История одного «ветерана”

Просмотрено

МАЗ-5551 сегодня

Грузовые автомобили и автобусы самого разного назначения можно увидеть на территории Минского автозавода. И это неудивительно, ведь это столичное предприятие специализируется на выпуске таких автотранспортных средств. Но встречаются здесь и уникальные модели, изготовленные в единичных экземплярах. И, как правило, не на конвейере, а практически вручную. Из поколения в поколение автозаводцы передают истории их создания. Со временем эти рассказы обрастают легендами. А “главные герои” становятся легендарными. В категорию таких машин много лет назад перешел 2-осный самосвал с номерным знаком 0002. Несмотря на солидный возраст, он и сегодня продолжает эксплуатироваться автопредприятием.

В 1978 году на МАЗ пришел работать шофером молодой парень Коля Занько. Затем была служба в Советской Армии. После демобилизации он вернулся на родной автозавод. Поначалу приходилось работать на разных автомобилях, подменять опытных коллег. Наконец через некоторое время и ему самому дали постоянную машину – серийный самосвал, созданный на базе ЗИЛа. Однако модель оказалась не очень удачной. Машина часто ломалась, а ведь нередко приходилось ездить в дальние рейсы и привозить нужные для автозавода запчасти и комплектующие из России, Прибалтики, Украины. И тогда Николай задумал изготовить автотранспортную технику, на которой было бы удобно выполнять дальние рейсы. Из одной поездки он привез удлиненную раму, из второй – кабину, потом появились другие детали. И в результате Николай собственными руками собрал автосамосвал ММЗ-554 с трехсторонней разгрузкой кузова.

Н.Н.Занько

Но на этом водитель не остановился, он решил сделать более совершенную машину на базе МАЗа. Тем более, что для Николая, с его ростом 1 метр девяносто два сантиметра, кабина российского производства оказалась явно мала и неудобна.

В то время на территории автотранспортного цеха Минского автозавода водители занимались и ремонтом автомобильной техники. “Мне поручили собирать самосвал МАЗ-5551”, — рассказал Николай Николаевич Занько.

Вначале перед началом работы по сборке автомобиля водитель сходил в рамный цех и заказал комбинированную удлиненную раму для будущего грузовика. Основой для нее послужила конструкция, устанавливаемая на бортовой грузовик МАЗ-53371. Но по просьбе будущего эксплуатационника ее несколько изменили. Так, спереди в ней просверлили специальные отверстия для размещения дизельного 8-цилиндрового V-образного двигателя ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с. (на серийных моделях использовался тогда менее мощный 180-сильный ЯМЗ-236М2), а сзади – для креплений кронштейнов для установки самосвального кузова и его гидроцилиндра подъема. Была взята большая кабина со спальным местом, устанавливаемая на седельные тягачи с моторами MAN. Кстати, до этого момента, для самосвалов этого семейства использовались малые кабины без спальных мест.

Сборка автотехники производилась в автотранспортном цехе. После установки основных агрегатов промежуток между кабиной и кузовом оказался восемьдесят сантиметров. В образовавшемся пространстве автозаводец разместил два запасных колеса. Поскольку приходилась ездить на дальние расстояния, еще одним новшеством стали два топливных бака по 350 литров каждый.

Машина могла эксплуатироваться в составе автопоезда вместе с прицепом.

Мало кто знает, что некоторые идеи водителя были в дальнейшем использованы конструкторами Минского автозавода. В частности, Николай Николаевич первый установил на свою модель на кузов козырек, напоминающий по форме спину зубра. До него самосвальные платформы были полукруглыми.

В общей сложности на все работы ушло порядка трех месяцев. Много времени потребовалось на необходимую подгонку узлов и агрегатов. Практически все приходилось делать вручную.

В 1989 году автомобиль отправился в свой первый рейс. За 9 лет работы на этой машине Николай Николаевич проехал более трехсот тысяч километров по дорогам бывшего СССР. И привозил самые разнообразные грузы. В основном, по бартеру.

Несмотря на то, что Советский Союз тогда уже распался, связи между предприятиями бывших его республик были еще хорошие.

Сейчас г.Занько уже много лет перевозит грузы на магистральных автопоездах. А на его бывшем самосвале уже несколько раз поменялись шоферы. Уже давно на нем стоят другие кузов и кабина. Но сохранились родной двигатель, козырек кузова и номер, который выбрал первый водитель грузовика – 0002.

Многие ветераны автозавода помнят еще об одном автомобиле. Это был бортовой грузовик с надписью на кабине “Ермак”. Эта двухосная машина обслуживала экспериментальный цех. В конструкции автотехники тоже использовались различные нововведения, придуманные его водителем. К сожалению, автотранспортное средство до наших дней не сохранилось. Машину списали на металлолом. А сам автозаводец уже давно не работает на Минском автозаводе.

Юрий Влодавский
Фото автора и П.Вербицкого

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий