный грузовик T111 колесной формулы 6х6, с хребтовой рамой-трубой и независимой рессорной подвеской всех колес. Машина оснащалась дизельным 12-цилиндровым V-образным дизельным двигателем T103 воздушного охлаждения непосредственным впрыском топлива мощностью в 180–210 л. с. Автомобиль развивал скорость до 75 км/ч и в зависимости от модификаций имел грузоподъемность от 6,35 до 10,4 т. На его базе изготавливался немецкий полугусеничный тягач SMS, а дизель также использовался для 4-осных бронеавтомобилей.

 

6 мая 1945 года Советская армия освободила город Копрживнице от фашистов. К счастью, завод не пострадал во время военных действий. И через некоторое время предприятие вновь приступило к выпуску грузовой автотехники. После окончания войны в Чехословакии продолжали собирать гражданскую модификацию грузовика – 10-тонный Tatra-111R с цельнометаллической кабиной. Он собирался в нескольких исполнениях и послужил базой для целого ряда других автомобилей.  Были среди них автоцистерна на 7 000 л, самосвалы. Всего до 1962 года предприятие выпустило почти 34 000 единиц такой автотехники. Вначале это была штучная продукция, но постепенно она стала серийной.

 

В 1947–1949 годах появилась вторая 2-осная гамма 3-тонных грузовиков Т114 и Т115.

 

По имеющимся данным, первые 111-е появились в нашей стране в 1949 году. Самые большие поставки самосвалов шли на советские стройки. Были случаи, когда в СССР на местных автопредприятиях для собственных нужд их переоборудовали под седельные тягачи.

 

СЕРИЯ «Т138»

В 1959 году на смену послевоенным 111-м пришли более современные в то время грузовики T138S1 такой же колесной формулы. Эти 12-тонные машины с 4-местными кабинами, гнутым лобовым стеклом и с оперением более современной обтекаемой формы имели самосвальный цельнометаллический кузов с разгрузкой назад объемом кузова 5,6 куб. м. На модели устанавливался четырехтактный восьмицилиндровый V-образный дизель Т928 мощностью в 180 л. с., созданный на основе мотора предшественника.  Максимальная скорость модели составляла 70 км/ч. Опытные образцы этой машины появились в 1954 году. Но потребовалась еще одна пятилетка, чтобы провести ее полномасштабные испытания и проверку в реальных условиях эксплуатации. Интересно, что чехословацкие специалисты в целях эксперимента за руль первых экземпляров посадили шоферов с низкой квалификацией. Поломать их не смогли даже неопытные водители. Некоторые автомобили преодолели тысячи километров в условиях сибирских морозов и знойных пустынь Африки. И не подвели. Конструкторы учли все замечания эксплуатационников и выявившиеся недостатки автомобиля. 

 

На базе 138-й серии выпускалось свыше пятнадцати модификаций автотранспортных средств. Среди них бортовой грузовик Т138N, самосвал Т138S3 с 3-сторонней разгрузкой кузова, седельный тягач Т138NT для автопоездов полной массой до 31 т, армейская автотехника и др. Ее автошасси послужило базой для создания целого ряда спецавтомашин.

 

Чтобы облегчить возможность снабжения запчастями всех моделей и модификаций, разработчики максимально их унифицировали.

 

Основными покупателями продукции чешского предприятия были братские социалистические страны. СССР приобрел 5580 автотранспортных единиц, Польша и Румыния соответственно 9923 и 5435 штук. Таtra-138 пользовалась популярностью и в других регионах мира. С 1964 года они поставлялись еще в 95 государств. 

 

TATRA-148

В 1972 году производство Tatra-138 в Чехословакии завершилось. А ей на смену пришла Tatra-148S1. Этот процесс начался еще в 1969 году. Новинка представляла собой машину с 3-местной кабиной и с цельнометаллическим кузовом объемом 9 куб. м с разгрузкой назад. Ее грузоподъемность составляла 15 т. Она отличалась от предыдущей модели более высокой передней частью капота. Еще одним отличием от предшественницы стал межосевой дифференциал в задней тележке. В качестве двигателя для автомобиля использовался дизель Т2-928 аналогичный Т928, но более мощный – 212 «лошадок».

 

Среди основных модификаций – самосвал Tatra-148S3 c разгрузкой на три стороны, одноосный строительный тягач для скрепера T180А и др.
И опять основные поставки автотехники шли в страны СЭВ. Главным потребителем автомобилей марки Tatra оставался Советский Союз.
Известны случаи, когда и эти самосвалы уже в СССР переделывались под седельные тягачи. Для этого обычно снимался кузов, обрезалась рама, и ставилось седло. Переоборудовались они и под бензовозы и другую автотехнику.

 

Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
По материалам периодической печати и из архива автора.
Фото из архива автора.

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий