Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Главная Мировые автоновости История танкеток

История танкетокОдним из видов вооружения, стоявших на вооружении РККА к моменту нападения Германии на СССР, были танкетки. Танкетка – легкая боевая гусеничная одно- и двухместная бронированная
машина 20–30-х годов XX века, предназначенная для разведки и связи
(Советский энциклопедический словарь).

 
Главной ее особенностью было
отсутствие башни, а также использование в силовой установке и
трансмиссии серийных автомобильных узлов и агрегатов.
Что же касается ее недостатков, то, несомненно, это слабость бронирования и вооружения.

Танкетки стали основой для создания бронетранспортеров, малых и плавающих танков. На их базе были созданы бронетягачи и другая военная техника.

MADE IN ENGLAND

Идея создания танкеток возникла еще в годы Первой мировой войны. Многие военные специалисты считали, что наряду с танками необходимо иметь и другую бронетехнику, более дешевую, небольшую по размерам и имеющую экипаж, состоящий из одного или двух человек. В некоторых странах были разработаны проекты подобных гусеничных машин, в том числе и  России, но до серийного производства дело не дошло.  

Первой серийной танкеткой стала модель Мк-VI “Карден-Лойд”, разработанная англичанами В. Лойдом и Дж. Карденом в конце 20-х годов прошлого столетия. Она имела массу 1,4 т и двигатель “Ford T” мощностью в 22,5 л.с.,  лобовую и бортовую броню толщиной соответственно 9 и 6 мм. В качестве вооружения использовался пулемет, который устанавливался спереди, с боекомплектом 3500 патронов. Скорость “малыша” составляла 45 км/ч.  Было выпущено несколько вариантов таких одноместных и двухместных мини-танков.

Несмотря на то, что конструкция имела целый ряд недостатков, продукцию с Туманного Альбиона закупили шестнадцать стран. На ее базе свои модели создали итальянцы, поляки, французы и др. Среди поклонников английской бронетехники оказался и Советский Союз.

ТАНКЕТКИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Еще до закупки танкетки Mk-VI в нашей стране велись работы по созданию конструкции собственных моделей. Первым представителем класса мини-бронетехники стала 2,4-тонная одноместная машина Т17 “Лилипут”, изготовленная в 1927 г. главным конструкторским бюро Орудийно-арсенального треста. Она имела броню толщиной от 7 до 14 мм и 18-сильный мотор. Специально для “Лилипута” были разработаны трансмиссия, резинометаллическая гусеница и другие агрегаты. Предполагалось выпустить две модификации – с пулеметным и пушечным вооружением.

В Советском Союзе изготовили и 3,5-тонную двухместную танкетку Т23, не имеющую вооружения, с толщиной брони 6–10 мм. Однако дальше экспериментальных образцов дело не пошло.

Т-27

Второй этап развития отечественного танкеткостроения начался в 1930 г. после приобретения советской закупочной комиссией Мк-VI наряду с другими образцами зарубежной военной техники. Но прежде, чем поставить модель на производство, ее необходимо было усовершенствовать и устранить имевшиеся недостатки. Этой работой занялся коллектив конструкторов под руководством Н.Н. Козырева.

В результате  на свет появился двухместный 2,6-метровый 2,7-тонный Т27. Корпус  танкетки состоял из катанных броневых листов толщиной от 6 до 10 мм. В состав ее экипажа входили командир, располагавшийся справа у пулемета и механик-водитель – слева. 40-сильный карбюраторный двигатель, коробку передач и дифференциал разработчики взяли от автомобиля ГАЗ-АА. Для уничтожения противника использовался пулемет ДТ калибра 7,62 мм. Его боекомплект состоял из 2520 патронов. Скорость модели достигала  42 км/ч.

Танкетка была поставлена на вооружение Красной армии 13 февраля 1931 года. Спустя год ее модернизировали. В образцах первой серии колпак над экипажем был общий, а в ходе модернизации его заменили на два обособленных – отдельно для командира и механика-водителя.

Конструкция бронетехники оказалась неудачной, и в 1933 г. ее сняли с производства. Всего было выпущено 3300 экземпляров.

ВОЕННАЯ КАРЬЕРА

Впервые свои боевые возможности танкетки Т27 продемонстрировали в 30-е годы в Средней Азии в ходе боев с басмачами. А в 1935 г. на военных маневрах их транспортировали тяжелые бомбардировщики ТБ-3. Машины сбрасывались  с метровой высоты, а потом уходили выполнять задание.

Эксплуатировалась бронетехника до 40-х годов, пока ее не стали заменять на малые плавающие танки. К началу Великой Отечественной войны на вооружении РККА еще находилось порядка 2000 таких машин.  Они участвовали в боях с немецкими войсками. Одной из последних операций с их участием стала высадка десанта в Керчи 31 декабря 1941 года.

Часть танкеток в годы войны использовалась как учебные машины в организациях ОСОАВИАХИМа для подготовки шоферов и трактористов.

Т-27 В ЗАПАДНОМ ОСОБОМ ВОЕННОМ ОКРУГЕ

К моменту нападения Германии на СССР в боевых частях округа на вооружении наряду с танками находились и танкетки Т-27. Так в 6-м мехкорпусе подобных минитанков насчитывалось несколько десятков.    

В ходе боевых действий они особо ничем себя не проявили.

P.s.  Опыт, полученный при разработке конструкции Т-27, пригодился для создания других моделей.  На базе ее были выпущены различные модификации – огнеметная ОТ-27 и телеуправляемая танкетка ТТ-27, самоходные установки СУ-76 и СУ-76К и др.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
В статье использованы материалы периодической печати и
материалы историка О. Кравчука, предоставленные автору.

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий