В нашей стране большой популярностью пользуется компьютерная игра “World of Tanks”, “главными героями” которой являются танки. Но практически никто не знает, что в минском представительстве компании ее разработчика Wargaming.Net – Минском центре разработки СООО “Гейм Стрим ” почти два года назад, в июне 2014 года, появилась одна достопримечательность – точная реплика танка МС-1 (другое название этой моделиТ-18). Его изготовили реставраторы историко-культурного комплекса “Линии Сталина” по заказу минчан.
НАЧАЛО ПРОЕКТА
В 2013 году руководство СООО “Гейм Стрим ” приняло решение об установке в одном из своих помещений точной копии советского танка КВ или МС-1. В конце концов выбор был сделан в пользу последнего, полное название которого “Малый сопровождения”.
“Танк МС-1 значит для нас очень многое”, – рассказал корреспонденту “АД” куратор исторических проектов Минского центра разработки Александр Бобко. Во-первых, это первый серийный советский танк. А во-вторых, эту гусеничную машину первого игрового уровня выбирают начинающие игроки из стран СНГ. Кстати, сейчас в “World of Tanks” используются более 400 точных виртуальных моделей производства восьми стран – СССР, Германии, Англии, Америки, Франции, Японии, Китая и Чехии.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Танк МС-1 был создан в Советском Союзе в начале 20-х годов прошлого столетия. Основой для него послужил итальянский Fiat 3000 или модель 21 – другое название “итальянца”. Это изделие отечественного военпрома было вооружено пушкой калибра 37-мм и двумя 6,5-мм спаренными пулеметами конструкции Федорова. На службу в Красную Армию бронетехника поступила в 1927 г. А спустя два года девять таких гусеничная машин приняли участие в конфликте на КВЖД и помогли бойцам Особой Краснознаменной Дальневосточной армии разбить крупную группировку белокитайцев. В дальнейшем, перед началом Великой Отечественной войны, их стали использовать в качестве неподвижных долговременных огневых точек на “Линии Сталина”. Находились они и на территории БССР.
До нашего времени на территории России сохранились только несколько экземпляров уникального танка.
ПРЕДЫСТОРИЯ
На протяжение долгого периода времени, с момента основания ИКК “Линия Сталина” сотрудничает СООО “Гейм Стрим ”. Вначале это были виртуальные игровые проекты и организация праздника Дня танкиста, потом совместные документальные фильмы о подъемах и реставрации бронетехники. А в 2013 году был реализован первый реальный проект – восстановление редкого танка Т-34-76. Через некоторое время последовал второй – “возвращение к жизни” “самоходки” СУ-100.
“У нас налажены хорошие отношения со многими российскими, европейскими и американскими военными музейными учреждениями. Но, пожалуй, с “Линией Сталина” у нас большой опыт сотрудничества, которого нет с другими подобными музеями. Именно здесь работают специалисты “с золотыми руками”, – сказал А.Бобко.
СОЗДАНИЕ РЕПЛИКИ
Поэтому нет ничего удивительного в том, что для реализации проекта представители Минского центра разработки обратились к реставраторам ИКК “Линии Сталина”. Особенность данной работы заключалась в том, что реставрационной группе никогда до этого не приходилось создавать военную технику практически “c нуля», не имея базовой модели. Пришлось все делать самим. Сами вырезали лекала и варили корпус будущей бронетехники , делали башню с пушкой, вырезанной из трубы, изготавливали и большинство других деталей. Часть необходимой информации для изготовления будущей реплики дал заказчик, некоторые материалы предоставили униформисты, которые приезжают в историко-культурный комплекс для участия в различных военно-исторических реконструкциях. Но и этого оказалось мало. Поэтому пришлось специально отправлять человека в Ленинградскую область, где в одном из военных музеев находится настоящий такой танк, правда, без двигателя.
“Главная сложность состояла в том, что в первых советских танках мотор, коробка передач и мост составляли единое целое. Со временем произошло их разделение. Мы такого сочетания не нашли и пришлось делать иначе”, – сказал руководитель реставрационной группы Владимир Якушев.
На “Линии Сталина” для создаваемой модели взяли 95-сильный 4-цилиндровый рядный двигатель от “Волги” ГАЗ-24, 3-скоростную коробку передач от 21-й “волжанки”, мост от тягача МЛТБу. От этой же гусеничной машины были взяты гусеницы, которые обрезали и наварили. А вот подходящих катков для ходовой части найти не удалось. Поэтому по специальному заказу директора благотворительного фонда “Память Афгана” Александра Метлы, их сделала одна из сторонних организаций.
Как и на оригинале, на копии сделали заклепки. Правда, их пришлось не клепать, а приваривать изнутри.
На все работы ушло четыре месяца. Экземпляр был готов в мае 2014 года. Он даже мог самостоятельно передвигаться с небольшой скоростью. А спустя месяц его на эвакуаторе доставили на территорию . После выгрузки танк МС-1 своим ходом дошел до места своей постоянной прописки – холла СООО “Гейм Стрим ”, где реплика сейчас и находится.
“Наш танк не представляет исторической ценности, а сделан исключительно для расширения кругозора сотрудников”, – подчеркнул куратор исторических проектов Минского центра разработки СООО “Гейм Стрим ” Александр Бобко.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Автор выражает благодарность пиар менеджеру СООО “Гейм Стрим ” Анастасии Зайцевой за помощь, оказанную при подготовке данной статьи.
Фото автора