Помимо шинной индустрии – своего основного вида деятельности – Группа
«Мишлен» также развивает другие новые направления, призванные
максимально повысить энергетическую эффективность. Работая совместно с другими основными игроками автопромышленной
индустрии над разработкой транспортных средств будущего, «Мишлен» в
процессе технологических исследований не ограничивает себя ни в чем и
готов к любым возможным областям инноваций, чтобы вести борьбу за
эффективное использование сырья на всех фронтах.
Одно из направлений инновационной деятельности «Мишлен» состоит в совершенствовании электродвигателей, эффективность которых в три раза выше, чем двигателей внутреннего сгорания. В будущем двигатель внутреннего сгорания не будет больше иметь той монополии на автомобильном рынке, которой он обладал в прошлые десятилетия, а парк электромобилей будет только увеличиваться. Гибридные транспортные средства уже сегодня представлены на рынке, и принятые нормативные акты, призванные снизить выбросы CO2, будут способствовать их распространению.
В связи с этим Группа Мишлен разработала технологию «In-Wheel Motor», основанную на технологии «Active Wheel», чтобы помочь автопроизводителям быстрее адаптироваться к изменениям, вызываемым стремительным развитием электрического привода. Моторизированное колесо MICHELIN интегрирует встроенный электродвигатель и тормозной механизм. Таким образом, оно представляет собой техническое решение для новых концепций автомобилей и позволяет сделать их более легкими, компактными и просторными. Оно может применяться в конфигурации с передним или задним приводом, в зависимости от условий эксплуатации, что отражает стремление Группы Мишлен сделать инновации доступными и легко адаптируемыми к особенностям каждого автомобиля.
Ключевое место в этой революционной технологии моторизированного колеса занимает миниатюрный электродвигатель. Разработанный Мишлен сегодня он является самым компактным на рынке. Соотношение его мощности к массе является беспрецедентным по сравнению с решениями конкурентов и предоставляет уникальную возможность для уменьшения неподрессоренной массы ходовой части автомобиля. Благодаря миниатюризации компонентов, можно сказать, что колесо было изобретено вновь.
С самых первых попыток интеграции электрической тяговой трансмиссии в колесо компания Мишлен участвовала во множестве проектов совместно с автопроизводителями. Это привело к разработке значительного числа демонстрационных образцов городских автомобилей, например, таких как BB1, созданного совместно с PSA Peugeot Citroen.
Кроме того, были проведены многочисленные испытания, которые показали зрелость, техническую состоятельность и надежность этой технологии.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе моторизированное колесо оказывается очень полезным для «гибридизации» автомобилей с двигателями внутреннего сгорания без коренных изменений платформы и трансмиссии с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Это относится, в частности, к легким коммерческим автомобилям типа мини-вэнов, которые составляют существенную долю автомобильного парка и, следовательно, выбросов CO2 в атмосферу.
Гибридный автомобиль, оснащенный моторизированными колесами, является адекватным альтернативным решением: его основное преимущество состоит в комбинации достоинств электромобиля, таких как отсутствие загрязняющих выбросов, CO2 или шума, с запасом хода автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.
Гибридный автомобиль позволяет избежать трудностей, связанных с запасом хода, одновременно предлагая вариант электрической тяги для городского цикла и оставаясь пригодным к использованию на автодорогах и автотрассах, а также имея низкий уровень выбросов CO2. Использование электрической тяги в городе дает также преимущество в части уменьшения загрязняющих выбросов и является интересным ответом на идеи ограничения доступа в центры городов автомобилей, загрязняющих окружающую среду, поскольку здесь возможно движение полностью на электрической тяге.
Данное решение обеспечивает целый ряд преимуществ. Оно не только существенно сокращает количество необходимой электроэнергии и, следовательно, размер и стоимость аккумуляторной батареи, но также уменьшает влияние электромотора на уровень зарядки.
Компании Renault и Мишлен реализовали в партнерстве с органами власти и Французским институтом нефти и новых источников энергии (IFPEN) проект Velroue.
Финансируемый ADEME (Французское агентство по окружающей среде и управлению энергией) проект VELROUE предполагает тестирование новой концепции коммерческого гибридного автомобиля на основе Renault Kangoo в двух режимах работы:
• В режиме электромобиля с установленными на заднюю ось моторизированными колесами (для передвижения в городской среде);
• В режиме автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, оптимизированного в части расхода топлива (для загородной эксплуатации).
Помимо преимуществ, которые обеспечивает электромобиль в условиях езды по городу или загородом, автомобиль также отличает значительный запас хода.
Сегодня население городов растет стремительными темпами во многих точках земного шара, особенно в Африке, Азии, на Среднем Востоке и в Латинской Америке. Количество мегаполисов с числом жителей более 10 миллионов человек постоянно увеличивается.
В связи с этой ситуацией значительное распространение городских автобусов со 100-процентным электроприводом было бы решительной мерой, обеспечившей доступ к передвижению большего числа людей в развивающихся странах и одновременно способствующей развитию экологически чистого транспорта в развитых странах. Например, в настоящее время Китай уже активно внедряет систему городского транспорта на 100-процентной электрической тяге.
«Мишлен» рассматривает городские автобусы с точки зрения возможностей внедрения технологий типа моторизированного колеса. Более того, «Мишлен» может предложить и другие уникальные комбинации «шины-колеса». Моторизированные колеса в сочетании с малоразмерными шинами MICHELIN или шинами, обеспечивающими низкий расход топлива, представляют собой решение в части энергоэффективности, а также оптимального использования внутреннего пространства автобуса.
Следуя этой логике, Группой «Мишлен» был разработан проект EILisup, реализуемый компаниями Irisbus и Iveco и финансируемый ADEME. Суть проекта – стандартные, 12-метровые электрические и гибридные автобусы оснащаются литиевыми аккумуляторными батареями и суперконденсаторами.
Цель проекта EILisup – создание электрического и гибридного автобусов с возможностью быстрой подзарядки. В более широком смысле, цель проекта – способствовать электрификации автобусного сектора и доказать, что этот вид общественного транспорта экономически состоятелен.
На этих автобусах число осей увеличится от двух до четырех, две из которых будут оснащены моторизированными колесами.
Настоящим вызовом для современных электромобилей является обеспечение максимального запаса хода между двумя зарядками. Решение этой задачи – определяющий фактор для широкомасштабного распространения электрических автомобилей.
С этой точки зрения, применение топливного элемента может существенно способствовать решению данной задачи. При массе равной массе аккумуляторной батареи топливный элемент на «водородном» топливе может увеличить электромобилям запас хода в 2-4 раза.
Для разработки данной технологии Группа «Мишлен» осуществляет проект F-City H2, в рамках которого в качестве источника энергии применяется комбинация батареи/топливного элемента. Этот проект имеет многочисленные преимущества, поскольку плотность энергии умножается на 3.5, а время заправки водородом исчисляется здесь минутами (а не часами, как в случае с аккумуляторными батареями). При этом тепло, выделяемое топливным элементом, может быть снова использовано для отопления салона.
Успешная реализация этого проекта позволит впервые зарегистрировать во Франции автомобиль, работающий на водороде и соответствующий директиве ЕС 79/2009.
С введением таких новых топливных элементов «Мишлен» предлагает решения, обеспечивающие реальные преимущества в области энергоэффективности и производственных затрат.