Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Хобби Виктора Юденка, ставшее его работой

Реплика

Многие люди в детстве нередко имеют хобби и увлечения. Но с возрастом о них забывают или к ним пропадает интерес. А вот минчанин Виктор Юденок относится к тем, у кого оно осталось на всю жизнь.

Биография

В детские годы Витя, как и многие его сверстники, увлекался изготовлением моделей различной военной техники – танков, кораблей и самолетов. По найденным схемам и фотографиям, а тогда еще не было интернета, юный конструктор создавал собственные чертежи и уже по ним изготавливал свои копии. Со временем его мастерство совершенствовалось.

После окончания школы молодой человек решил поступать на автотракторный факультет  Белорусского политехнического института (сейчас БНТУ), но не получилось. Тогда Виктор пришел работать на завод “Горизонт”. Без отрыва от работы  закончил вечернее отделение радиотехнического института и получил диплом радиоинженера. Но в свободное время он продолжал заниматься любимым делом. На это обратили внимание коллеги по работе. Один из них помог перевестись молодому специалисту конструктором на ОАО “Амкодор”. Потом в трудовой биографии последовала работа в конструкторских отделах минских предприятий МТЗ и МЗКТ.

Сейчас Виктор Юденок занимается созданием конструкций кабин сельскохозяйственной техники в одной из частных столичных компаний.

Техника для кино

Пожалуй, самой известной моделью, разработанной конструктором, стал копийный бронеавтомобиль БА-20.  Эти машины стояли на вооружении РККА в начале Великой Отечественной войны. В нашей стране такой оригинальной техники нет.  И потому для съемок художественной кинокартины “Днепровский рубеж”, посвященной обороне Могилева в 1941 году, понадобилось создание новодела. Режиссер фильма Денис Скворцов для данной работы специально пригласил Виктора Юденка, с которым они познакомились за несколько лет до этого, во время создания документально-постановочного фильма о Пинской военной флотилии в 2005 году. Приглашенный специалист тогда являлся консультантом по кораблям.  

“К сожалению, о БА-20 сохранилось очень мало информации. В одной из книг нашел схему, где бронеавтомобиль изображен в нескольких проекциях. А так, в основном, пользовался фотографиями музейных экспонатов и новодельных экземпляров”, – отметил Виктор Юденок.

При разработке конструкции будущего железного “актера” помогла документация на легковой автомобиль ГАЗ-М1 “Эмка”. Именно она в свое время послужила базой для бронемашины.

Вначале с помощью инженерной программы Unigraphics на компьютере были построены трехмерные шасси с рамой и колесами. Потом к ним добавилась математическая модель бронекорпуса, которая позволила получить точную геометрию конструкции, «разложить» ее на листы  и рассчитать необходимый расход металла.

Реплика

Компановочная схема размещения экипажа БА-20,полученная из 3D модели, созданной В.Юденком

Корпусные детали из листового металла были изготовлены по электронным чертежам лазерной резкой частной фирмой, торгующей металлопрокатом. Буксирные крючья и бампер выковал кузнец.

Для изготовления крыльев сложной формы, которые броневик унаследовал от «Эмки», требовалась работа высококвалифицированного кузовщика, что соответственно вело к увеличению сроков и стоимости работ. Это в свою очередь ставило под угрозу съемки фильма. Было принято решение выклеить крылья из стеклопластика по матрице, снятой с аутентичной ГАЗ-М1, владелец которой уже давно сотрудничал с «Беларусьфильмом».

Практической реализацией проекта занималась группа специалистов во главе с Василием Терешко.  Они уже имели опыт в создании автотехники для кино.

Реплика

В.Терешко (второй справа) и его команда

Поскольку “Эмка” довольно редкая машина, использовать ее не допускалось. Вначале планировалось в качестве базового шасси использовать ГАЗ-69. Но для этого потребовалась бы серьезная переделка его рамы. Выручил Василий Терешко. Он предложил взять имевшийся у него польский микроавтобус ZUK, база которого практически совпадала с базой БА-20, благодаря чему процесс значительно ускорился. По его же советам были использованы узлы и агрегаты от других машин.

“До знакомства с Василием Терешко я много слышал о мастерах, которые у себя в гаражах создают буквально чудеса. И ребята меня приятно удивили”, – рассказал Виктор Юденок.

Жесткие сроки изготовления не позволили  до мелочей воссоздать легендарный советский броневик, но, главное – реплика внешне практически ничем не отличается от оригинала. 

Реплика

Реплика БА-20 на шасси ZUK

Кроме «Днепровского рубежа» новодельный экземпляр «снялся» еще в нескольких фильмах. В настоящее время он принадлежит гаражу киностудии “Беларусьфильм”.

Кстати, для “Днепровского рубежа” одной частной фирмой был изготовлен  еще один экземпляр БА-20.  В качестве шасси для него взяли ГАЗ-69.  А для создания бронекорпуса тоже использовали документацию, разработанную Виктором Юденком. В настоящее время этот броневик находится в автомобильной экспозиции музейного комплекса “Дудутки”.

Реплика

На переднем плане реплика БА-20 на шасси ГАЗ-69

Нереализованный проект танк Т-26

Два года назад на экраны вышел новый фильм Дениса Скворцова “Не игра” о современной белорусской армии. В нем снимался и студийный БА-20. В картине есть сцены, рассказывающие о событиях Великой Отечественной войны. Для съемок в них потребовалась модель танка Т-26. Режиссер вновь обратился к Виктору Юденку. И конструктор создал необходимую документацию для реализации данного проекта.  Но, к сожалению, по ряду причин его разработки не потребовались. Конструктор не отчаивается. Он верит, что со временем они пригодятся. В качестве примера Виктор приводит башню танка Т-28. 3D модель и чертежи на нее были разработаны еще в 2006 году.  А в 2015 году документация пригодилась группе энтузиастов из Самары для реплики советского речного бронекатера проекта 1125 времен Великой Отечественной войны. 

Реплика

Матмодель корпуса Т-26

 
Реплика

Проекции башни Т-28, полученные из 3D модели, созданной В.Юденком

Реплика

Башня Т-28 изготовленная по чертежам В.Юденка

P.s. Творческий процесс продолжается. В настоящее время Виктор Юденок, как говорится, для души занимается созданием чертежной документации еще на один бронеавтомобиль Красной Армии БА-10.

Реплика

Компьтерная модель БА-10, разработанная В.Юденком

Юрий Влодавский
Фото автора, В.Терешко и В.Юденка

Добавить комментарий

0
Вот это цифра