Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

История создания копийных моделей грузовиков МАЗ на Минском автомобильном заводе

Просмотрено

Одним из популярных увлечений в мире является коллекционирование масштабных копий автомобилей. Тысячи людей в разных странах собирают такие миниатюры в разных масштабах, изготовленные как отдельными мастерами, так и предприятиями.

Среди миниатюрных копий широко представлены и грузовики Минского автозавода, которые пользуются неизменным спросом у коллекционеров. Вот и ОАО “МАЗ” закупает такие минигрузовики у производителей. А было время, когда на Минском автомобильном заводе сами пытались выпускать подобные модели. Но происходило все это в советские времена, в далекие теперь 70-80 годы прошлого века.

Предыстория

История развития моделизма в Советском Союзе началась в 70-годы XX столетия и продолжалась до его распада. В этот период два российских предприятия – “Тантал” в Саратове  и “Элекон” в Казани освоили выпуск точных масштабных копий советских автомобилей, в основном, легковых, уменьшенных в 43 раза по сравнению с оригиналами. Их продукцию буквально сметали с полок, и достать их было довольно сложно.

По всей стране стали появляться клубы коллекционеров. Один из них в 1987 году появился в Минске. Его главным создателем и председателем стал занимавший тогда должность начальника бюро прессового цеха завода “Термопласт” Владимир Владимиров. Общественная организация, получившая название “МИКРО-АВТО”, работала при профкоме данного предприятия. В ней состояло несколько десятков человек – школьники, рабочие, военные, инженеры и представители других профессий – люди разных возрастов, объединенных общим увлечением. Были среди них и работники Минского автозавода. Собирались любители микромоделей каждый четверг в пристройке к заводской столовой.  Все они имели личные удостоверения, подписанные председателем профкома “Термопласта”.  Теперь такие корочки – историческая реликвия.

На встречах производился обмен и покупка моделей, причем, не только отечественного производства. Свои первые мини произведения, измененные промышленные изделия, приносили самодельщики. В настоящее время многие из них стали моделистами-профессионалами, и выпуск подобных миниатюр является для них основной трудовой деятельностью. Проводились выставки мини моделей.

История создания копийных моделей грузовиков МАЗ
Выставка масштабных моделей на Терморпласте

 

О миниатюрных МАЗах

На заседаниях клуба часто обсуждался вопрос, когда же, наконец, появятся и масштабные копии белорусских грузовиков, в частности, МАЗов. Кто-то пытался их делать самостоятельно по найденным чертежам и фотографиям, а также обмерам настоящих автомобилей. Другие использовали детали, в основном, кабины  от выпускаемой в Костроме единственной копии самосвала МАЗ-503Б. Говорили, что костромичи взяли необходимую документацию на самом автозаводе. Насколько это правдивая информация, не могу судить.

История создания копийных моделей грузовиков МАЗ
Модель грузовика МАЗ-500
История создания копийных моделей грузовиков МАЗ
Модель самосвала МАЗ-503Б
История создания копийных моделей грузовиков МАЗ
Модель седельного тягача МАЗ-504В

МАЗ-5551 в масштабе 1:43 заводского производства

Как оказалось, и руководство Минского автомобильного завода не сидело, сложа руки. В конце 70-х. – начале 80-х.гг. было принято решение о разработке чертежей на масштабную копию самосвала МАЗ-5551 с последующим освоением ее производства на самом автопредприятии. В Управлении главного технолога приступили к проектированию чертежей на пресс-формы для изготовления деталей из пластмассы (вставка в кабину, стекло, сидения, руль и др.), а в управлении главного металлурга совместно с технологическим бюро цеха спецлитья – отливок из сплава ЦАМ (кабину, раму, двигатель, кузов и пр.).  Купили даже специальную машину для литья.  Через несколько лет необходимые документация и оснастка были готовы.

В 1984 году заводчане изготовили опытную партию мини самосвалов МАЗ-5551. Выпуском пластмассовых комплектующих занималась Центральная лаборатория пластмасс и резино-технических изделий. Но из-за нетехнологичности производственного процесса, связанного с отсутствием опыта в данном направлении, дальнейшее развитие производство миниатюрных автомобилей на автозаводе не получило.

История создания копийных моделей грузовиков МАЗ
Модель самосвала МАЗ-5551
История создания копийных моделей грузовиков МАЗ
Модель самосвала МАЗ-5551 с поднятым кузовом

Копийная модель МАЗ-6422

После неудачной попытки освоить выпуск модельной копии самосвала МАЗ-5551, решили собирать другую – модель тягача МАЗ-6422.

“… было принято решение заказать разработку конструкторской документации и изготовление пресс-форм масштабной модели МАЗ-6422  на одном из заводов в г.Казани”, – писал в газете “Автозаводец” занимавший тогда должность заместителя технического директора по товарам народного потребления Александр Гребень. Но и это не получилось. “В течение двух лет указанный завод разрабатывал конструкторскую документацию, но согласовать с нашими технологическими службами не смог по причине нетехнологичности деталей и узлов масштабных моделей”, –  добавил Александр Владимирович.

P.s. После неудачи в Казани планировалось все же освоить модель самосвала МАЗ-5551. Но, увы, этого не произошло. Что же касается оставшихся деталей от несобранных комплектов, то они со временем разошлись, в основном, среди коллекционеров, которые собственными силами собрали такие миниатюрные автомобили. И их можно увидеть в коллекциях минчан и их зарубежных коллег.

А вот пресс-формы на детали из ЦАМ были выкуплены одной частной белорусской фирмой, которая со временем занялась производством миниатюрных МАЗ-5551. Но это уже совсем другая история.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и С.Пугачева

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Автотягач МАЗ-508В, уменьшенный в 43 раза

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram