Экс-лидер Кубка «Ardeca» по скоростному маневрированию самовольно возрождает интригу, но рискует «пролететь» мимо итоговой победы. А ведь для Дмитрия Баркана очередная акция «Спортсмены – за безопасность дорожного движения» начиналась очень успешно. Удачно совпали сразу несколько факторов. Во-первых, мир турниров по маневрированию на призы газеты «Автодайджест» покинули сильные конкуренты вроде Андрея Барановского (лучший «маневрист» Беларуси по версии нашей газеты в 2008-2009 годах) и Сергея Артеменко (к слову, титулованный мастер в этом году переквалифицировался из гонщиков в судьи). Во-вторых, тотальное невезение и собственное чудачество со стороны действующего обладателя трофея, Алексея Шендюкова. И, наконец, не списываем со счетов мастерство самого Дмитрия Баркана.
После гонки в Витебске (третий этап Кубка «Ardeca»-2011) казалось, что госпожа Интрига улетела в теплые края до следующего года. Победив в первых трех гонках, Дмитрий Баркан практически обеспечил себе заслуженное звание лучшего. Однако гонку в Бресте пилот вынужден был пропустить по трагическому стечению обстоятельств. А в Гродно вместо того, чтобы нивелировать отставание от вырвавшихся вперед конкурентов, минчанин внезапно… начал им подыгрывать.
Экскурс в историю
Акция «Спортсмены – за безопасность дорожного движения» проводится уже в девятый раз. В 2003 году этот проект был задуман в сотрудничестве редакции газеты «Автодайджест» и УГАИ МВД РБ. Под громкой вывеской скрывался традиционный осенний тур спортсменов-«маневристов» по областным центрам Беларуси.
Однако гонщики не только выявляли и продолжают выявлять лучших в традиционном Кубке по сей день. Одной из целей проведения акции является демонстрация возможностей и приемов контраварийного вождения. Через многочисленные развороты в «двориках» и петлях, а также через скоростное прохождение «змейки» и других фигур спортсмены как бы обращаются к простым автолюбителям: «Приходите и гоняйтесь у нас.
Именно в скоростном маневрировании вы научитесь чувствовать габариты автомобиля и правильно ими пользоваться». К слову, гонщики гарантируют: желание лихачить на дорогах общего пользования после одного соревновательного дня исчезает практически навсегда. Зато развивается неуемная тяга к легальному и доступному автоспорту. Не секрет, что турниры по скоростному маневрированию на призы газеты «Автодайджест» и ее друзей являются самыми терпимыми к новичкам. Для того чтобы вступить в ряды «маневристов», нужно немногое: исправный автомобиль, водительские права, защитный шлем и страховка. Все остальное докупается по желанию позднее.
Сколько проводится акция «Спортсмены – за безопасность дорожного движения», столько в рамках акции разыгрывается традиционный осенний Кубок, именуемый в честь генерального партнера соревнований. За девять лет имя трофея менялось с калейдоскопической частотой. В генеральных партнерах успели побывать как шинные бренды, так и страховые компании. В последнее время у нас новая мода – спонсорами являются официальные дистрибьюторы моторных масел.
Таким образом, акция 2011 года проходит под знаком бельгийского бренда «Ardeca». Представители компании подняли соревнования на новый уровень – игры с болельщиками по ходу проведения этапов практически не прекращаются. Семья, заглянувшая на гонки, запросто может быть полностью «экипирована» призами от «Ardeca» в случае удачного исхода конкурсов. Дети получат по фликеру (забота о безопасности самых маленьких зрителей – также одна из целей акции), мама заработает кепку с символикой генерального партнера, а сильный и выносливый глава семейства сможет значительно сэкономить бюджет, выиграв целую банку бельгийского моторного масла!
Как писалось выше, после трех этапов безоговорочное лидерство в Кубке «Ardeca»-2011 удерживал Дмитрий Баркан. Однако обстоятельства заставили спортсмена пропустить гонку в Бресте. Из-за этого в лидеры акции нежданно-негаданно вышли Александр Цедрик и Вячеслав Орлов, которых мы в начале сезона считали еще недозревшими для больших побед. А между делом, главный фаворит Дмитрий Баркан перед этапом в Гродно занимал только третью строку с отставанием в 11 очков от Цедрика…
Пятый этап акции имел честь быть проведенным в Гродно. Но до берегов Немана доехали не все. Те, кто следит за ходом Кубка «Ardeca-2011», в курсе того, что на прошлом этапе (в Бресте) состоялась целая эстафета сходов, выбившая из соревнований таких заметных спортсменов, как действующий чемпион Алексей Шендюков (Citroen Saxo) и новый шоумен соревнований Александр Сюкалов на полноприводном универсале Ford Mondeo. Сашу, к слову, после прошлых соревнований мы вскоре нашли: с погнутым задним рычагом подвески пилот героически пытался добраться домой, в Марьину Горку. Однако нагрузки не выдержала задняя резина – лопнули обе покрышки. На ободах (!) гонщик пытался добраться до дома (истинный шоумен, что сказать), но в итоге бросил дурную затею и заночевал прямо на обочине брестского шоссе. А на утро Александр наконец вызвал эвакуатор… И лишь к пяти часам вечера понедельника пилот добрался-таки до родного порога!
Исправить повреждения, впрочем, за неделю так и не удалось. А вот еще хуже оказалась ситуация у Шендюкова. У витеблянина на гонках в Бресте возникли проблемы с коробкой передач. Неполадки кое-как устранили и гонщик даже смог добраться на север Беларуси своим ходом. Вскрытие в Витебске шокировало: оказалось, что в Saxo чемпиона разорвало дифференциал и пробило корпус коробки передач! Понятное дело, что в сжатые сроки и с ограниченным бюджетом «вылечить» проблемные узлы практически невозможно. Поэтому Алексей также остался дома, впервые за два года пропустив этап соревнований по скоростному маневрированию.
Приятный сюрприз
Площадкой для соревнований в Гродно служит автодром МРЭО ГАИ «Понемунь». Для спортсменов и организаторов площадка является практически идеальной. Она достаточна приличная по размерам, что позволяет организаторам проявить фантазию при создании схем. Вокруг площадка обнесена забором, который обеспечивает безопасность зрителей. Но что хорошо гонщику, то не слишком удобно болельщику – трасса находится практически на границе города и не слишком легкодоступна для зрителей-«пешеходов». В прошлые годы этот фактор отрицательно сказывался на посещаемости гонок – зрителей было не слишком много.
В 2011-м ситуация изменилась: болельщики облепляли заборы и забирались на эстакады – лишь бы найти более удачную позицию для просмотра заездов! Живая изгородь в прямом смысле слова стала приятным сюрпризом для спортсменов, которым, естественно, всегда приятно выступать на глазах большого количества зрителей. По слухам, к аншлагу на «Понемуни» привела спецоперация компании «Ardeca», представители которой раздавали пригласительные листовки в Гродно накануне проведения этапа.
Пришедшим на гонки гродненчанам даже выпала возможность болеть за своих. На предфинальном этапе акции дебютировал Александр Трусь за рулем Volkswagen Golf V. Новичок не стал прислушиваться к приказам своей собственной фамилии и ехал очень бойко, выпуская целые клубы дыма из-под колес черного «Гольфа». Однако ровно и стабильно провести дистанцию гонок Александру не удалось. Насколько хорошо он провел второе упражнение, настолько он «завалил» прохождение третьей схемы, постоянно срываясь в заносы на радость местным зрителям. Впрочем, как любим мы повторять дебютантам скоростного маневрирования, не все сразу.
Однако наиболее эффектным моментом шоу стал импровизированный пит-стоп со стороны команды «PTM». Прямо перед заездом Алексея Королева было принято решение поменять передние покрышки на Renault Clio минчанина – старые, мол, «держали» трассу намного хуже. Но к действию коллектив приступил лишь тогда, когда судья начал финальный отсчет. По регламенту, напомним, спортсмену для выезда на старт дается лишь пять минут. Если гонщик так и не появился на линии старта по истечении времени, то ему начисляется результат «НВ» (предпоследнее время с конца плюс пять секунд).
Памятуя об этом, напарники провели блестящую и слаженную работу. Квартет разбился на пары: Дмитрий Баркан и Дмитрий Никозаченко снимали одно колесо, а Виталий Рябцев и Алексей Королев – второе. При этом спортсмены двигались настолько согласованно, словно они каждый день тренируют подобные телодвижения! У автора этих строк в те мгновения сложилось впечатление, будто действие происходило не на площадке в Гродно, а на шикарном пит-лейне во время заезда каких-нибудь престижных кольцевых гонок. Но больше всего удивило застывшее время на секундомере в руках главного судьи соревнований Игоря Лебедева. Прибор показывал еще три минуты до истечения положенного времени, а Алексей Королев уже выезжал на старт заезда, «обутый» в новый комплект резины!
Победа, посвященная соперникам
Стоило Дмитрию Баркану появиться на трассе спустя один этап отсутствия, как ему вновь не было равных. И если в первом упражнении впереди минчанина было несколько участников, проехавших «змейку» на секунду быстрее, то на более замысловатых трассах за Renault Clio было не угнаться! На финише дня Баркан привез Вячеславу Орлову, ставшему вторым, аж восемь секунд! Однако в выигрыше после этого оказался именно Вячеслав!
Многие знают, что в нашем чемпионате разрешено «клонирование», когда пилот выступает сразу в нескольких классах. Так вот – победный результат Дмитрий Баркан попросил записать на своего «клона», т.е., 100 очков пошли на счет «Баркана-2», занимавшего аж седьмое место после четырех этапов! Хотя в идеале победа должна была пойти в актив лидировавшего после Витебска «Баркана-1», тем самым вернув промежутночное первое место минчанину перед финалом Кубка «Ardeca». Однако вместо 100 очков на счет «клона-1» пошел всего 71 балл… Суть таких ухищрений, честно говоря, уловить сложно – ведь Дмитрий ставит себя в заведомо проигрышную позицию, отдавая все карты в руки Орлова и Цедрика!
Перед финальной гонкой положение в первой тройке абсолютного зачета таково:
1. Вячеслав Орлов – 395 очков;
2. Александр Цедрик – 390;
3. Дмитрий Баркан – 371.
Не стоит забывать, что по итогам Кубка отнимается один худший результат. Вполне возможно, что после операции с вычитанием картина в розыгрыше трофея может измениться кардинальным путем. Зато в классах ситуация практически предрешена.
У Баркана почти обеспечен титул в «А1». Для этого в Гродно трудилась вся команда «PTM», вчетвером выступавшая на единственном Renault Clio! «Монокубок» был организован специально для начисления очков в категории самых коротких авто. А вот в категории «лимузинов» («А3») никто не оспорит лидерство Сергея Гайко. И лишь в «А2» окончательный исход будет известен лишь в Минске – настолько плотная борьба между Александром Цедриком и Вячеславом Орловым!
До точки в очередной акции «Спортсмены – за безопасность дорожного движения» остается всего две недели. Тем временем гродненским болельщикам, до последнего присутствовавшим на соревнованиях, так понравилось скоростное маневрирование, что они грозились приехать на финал в Минск! Что ж дополнительной шумовой поддержке наших пилотов мы всегда рады. Остается напомнить, что 16 октября в Минске окончательно станет известно, к чему приведут опыты Дмитрия Баркана с «клонированием» – к элегантной победе или к феноменальному поражению.
Вадим ЗЕНЬКЕВИЧ.
Фото автора.