Надо сразу признать, что лондонские пробки не идут ни в какое сравнение с
токийскими, мексиканскими или даже московскими. В списке наихудших в
этом отношении мировых столиц Лондон оказался всего лишь на 13-м месте.
Лондонские автомобилисты, может, и рады были бы посоревноваться с жителями Бангкока, Манилы, Сан-Паоло и прочих заторенных городов, но просто разместиться им тут негде: в черте города нет ни широких улиц, ни сколько-нибудь существенных автострад.
От того приходится им "ползать" на скорости в 50 км/ч партизанскими тропами – ведь иначе многие лондонские улицы и назвать нельзя, и именно их малая пропускная способность является одной из основных причин возникновения заторов, которые в целом по стране обходятся британской экономике в 7-8 млрд фунтов стерлингов.
Наказание рублем
Что бы ни говорили критики, но введенная прежним лондонским мэром Кеном Ливингстоном в 2003 году плата за въезд в город является на сегодняшний день единственной действенной мерой по сдерживанию притока автомобилей в центр.
Конечно, восемь фунтов за день – это несерьезные деньги для делового мира, частных предпринимателей, дипломатов (хотя многие иностранные посольства были замечены в хронической неуплате просроченных штрафов за парковку) и многих других категорий граждан, ежедневно въезжающих в центр Лондона.
Однако для большинства простых автомобилистов наказание рублем работает, и если у кого-то поначалу были надежды на то, что от установленных для считки номеров камер можно будет ускользнуть, то они развеялись с первым же полученным по почте штрафом в 100 фунтов, который, правда, снижается вполовину, если заплатишь в первые две недели по получении.
Справедливости ради надо добавить, что даже вовремя уплаченными восемью фунтами дело не обходится, так как бесплатных парковок в будние дни в центре Лондона нет, а почасовая цена за место велика – от 3 до 5 и выше фунтов, так что на круг получается немало.
Мэры и меры
И все же порядка 11 млн машин и мотоциклов въезжает ежедневно в Лондон, необязательно в центральную его часть. В помощь им в сентябре 2006 года лондонское транспортное управление запустило на своем интернет-сайте новую интерактивную карту, где с помощью установленных на дорогах камер с ежеминутным обновлением показываются все городские заторы.
Надо сказать, что побить своего предшественника Кена Ливингстона, явно недолюбливавшего четырехколесных друзей, в борьбе за мэрское кресло Борису Джонсону во многом помогла его лояльность автомобилистам – во время предвыборной кампании он даже обещал им "зеленую волну", то есть удлинить зеленый сигнал светофора и ослабить очень жесткие ограничения скорости в черте города.
Хотя, по мнению Джона Маккормика, представителя Национального альянса, выступающего против дорожных налогов, война с автовладельцами продолжается.
"В Англии, особенно в Лондоне, идет борьба с автолюбителями. Они постоянно придумывают что-то, чтобы замедлить движение, – говорит Маккормик. – Так что власти сами движутся одновременно в разных направлениях, пытаясь штрафом бороться с пробками, и в то же время делая все, чтобы они возникали, потому что они постоянно снижают скорость потока".
Правда, кое-какие обещания, взятые на себя мэрией, все-таки выполняются: например, с конца прошлого года по новому распоряжению властей компании, проводящие в городе дорожные и прочие работы, должны испрашивать разрешение у столичного транспортного департамента Transport for London (TfL).
Это означает, что отныне TfL совместно с местным советом каждого столичного района планирует, где и когда можно перекрыть движение, чтобы раскопать очередную яму.
Подобные работы стали в последние годы бичом столицы. С одной стороны, они были вызваны необходимостью замены старых, установленных еще викторианские времена, труб и коммуникаций. С другой, получив добро на это от прежнего мэра Кена Ливингстона, водопроводные и прочие компании стали копать без разбору, уставляя предупредительными конусами, чуть ли не каждую третью улицу, да еще в целях экономии проводя работы в дневное, час-пиковое время.
Центр – еще не все
Еще одна специфическая особенность Лондона состоит в его сугубой растяженности: чуть выйдешь за пределы 3-ей центральной зоны, дома все больше двухэтажные, рядами устилающие многочисленные улицы и переулки, где две машины спокойно не разъедутся, поскольку у каждого домика припарковано по автомобилю, а то и по два.
Зачем, спрашивается, лондонцам столько машин, если и в центр на них не поехать и оставить их там негде?
Ответ очень прост: англичане не привыкли полагаться на общественный транспорт; он дорог, не очень надежен и не слишком хорошо развит для такого разветвленного города, поэтому собственные авто им нужны в основном для сиюминутных поездок в пределах своих "спальных" районов, потому что практически все далеко – и супермаркет, и метро, и почта, и доктор, и, конечно, школа.
Школьные разъезды, совершаемые родителями дважды в день, добавляют очень серьезный процент автомобилей в общий поток медленно движущегося местного транспорта.
Снижение пропускной способности отдельно взятой улицы происходит моментально и, во многих случаях, необратимо.
На моих глазах моя, довольно широкая по местным меркам улица, вдруг превратилась в сплошной затор. Виной тому несколько новеньких многоквартирных домов (правда, не выше третьего этажа), возле которых по обе стороны дороги стали парковаться машины, что в свою очередь затрудняет проезд автобусам, вынужденным останавливаться и пропускать встречный поток.
Конечно, это не укрылось от внимания местного совета, уже присылавшего консультационный листок с вопросом о том, считаем ли мы, жители улицы, целесообразным возведение здесь новых жилых домов. Чувствует мое сердце, что скоро вдоль бордюрного камня будет начертана желтая линия, запрещающая парковку, но что с того? Ласточкой все равно уже не полетишь.
Пробки бессмысленные и фантомные
"Достаточно лишь одного беспечно припарковавшегося водителя, чтобы в Лондоне появился затор", – говорит Патрик Трой, начальник отдела надзора в TfL.
Именно поэтому столичный департамент запустил по всему городу кампанию "Бессмысленная пробка", плакатами предупреждающую водителей о том, что если они оставят машину на так называемой "красной полосе" (где круглосуточно запрещено парковаться), то будут оштрафованы на 100 фунтов.
"Большинство водителей соблюдают правила дорожного движения, – признает Трой. – Наша кампания нацелена на тех немногих, кто их игнорирует и чьи безрассудные действия в результате влияют на многих других".
Хорошо, когда причина затора ясна. А как быть с "фантомными" пробками, то есть возникающими на пустом, казалось бы, месте – без каких бы то ни было дорожных работ, сужения полосы или аварии? Это явление недавно объяснили ученые Бристольского университета.
Оказывается, когда на многополосном шоссе один "умелец" начинает постоянно перестраиваться, это рассылает по магистрали зыбь нестабильности, и возникающее затем неупорядоченное движение может привести к полной остановке движения.
"Волны "остановился-поехал" возникают в результате очень незначительных действий отдельно взятых движущихся средств, – поясняет ведущий исследование профессор Эдди Уилсон. – В определенных ситуациях достигается переломный момент, когда незначительные действия приводят к очень масштабным переменам в движении сотен автомашин на многие мили. Рекордная фантомная пробка была длиной в 50 миль – встала вся трасса M6 от Бирмингема до Озерного края".
И опять – в результате действий одного водителя.
Необходимо признать, что все вышеперечисленные меры по борьбе с заторами – штрафы, "умные" камеры, заранее предупреждающие транспортную полицию о возникающей пробке, всяческие предупредительные кампании, прокатные велосипеды, схемы "Возьми попутчика" и даже инвестиции в развитие городского транспорта – все это лишь терапевтические меры и радикально они ситуацию на лондонских дорогах улучшить не могут.
С другой стороны, англичане часто и успешно довольствуются мудростью "капля камень точит" и редко когда гонятся за высоченными показателями, тем более сразу.
К тому же, по данным британской Автомобильной Ассоциации (АА), с начала экономического кризиса, разразившегося два года назад, из-за повышающихся цен на бензин и растущей безработицы дорожные пробки на всех крупных магистралях уже сократились на 31 % . Так что, не было бы счастья…