Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

История одного экспоната

Просмотрено

История одного экспонатаВоенные музеи являются одними из самых посещаемых в мире. Это неудивительно, ведь вся история человечества неразрывно связана с войнами.

Даже сейчас в относительно мирное время в разных регионах земли по-прежнему происходят конфликты с применением различного вида оружия. Одним из «горячих» мест является Ближний Восток.

Именно здесь, в Латруне (Израиль), существует крупнейший в мире
бронетанковый музей. Его экспозиция охватывает период, начиная с 40-х
годов прошлого века и до нашего времени. В музее собраны
«представители» как собственного военпрома, так и зарубежного –
колесная и гусеничная техника.

В конце 90-х годов XX века я побывал в еврейском государстве и посетил
местный музей. Находится тут и «путешественник» бронеавтомобиль
Staghound, созданный в США, но не прижившийся на родине и исколесивший
много стран.

«ГОНЧАЯ» ДЛЯ АНГЛИЧАН

Интересна и удивительна судьба Staghound (на русский язык переводится как «гончая»).

Во второй половине 1940 года в США прибыла британская закупочная комиссия с целью приобретения у союзников различного вооружения. Уже вовсю шла Вторая мировая война, и англичане, как одни из главных ее участников, на практике ощутили необходимость в обновлении своей бронетехники. В числе прочих представители Туманного Альбиона предложили американцам создать целую серию бронеавтомобилей по их специально разработанным тактико-техническим характеристикам. Последние заинтересовали и будущих производителей. Среди прочих была и модель, получившая индекс Т17Е1. За ее разработку взялись конструкторы компании Chevrolet Motor Division, и в марте 1942 года первый опытный образец проходил испытания на Абердинском полигоне. Затем появился еще один экземпляр этого колесного танка, и обе машины отправились в штат Мичиган, где продолжились их исследования. И уже с октября того же года американская военная промышленность приступила к их производству.

Этот полноприводный 5,5-метровый 2-осный автомобиль колесной формулы 4х4 представлял собой почти 14-тонную конструкцию с независимой подвеской на полуэллиптических листовых рессорах со сварным несущим кузовом и литой башней с толщиной брони от 6,5 (днища) до 45 мм (лобовая броня башни). Модель оснащалась двумя 6-цилиндровыми карбюраторными рядными двигателями Chevrolet/GMS 270 жидкостного охлаждения мощностью в 97 л.с. каждый. А вооружался он 37-миллиметровой пушкой М6 с боекомплектом 103 артвыстрела, тремя пулеметами (курсовым, зенитным и спаренным с орудием) калибра 7,62 мм с общим запасом патронов 5259 штук. В боевой комплект также входили 14 дымовых гранат и 11,43-миллиметровый пистолет-автомат Thompson. Машина имела автоматическую коробку передач (4 скорости вперед и 1 назад), гидроусилитель руля и другие технические новшества. Она развивала скорость до 88 км/ч, преодолевала подъем до 26 град., брод глубиной до 0,8 м и стенку высотой 0,53 мм.

Экипаж броневика состоял из пяти человек – командира-радиста, наводчика, заряжающего, водителя и помощника водителя – стрелка из курсового пулемета.

Всего по апрель 1944 года американцы изготовили почти четыре тысячи «гончих». Но на родине они не прижились. Лишь считанные экземпляры остались в США, и почти все отправились в Англию. Но к африканской кампании они опоздали, а в боевых действиях в Италии приняли незначительное участие. Они были просты в эксплуатации и надежны. Основным же их недостатком стало отсутствие кормового поста управления.

На базе бронеавтомобиля было создано несколько модификаций – машина огневой поддержки Т17Е3 с открытой сверху башней с 75 миллиметровой гаубицей, зенитная установка Т17Е2 с двумя крупнокалиберными пулеметами Browning калибра 12,7 мм и др.

На переднем плане французский танк AMX-13

Во время Второй мировой войны такая бронетехника стояла также на вооружении подразделений новозеландской, индийской, канадской, польской и других армий, высадившихся в Нормандии.

Уже после окончания боевых действий «американских гончих» приобрели Италия, страны Латинской Америки и Ближнего Востока. Часть из них сохранилась в «родном» исполнении, другая в процессе эксплуатации претерпела различные изменения. Интересно, что использовались бронеавтомобили не только в воинских подразделениях, но и в полицейских.

Имеются сведения, что на конец 70-х годов прошлого столетия в армиях различных государств еще числилось 800 машин. 

STAGHOUND В ИЗРАИЛЕ

Впервые о приобретении Staghound в Израиле заговорили после окончания войны за независимость. (Правда, некоторые источники сообщают о наличии первых экземпляров еще во время  ее проведения).

После завершения первой арабо-израильской войны бронетанковые силы Израиля находились в плачевном состоянии. Большинство техники по различным причинам находилось не в боеспособном состоянии. Она была сильно изношена и уже морально устарела. И требовалось техническое перевооружение армии. Планировалось приобрести современные танки. А разведывательные подразделения оснастить бронеавтомобилями с пушечным вооружением. После тщательного анализа существовавших на то время моделей в качестве последних израильтяне решили использовать Staghound, подходивших по большинству параметров. Но поскольку между Англией и Израилем сохранялись напряженные отношения, пришлось приобретать такую автотехнику через посредников. Причем без вооружения. У бронеавтомобилей отсутствовали пушки и пулеметы, прицелы, оптика и радиостанции. Тем не менее и в данном виде покупка бронемашин вызывала определенные трудности.

В конце декабря 1950 года руководство Армии обороны Израиля приняло решение о приобретении у продавцов 50 первых экземпляров. Но из-за отсутствия разрешения со стороны британского правительства, покупка задерживалась.

И в конце концов, не состоялась, потому что необходимость в этом отпала. Дело в том, что уже в следующем году отношения между двумя странами улучшились. Появилась возможность прямой закупки. Состояние покупаемых машин было намного лучше, чем у  предшественниц. Да и «обрезание» их было выполнено более аккуратно. Сохранились крепления для установки оборудования, что упрощало ремонт автотранспорта. Низкая цена позволила закупить вместо планируемых 50–120 единиц бронетехники. Начиная с декабря 1951 по сентябрь 1952 года, еврейское государство получило 112 машин. Остальные прибыли чуть позже. Предполагалось, что в течение 1953-1954 годов в строй станут 55 из них. Однако отсутствие запчастей и особенно вооружения нарушили первоначальные планы. В результате вначале только 9 автомобилей поступили в армейские подразделения, да и то с чужими пушками. Причем три из них  оказались и вовсе неисправными. Такой автотранспорт использовали для учебных целей. Потом постепенно число бронетехники в армейских подразделениях возросло до 15 единиц.

В 1955 году благодаря закупке «родных» сотни 37-миллиметровых пушек количество исправных бронеавтомобилей возросло до 26, а после, до укомплектования рациями, до 39.

Пришло время, и в Израиле появились легкие французские танки АМХ-13, превосходившие англичан американского происхождения по ряду параметров. «Французы» имели лучшую проходимость, мощную 75-миллиметровую пушку, в боекомплект которой входили и осколочные снаряды, меньший (3 человека) экипаж и пр. И в конце 1957-го или в начале 1958 года «англичане» американского происхождения были сняты с вооружения.

Единственный случай боевого использования случился в ноябре 1956 года, когда они участвовали в подавлении сопротивления в Хан-Юнисе.

Со временем часть машин продали Никарагуа, а оттуда они отправились на Кубу.

Юрий ВЛОДАВКИЙ.
По материалам российской и израильской прессы и архивам автора.
Фото П. Янчевский (Израиль).

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий