Когда-то автомобили семейства ГАЗ-52 были популярны у потребителей. Они эксплуатировались во многих автохозяйствах Советского Союза, в аграрном секторе и в других отраслях народного хозяйства некогда одной большой страны. Сейчас эти машины очень редко можно встретить на наших дорогах. Увы, но большинство из сохранившихся экземпляров находятся далеко не в оригинальном состоянии.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
История «пятьдесят второго» и его потомков началась более 50-ти лет назад. В то время Горьковский (Нижегородский) автозавод приступал к разработке конструкций целого ряда новых грузовиков – ГАЗ-62, ГАЗ-66, ГАЗ-56 и ГАЗ-52. Последний должен был прийти на смену очень популярной модели ГАЗ-51А. Планировалось, что новинка превзойдет предшественника своими технико-эксплуатационными характеристиками. Она сохраняла ту же грузоподъемность и колесную базу (3300 мм), но ее должны были оснастить новой современной и комфортабельной кабиной, более мощным двигателем, усиленной рамой и другими узлами и агрегатами.
Первое изображение будущего «газона» появилось на обложке журнала «Автомобильная промышленность» № 12 за 1958 г. А планами автомобильной промышленности СССР на 1960 год перед горьковчанами ставилась задача «… по созданию и изготовлению образцов новых автомобилей, которые должны быть внедрены в производство в последующие годы. К таким автомобилям относятся грузовые ГАЗ-52 грузоподъемностью 2,5 т …». Он должен был иметь длину около 6 м, вес 2,65 т и развивать скорость до 75 км/ч. Расход топлива у автотранспортного средства составлял 24 л на 100 км пробега.
Одним из главных новшеств создаваемого автомобиля разработчики хотели сделать мотор. Предполагалось, что «железным сердцем» автотранспортного средства станет ГАЗ-51Ф с форкамерно-факельным зажиганием. В качестве базы для него послужил карбюраторный, четырехтактный шестицилиндровый, нижнеклапанный 70-сильный двигатель, устанавливаемый на ГАЗ-51. В ходе модернизации новая модель стала 85-сильной верхнеклапанной. Она получила другую головку блока цилиндров с камерой сгорания и дополнительной форкамерой на каждом цилиндре. Появился целый ряд и других нововведений. Предполагалось, что это позволит повысить мощность и крутящий момент у мотора и сократить расход топлива на 15–20 %.
Для проверки опытные образцы двигателя установили на автомобили ГАЗ-51Ф. Но в ходе практических испытаний выяснилось, что никаких преимуществ не достигнуто. Мало того, наблюдалось много случаев отказа. Но на заводе предполагали довести конструкцию до требуемых параметров и в дальнейшем оснащать ими не только «пятьдесят вторые», но «шестьдесят вторые» модели. Был построен специальный цех. Но получить положительный результат так и не удалось. И от идеи использования таких моторов в дальнейшем отказались.
Не удалось окончательно освоить и задний мост ГАЗ-52. В конечном счете грузовик в таком виде так и не пошел в производство.
Дальнейшие разработки проводились уже с другим двигателем – V-образным восьмицилиндровым. Автомобиль получил новый индекс – ГАЗ-52А. В процессе дальнейших работ в конструкцию машины вносились различные изменения. И в результате грузовик получил номер ГАЗ-53 и перешел в другой класс грузоподъемности.
Новый вариант 52-го сохранил практически все основные размеры и весовые параметры предшественника и получил доработанный двигатель от ГАЗ-51 мощностью в 75 л.с. Но у него уменьшилась скорость до 70 км/ч и снизился расход топлива до 20 л. Его оснастили рядом узлов и агрегатов. От предшественника взяли передний мост, а от пятьдесят третьего – рессорную подвеску.
Разрабатывался и длиннобазный вариант машины. Она предлагалась в виде автошасси для установки спецнадстроек грузоподъемностью 3 т. Это была 6-метровая модель снаряженной массой 2,3 т.
ПЕРВЫЕ СЕРИЙНЫЕ «ПЯТЬДЕСЯТ ВТОРЫЕ»
Предполагалось начать серийное производство ГАЗ-52 в 1961 году. Но в связи с тем, что основной упор был сделан на ГАЗ-53, выпуск первого отложили на неопределенное время. Однако вмешались внешние обстоятельства. Так Заволжский моторный завод не смог обеспечить «пятьдесят третьи» необходимыми двигателями. И спустя пять лет пришлось возродить «пятьдесят вторые». В 1966 г. началось серийное производство первых двух представителей этого семейства – ГАЗ-52-03, который предназначался для транспортирования различных грузов по дорогам всех классов, включая проселочные, и ГАЗ-52-01.
Первый представлял собой 2-осный грузовой бортовой автомобиль с задней ведущей осью колесной формулы 4х2, длиной 6,15 м и грузоподъемностью 2,5 т. Он имел колесную базу 3700 мм и полный вес 5,5 т. А максимальная скорость его достигала 70 км/ч. Машина могла буксировать 2,5-тонный прицеп. На автотранспортное средство устанавливался четырехтактный 6-цилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель ГАЗ-52-01 мощностью в 75 л.с.
Автомобиль имел деревянную платформу с тремя открывающимися бортами.
В инструкции на этот грузовик писалось, что при разработке конструкции «… учитывались особенности работы автомобиля в многообразных условиях и в первую очередь богатый опыт эксплуатации однотипного автомобиля ГАЗ-51А…». При создании модели уделялось повышенное внимание дальнейшему повышению надежности и долговечности, обеспечению легкости и удобства управления и снижению трудоемкости обслуживания.
На автомобиле стояла двухместная цельнометаллическая кабина, оборудованная мягкими, регулируемыми по росту водителя сиденьями, эффективной системой вентиляции и отопления. Она, как и оперение, элементы кузова и рамы, рулевое управление и др., использовалась на ГАЗ-53А. А двигатель с обслуживающими его системами, задний мост, колеса и пр. были унифицированы с ГАЗ-51А.
ГАЗ-52-01 являлся модификацией АЗ-52-03 и представлял собой автошасси для установки различных фургонов, автолавок, цистерн и других спецнадстроек.
В связи с ограниченным спросом производство ГАЗ-52-03 завершилось в 1973 году.
НА СМЕНУ ГАЗ-51А
Серийное производство автомобиля ГАЗ-51А продолжалось до 1975 года. И только после этого ему на смену пришел другой представитель семейства «полсотни второго» – ГАЗ-52-04. В отличие от 03-го он имел кузов меньшего размера и агрегаты ходовой части, унифицированные с ГАЗ-53А. У него были меньшая колесная база (3300 мм) и полная масса 5170 кг. По большинству параметров их двигатели совпадали.
Со временем у ГАЗ-52-04 появились собственные модификации: 52-05 – грузопассажирское такси, ГАЗ-52-07 – газобаллонный, ГАЗ-52-74 – экспортный, ГАЗ-52-54 – экспортный, тропический, ГАЗ-52-02 – шасси для автосамосвалов и др.
В 1984 году появились автомобили ГАЗ-52-27 и ГАЗ-52-28, работающие на сжатом природном газе.
Последние представители пятьдесят второго семейства выпускались на автозаводе до конца 1989 г.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
Фото автора