Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

ИСТОРИЯ «ПОЛСОТНИ ВТОРОГО»

Просмотрено

ИСТОРИЯ «ПОЛСОТНИ ВТОРОГО»Когда-то автомобили семейства ГАЗ-52 были популярны у потребителей. Они эксплуатировались во многих автохозяйствах Советского Союза, в аграрном секторе и в других отраслях народного хозяйства некогда одной большой страны. Сейчас эти машины очень редко можно встретить на наших дорогах. Увы, но большинство из сохранившихся экземпляров находятся далеко не в оригинальном состоянии.

 

ПЕРВЫЕ ШАГИ


История «пятьдесят второго» и его потомков началась более 50-ти лет назад. В то время Горьковский (Нижегородский) автозавод приступал к разработке конструкций целого ряда новых грузовиков – ГАЗ-62, ГАЗ-66, ГАЗ-56 и  ГАЗ-52. Последний должен был прийти на смену очень популярной модели ГАЗ-51А. Планировалось, что новинка превзойдет  предшественника своими технико-эксплуатационными характеристиками. Она сохраняла ту же грузоподъемность и колесную базу (3300 мм), но ее должны были оснастить  новой современной и комфортабельной кабиной,  более мощным двигателем, усиленной рамой и другими узлами и агрегатами.


Первое изображение будущего «газона» появилось на обложке журнала  «Автомобильная промышленность» № 12 за 1958 г. А планами автомобильной промышленности СССР на 1960 год перед горьковчанами ставилась задача «… по созданию и изготовлению образцов новых автомобилей, которые должны быть внедрены в производство в последующие годы. К таким автомобилям относятся грузовые ГАЗ-52 грузоподъемностью 2,5 т …».  Он должен был иметь длину около 6 м, вес 2,65 т и развивать скорость до 75 км/ч. Расход топлива у автотранспортного средства составлял 24 л на 100 км пробега.


Одним из главных новшеств создаваемого автомобиля разработчики хотели сделать мотор. Предполагалось, что «железным сердцем» автотранспортного средства станет ГАЗ-51Ф с форкамерно-факельным зажиганием. В качестве базы для него послужил карбюраторный, четырехтактный шестицилиндровый, нижнеклапанный 70-сильный двигатель, устанавливаемый на ГАЗ-51. В ходе модернизации новая модель стала 85-сильной верхнеклапанной. Она получила другую головку блока цилиндров с камерой сгорания и дополнительной форкамерой на каждом цилиндре. Появился целый ряд и других нововведений. Предполагалось, что это позволит повысить мощность и  крутящий момент у мотора и сократить расход топлива на 15–20 %.


Для проверки опытные образцы двигателя установили на автомобили ГАЗ-51Ф. Но в ходе практических испытаний выяснилось, что никаких преимуществ не достигнуто. Мало того, наблюдалось много случаев отказа. Но на заводе предполагали довести конструкцию до требуемых параметров и в дальнейшем оснащать ими не только «пятьдесят вторые», но «шестьдесят вторые» модели. Был построен специальный цех. Но получить положительный результат так и не удалось. И от идеи использования таких моторов в дальнейшем отказались.
Не удалось окончательно освоить и задний мост ГАЗ-52. В конечном счете грузовик в таком виде так и не пошел в производство.


Дальнейшие разработки проводились уже с другим двигателем – V-образным восьмицилиндровым. Автомобиль получил новый индекс – ГАЗ-52А. В процессе дальнейших работ в конструкцию машины вносились различные изменения.  И в результате грузовик получил номер ГАЗ-53 и перешел в другой класс грузоподъемности.


Новый вариант 52-го сохранил практически все основные размеры и весовые параметры предшественника и получил доработанный двигатель от ГАЗ-51 мощностью в 75 л.с. Но у него уменьшилась скорость до 70 км/ч и снизился расход топлива до 20 л.  Его оснастили рядом узлов и агрегатов. От предшественника взяли передний мост, а от пятьдесят третьего – рессорную подвеску.
Разрабатывался и длиннобазный вариант машины. Она предлагалась в виде автошасси для установки спецнадстроек грузоподъемностью 3 т. Это была 6-метровая модель снаряженной массой 2,3 т.

 

ПЕРВЫЕ СЕРИЙНЫЕ «ПЯТЬДЕСЯТ ВТОРЫЕ»


Предполагалось начать серийное производство ГАЗ-52 в 1961 году. Но в связи с тем, что основной упор был сделан на ГАЗ-53, выпуск первого отложили на неопределенное время. Однако вмешались внешние обстоятельства. Так Заволжский моторный завод не смог обеспечить  «пятьдесят третьи» необходимыми двигателями. И спустя пять лет пришлось возродить «пятьдесят вторые». В 1966 г. началось серийное производство первых двух представителей этого семейства – ГАЗ-52-03, который предназначался  для транспортирования различных грузов по дорогам всех классов, включая проселочные, и ГАЗ-52-01.


Первый представлял собой 2-осный грузовой бортовой автомобиль с задней ведущей осью колесной формулы 4х2, длиной 6,15 м и грузоподъемностью 2,5 т. Он имел колесную базу 3700 мм и полный вес 5,5 т. А максимальная скорость его достигала 70 км/ч. Машина могла буксировать 2,5-тонный прицеп. На автотранспортное средство устанавливался четырехтактный 6-цилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель ГАЗ-52-01 мощностью в 75 л.с.


Автомобиль имел деревянную платформу с тремя открывающимися бортами.
В инструкции на этот грузовик писалось, что при разработке конструкции «… учитывались особенности работы автомобиля в многообразных условиях и в первую очередь богатый опыт эксплуатации однотипного автомобиля ГАЗ-51А…». При создании модели уделялось повышенное внимание дальнейшему повышению надежности и долговечности, обеспечению легкости и удобства управления и снижению трудоемкости обслуживания. 


На автомобиле стояла двухместная цельнометаллическая кабина, оборудованная мягкими, регулируемыми по росту водителя сиденьями, эффективной системой вентиляции и отопления. Она, как и оперение, элементы кузова и рамы, рулевое управление и др., использовалась на ГАЗ-53А. А двигатель с обслуживающими его системами, задний мост, колеса и пр. были унифицированы с ГАЗ-51А.  
ГАЗ-52-01 являлся модификацией АЗ-52-03 и представлял собой автошасси для установки различных фургонов, автолавок, цистерн и других спецнадстроек.
В связи с ограниченным спросом производство ГАЗ-52-03 завершилось в 1973 году.


НА СМЕНУ ГАЗ-51А


Серийное  производство автомобиля ГАЗ-51А продолжалось до 1975 года. И только после этого ему на смену пришел другой представитель семейства «полсотни второго» – ГАЗ-52-04. В отличие от 03-го он имел кузов меньшего размера и агрегаты ходовой части, унифицированные с ГАЗ-53А. У него были меньшая колесная база (3300 мм) и полная масса 5170 кг. По большинству параметров их двигатели совпадали.


Со временем у ГАЗ-52-04 появились собственные модификации: 52-05 – грузопассажирское такси, ГАЗ-52-07 – газобаллонный,  ГАЗ-52-74 – экспортный, ГАЗ-52-54 – экспортный, тропический, ГАЗ-52-02 – шасси для автосамосвалов и др.


В 1984 году появились автомобили ГАЗ-52-27 и ГАЗ-52-28, работающие на сжатом природном газе.
Последние представители пятьдесят второго семейства выпускались на автозаводе до конца 1989 г.

 

Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
Фото автора

 

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Популярное

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram