В новогоднюю ночь 31 декабря 2008 года телеканал ОНТ показал премьеру отечественного мюзикла “Батлейка”, задуманного на основе басен Кондрата Крапивы. В нем снимались известные белорусские актеры, музыканты и сотрудники самого телеканала. В этом музыкальном телефильме, над созданием которым трудился коллектив столичного телевизионного канала, был задействован и необычный автомобиль. Он перевозил саму батлейку (кукольный народный театр). В качестве автотранспортного средства использовался переделанный в ЗИС-5 грузовик ГАЗ-51. Его взяли в музейной экспозиции историко-культурного комплекса “Линия Сталина”.

Первое знакомство
30 июня 2005 года в Заславле состоялось открытие теперь уже хорошо известного за пределами нашей страны историко-культурного комплекса “Линия Сталина”. Большую помощь при подготовке данного мероприятия сотрудникам будущего военного музея оказали все силовые ведомства республики. В том числе пограничный комитет. Для проведения в этот день военно-исторической реконструкции пограничники построили фрагменты погранзаставы 1941 года и изготовили два автомобиля, внешне напоминающие легендарные советские грузовики ЗИС-5 “Захар”. Их собирали по специальному заказу в войсковой части 1463 – авторемонтном заводе пограничных войск Республики Беларусь, расположенном в Дзержинске.


Войсковая часть 1463
История будущей войсковой части 1463 началась в Минске с окружной авторемонтной мастерской №46, созданной на основании приказа Народного комиссара внутренних дел СССР приказом начальника пограничных и внутренних войск НКВД БССР № 006 от 21 сентября 1938 года. Она занималась ремонтом автобронетанковой техники пограничных и внутренних войск НКВД, находившихся на территории Белоруссии. После окончания Великой Отечественной войны в 1947 г. автомастерскую переименовали в авторемонтную базу № 171 и передислоцировали в город Дзержинск. Предприятие еще несколько раз меняло свое название, пока через сорок лет не получило новое наименование – войсковая часть 1463.
С 1987 г. это авторемонтный завод пограничных войск РБ, а с апреля
2012 г. – Государственное учреждение “Группа материально-технического обеспечения органов пограничной службы” под условным наименованием войсковая часть 1463. Здесь занимаются капитальными ремонтами всей автотехники, в основном, военного, а также гражданского назначения, выпускавшейся на территории СССР, а теперь СНГ.
История реплики автомобиля ЗИС-5
В начале 2005 года в войсковую часть 1463, которой тогда командовал полковник Василий Юнчик, поступило указание от заместителя Председателя государственного комитета пограничных войск РБ по вооружению генерал-майора Владимира Каплиенко об изготовлении для ИКК “Линия Сталина” в порядке оказания спонсорской помощи двух автомобилей, похожих на те, что стояли на вооружении РККА в 40-е годы прошлого века.
Шестнадцать лет назад руководил работами по созданию новодельных машин Игорь Казакевич, в тот период исполнявший обязанности начальника цеха по ремонту автомобильной и инженерной техники. За основу первого экземпляра взяли находившийся на списании грузовик ГАЗ-51, выпущенный в 50-60 годы. У него отреставрировали раму и установили родные газоновские агрегаты – двигатель, переднюю балку, задний мост и другие заводские комплектующие. От “газона” также остались колеса и ступицы.

А вот кабину, напоминающую настоящую от ЗИС-5, сделали собственными силами. Необходимые чертежи для нее нашли цеховые технологи – братья Владимир и Александр Котики вместе с Денисом Кулиничем. Они разработали всю документацию и весь технический процесс сборки. Начальник цеха нашел оригинальный ЗИСовский руль.

Чтобы автотранспортное средство имело полную комплектацию, на него установили такой же кузов, что стоял на “51-м”. Его тоже изготовили работники завода.

Второй автомобиль должен был использоваться в качестве жертвы. В ходе представления его взорвали. Поэтому модель имела упрощенную конструкцию, была неходовой и не имела мотора. Базой для нее тоже послужил списанный ГАЗ-51. Ее также укомплектовали кабиной и кузовом, аналогичными тем, что и на ходовой модификации.

На все работы ушло порядка трех месяцев.
И о кино
Изначально участие ЗИС-5 в мюзикле “Батлейка” не планировалось. Для перевозки декорации сперва предназначалась повозка. Но она оказалась неустойчивой, поэтому потребовался автомобиль.
К моменту начала съемок исполнительный продюсер телепроекта Ольга Кудревич уже была хорошо знакома с директором благотворительного фонда помощи воинам-интернационалистам “Память Афгана» Александром Метлой.
“Александр Михайлович предложил этот автомобиль”, – объяснила Ольга Викторовна.
В течение нескольких дней сотрудники ИКК “Линия Сталина” вместе с декораторами съемочной группы готовили машину к предстоящим съемкам. В ее кузове разместили необходимую декорацию и перекрасили автотехнику. К месту телесъемок в Мирский замок автораритет привозили на специальном эвакуаторе. После завершения рабочего процесса автомобильную технику вернули в экспозицию музея, где она в таком виде простояла еще некоторое время. А потом декорацию убрали и вернули ЗИС-5 прежний вид.


P.S. Вот уже почти шестнадцать лет новодельный ЗИС-5 принимает участие в различных военно-исторических реконструкциях, проходящих в ИКК “Линия Сталина”. Участвует он и в республиканских военно-патриотических акциях.


А вот его неходовой собрат используется сейчас в качестве декорации на так называемой “Дороге войны” – части зоны для военно-исторических реконструкций, где в настоящее время находится вся разбитая военная техника.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора, Б.Проказова ИКК “Линия Сталина” и В.Царенка
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Реплика танка PzKpfw-IB “Танкового бюро МС-1”