Когда благодаря компании SKF у меня забрезжила поездка в Италию и появилась возможность встретиться с настоящими итальянскими суперкарами, все важные дела пришлось отложить в сторону. Когда еще будет такая возможность посмотреть вживую завод, где производятся знаменитые Lamorghini и увидеть историю развития этой легендарной марки?

Сборы были не долгими, визу открыть успел… Вылет из аэропорта Минск-2 был в 9.30, поэтому удалось поспать, и я спокойно выдвинулся на автомобиле в надежде оставить его на платной стоянке. Однако, еще при подъезде к аэропорту, мне сообщили «радостную новость» – свободных мест на стоянке нет! А тем временем регистрация на рейс уже началась, хотя решения где оставить машину на 5 дней еще не было… Платная стоянка была забита машинами, и администратор не поддавался на уговоры собравшихся таких же, как я, желающих улететь и оставить автомобиль под охраной. Время в такой ситуации обычно летит очень быстро. С другой стороны дороги находилась бесплатная стоянка, но и она была заполнена. Мало того, чтобы выехать из аэропорта, нужно проехать через платный шлагбаум, который, как назло, заело перед моей машиной! Пока решали вопрос о его открытии, прошло еще минут 10…Казалось, еще немного и самолет улетит без меня. Решение – где оставить автомобиль – созрело после этого совсем быстро. Решил оставить машину на ближайшей к аэропорту АЗС «Белоруснефть». На всякий случай подстраховался: сделал «памятное фото» машины, вроде, припаркована без нарушений… Ввиду того, что вся группа партнеров компании SKF, с которой я уезжал в Болонью, уже пошла на посадку, мне пришлось вспомнить армию и с сумкой пробежать небольшой кросс…

Забег оказался удачным: вскочить в самолет успел в последние минуты посадки… Вся группа во главе с руководителем поездки – Валерием Сандалиди уже заждалась…. Но теперь можно было немного расслабиться и выдохнуть… Самолет взял курс на… Амстердам! Да-да! Оказывается так даже дешевле, чем сразу в Италию прилететь! Хорошо, что не через Владивосток! А лучше бы через Вашингтон! Пересадка в Амстердаме дала возможность снова немного увидеть Голландию, где я не был уже около 20 лет.
Самобытная страна и город! Обратил внимание на «живые» часы, находившиеся в аэропорту Амстердам. Они реально живые! Сквозь стекло виден человек, который рисует стрелки часов каждую минуту красками! Интересное решение! Это скорее не точность времени, а вещь, которая обращает на себя внимание. Отобедав в кафе Амстердама, вскоре улетели в Болонью.

Италия встретила теплом, а автобус, доставлявший пассажиров от самолета в здание аэровокзала, сопровождал … Lamboghini!!! На котором была надпись – «Следуй за мной». Началось… Уже в здании аэропорта психологическое давление на «руссо-туристо» продолжает наращиваться – там выставлены для обозрения еще два автомобиля Lamborghini! Тут уж хочешь – не хочешь, а обстановка вынуждает познакомиться с этими машинами поближе.

Чувствуется конкуренция со стороны Ferrari, ведь, наверное, если бы в аэропорту не было Ламбы, были бы выставлены автомобили их конкурента!
А вот местные таксисты в аэропорту Болоньи очень любят гибридные такси, которые дают существенную экономию при езде по узким городским улочкам.

Заселились мы в отеле «Roma» в центре города и, конечно, уже в первый вечер смогли немного ознакомиться с местными достопримечательностями. Многообразие арок, пришедших из глубины веков, поражают своей красотой.


Огромная площадь, где каждый вечер на огромном экране показывают фильм, выступают музыканты.
Обращает на себя внимание наличие большого количества полиции и карабинеров, даже наличие бронетехники в местах массового скопления людей. Чувствуется, что европейцы обеспокоены своей безопасностью.

Вооруженные солдаты присутствуют на вокзалах и возле крупных скоплений туристов. Они хорошо экипированы и вынуждены терпеть жару в бронежилетах… Но бдительности не теряют.











Ужин прошел в одном из самых дорогих ресторанов Болоньи. Настолько дорогом, что я уже и названия не запомнил…

Зато прекрасно помню, что в нашей мужской компании оказалась замечательная женщина – Наталья Фрейдина, которая олицетворяет собой женский автоспорт России. Она оказалась отличным собеседником и мы нашли даже общих знакомых!

Рано утром мы выехали на завод Lamborghini, который находится в небольшом итальянском городке Санта-Агата-Болоньезе, приблизительно в 20 километрах от Модены. Именно здесь производят автомобили этой престижной марки. Здесь, на территории всего в несколько десятков квадратных километров размещены заводы Lamborghini, Ferrari, Maseratti и Pagani. Почему мы оказались? Все очень просто – компания SKF является партнером данного завода, который использует подшипники этого ведущего мирового производителя. Впрочем, соседи из Ferrari тоже используют продукцию SKF, в чем я убедился сам в поездке в Маранелло. Но перед посещением завода мы посетили бар, находящийся прямо напротив него…

Здесь уже ждал полноприводной Lamborghini Huracan!

Сверкая белизной кузова и отточенных линий, он просто манил к себе! Но для полнокровного теста такого автомобиля нужно не 15 минут, а по расписанию у нас еще посещение завода, который в 17.00 заканчивает работу и закрывается.

Для поездки необходимо в баре предъявить водительское удостоверение и после подписания необходимых документов в машину садится на пассажирское кресло сопровождающий представитель компании.

Он сначала инструктирует, как управлять автомобилем и как правильно отрегулировать зеркала, после чего можно отправляться в путь.

К сожалению, это не специальный спортивный трек, а обычная городская трасса, где местами можно поиграть всей мощностью мотора и ускориться хотя бы до 250 км/ч, больше не успеешь: идет движение. Да и это может быть чревато штрафом, ведь сам подписываешь документ перед поездкой. Так что, в случае попадания все штрафы твои.

Жесткая подвеска отсчитывает все шероховатости дороги, но машина стоит как «утюг» на трассе. Каждый «лежащий полицейский» – это явно не для Lamborghini Huracan! Ну не любит их машина! Впрочем, как и многие водители… Звук 10-ти цилиндрового 610-сильного мотора впечатляет… Впрочем, не только он – разгон до сотни – 3.2 секунды – может оставить весь завтрак позади себя… Сам автомобиль впечатляет своей не только динамикой.


Об утонченности резаных линий кузова можно рассказывать долго. Внешний вид – козырная карта автомобиля. Мощность – не всегда синоним надежности… В чем можно не сомневаться, так это в очень дорогом обслуживании и содержании такого автомобиля.

В этом мы смогли убедиться непосредственно во время посещения завода. Но уже на входе приветливая девушка, сопровождающая нас по заводу (кстати, жившая в Эстонии!), попросила сдать всех фотоаппараты и телефоны! Для меня это была катастрофа! Даже на заводе Феррари в Маранелло мне удалось поснимать, несмотря на запрет. Здесь этот номер не прошел…

Но даже рассказ о производстве моделей Lamborghini Huracan и Aventador впечатлил! Две линии, где собирают эти замечательные автомобили, работают в строгом соответствии с планом.

Все автомобили выпускаются уже под конкретных клиентов, от которых получена предоплата. На сборку каждого автомобиля отведено определенное время. В день выпускается 4.5(!) штуки Avetador и 11 штук Huracan. Ни больше и не меньше!

В случае срыва плана сотрудники будут вынуждены выйти на работу в выходной день. Здание, где производят сейчас Lamborghini, не менялось с момента их зарождения. Даже метр квадратный пола плитки, которой оно было выложено с первых дней, сохранен и является кусочком истории!

На сборке в основном работают молодые парни, на вид 20-28 лет. А вот на месте изготовления кресел и салона, работают женщины. Кстати, дефектовку кожи тоже делают только женщины! Считается, что они более внимательны и ответственны. Малейшее пятнышко, прокол или другой брак на коже обводится специальным фломастером. Мы, даже пристально приглядываясь в очерченные круги, не сразу могли понять, в чем причина брака? Но у суперкаров слишком капризные и требовательные клиенты, которые могут придраться к малейшему недостатку кожи!

Ждать свой автомобиль клиенту Авентадора нужно почти год, а Хуракана – около 8 месяцев! В год сейчас производится 3.500 автомобилей. С момента прихода на завод Audi AG, дела Lamborghini последние годы пошли в гору, и количество заказчиков увеличилось, несмотря на кризис.

Модель Huracan продается в полтора раза больше, чем Aventador, которая значительно дороже. Для нас даже «базовые» 270 тысяч евро звучат как-то ужасающе… Дорогие версии доходят до миллиона евро. Говорить о том, какая «утруска» на подержанный Lamda будет через пару лет, здесь не приходится.

Запчасти своим клиентам завод доставляет сам и устанавливает. В случае серьезных проблем, автомобиль доставляется на завод и восстанавливается специалистами на месте. Стоимость замены масла и фильтров даже спрашивать постеснялся…. Хотя, присутствовашие со мной специалисты компаний – партнеров SKF в Беларуси, заметили, что некоторые номера на подшипниках у Ламбы схожи с другими, устанавливаемыми на модели попроще!

В применении продукции SKF в этих престижных автомобилях мы смогли убедиться воочию, попросив на сборке у специалиста ШРУС, где оказалось клеймо SKF. Удивительно, но сами сотрудники сборочного подразделения не смогли ответить на вопрос – чья продукция используется в автомобилях… Для компании SKF стать поставщиком для такого спорткара- вопрос престижа! В свою очередь, попасть на конвейер малоизвестной компании практически невозможно. Качество стало определяющим фактором выбора поставщика. А у SKF огромный опыт сотрудничества с ведущими автобрендами мира и с автоспортом.

На мой не совсем корректный вопрос о приблизительной себестоимости этих суперкаров, девушка- экскурсовод скромно умолчала. Убежден, что стоимость этих автомобилей сделана маркетологами! Впрочем, как и у Феррари… Автомобили имеют карбоновую «капсулу», где размещается водитель и пассажир. Много элементов приходит с завода из Германии, ведь теперь Audi AG является хозяйкой завода. А карбон теперь изготавливается прямо на заводе в Италии.


Кстати, из его отходов прекрасно изготавливаются чемоданы, которые предлагаются в магазине сувениров. Но, увидев цену на них, мы подумали, что 10.000 евро за «еврочемодан» непозволительная роскошь сегодня для белоруса… Впрочем, забегая вперед, скажу, что вся сувенирка за размещенный логотип спорткара, стоит оочень прилично. Интересно, что качество футболок, бейсболок и прочего как у нас в Ждановичах! Ну, нет той разницы, присущей элитным вещам!

Чем еще запомнился завод, так это чистотой в производстве и грамотным построением процесса работы! Никакой лишней суеты! Собранный автомобиль проходит обкатку на стенде, после чего выезжает для дальнейших тестов в городском режиме. Заправка топливом происходит прямо на линии сборки, но запах бензина отсутствует!!!

Моторы большей частью производятся V10, для Aventador – V12. Сотрудники получает зарплату выше среднего по Италии, и попасть на работу сюда довольно сложно. Хороший соцпакет дополняет зарплату, но здесь ценят специалистов, и есть возможность для карьерного роста! Особенно перспективными считаются ребята с участка сборки. Ровно в 17.00 процесс производства останавливается, и сотрудники начинают разъезжаться домой.


Богатая история Lamboghini уже давно описана блогерми, журналистами, поэтому сильно вдаваться в это не буду. А ведь началось все с производства тракторов! Как известно, Ферруччо Ламборгини изначально не предполагал производить супер кары, и был сам владельцем автомобиля Феррари. В один из моментов жизни он пришел к самому Энцо Феррари и предложил улучшить работу сцепления его автомобилей. Однако Энцо обошелся не вежливо с производителем тракторов, посоветовав тому заниматься лучше тракторами и не лезть в производство суперкаров. Ферруччо был этим взбешен. После такого оскорбления он разобрал свой Феррари и убедился, что ничего сложного там нет!

И уже в 1963 году он выпустил свой первый автомобиль- Lamborghini 350 GT, который стал конкурировать с автомобилями Феррари!


Но с появлением модели Miura в 1965 году, Lamborghini стала известна всему миру и нашла своих почитателей. Клиенты ее дожидались больше года!
Занимаясь параллельно производством тракторов, Ферруччо Ламборгини попал в неприятную ситуацию, когда крупный контракт был сорван в Боливии. Пришлось продать производство, иначе было не вытянуть. Но неприятности на этом не закончились. Разразившийся нефтяной кризис поставил под вопрос само существование автомобилей такого класса.



Выжить удалось благодаря модели Lamborghini Countach. В 1975 году состарившийся Ламборгини продал свою долю бизнесменам из Швейцарии, своим хорошим знакомым: Жоржу-Анри Росетти (Georges-Henri Rossetti) и Рене Леймеру (René Leimer). Отойдя от дел, он поселился в своем особняке, где проводил старость, выращивая виноград. Умер Ферруччо Ламборгини в начале 1993 года, немного не дожив до 77 лет.


Тем временем Lamborghini преследовали проблемы. В 1978 году на компанию обрушилась череда проблем связанных с производством, в результате чего она вынуждена была объявить себя банкротом, и была продана. Владельцами стали братья Жан-Клодт и Патрик Мимрам (Jean-Claude and Patrick Mimram) из той же Швейцарии, занимавшиеся производством продуктов питания.

В 1987 году Lamborghini неожиданно для всех выкупает американский Chrysler, и без того испытывавший весьма серьезные финансовые проблемы. Говорят, что покупка эта была лишь прихотью председателя американского автогиганта Ли Якокка (Lee Iacocca), которому льстила сама мысль об обладании такой легендой, как Lamborghini.
В 1994 году, когда Chrysler «прижало» окончательно, Lamborghini была продана индийской инвестиционной группе Megatech, которая так и не сумела вытянуть такую ношу. В 1998 году итальянская автолегенда вновь «вернулась в Европу» — новым владельцем стала немецкая AUDI AG.

Сегодня автомобили Lamborghini по-прежнему остаются одними из самых популярных среди спорткаров. Более того, готовится к запуску новая модель: суперкроссовер Lamboghini Urus. На него новые хозяева из Audi AG возлагают большие надежды, предоставив собственную платформу – MLB (используемую Порше Кайен, Фольксваген Туарег). Для этого сейчас строится еще один этаж и набирается новый штат сотрудников. Так что Lambo с перспективой смотрит в перед!
В рамках данной поездки мы посетили еще и завод SKF в городе Poggio rusco! Но об этом в следующий раз.
Шевченко Анатолий
Минск – Болонья – Минск
Выражаю благодарность представительству SKF за организацию поездки