Пресс- конференция, проведенная Белорусской автомобильной ассоциацией (БАА) 27 января 2022 года, посвященная итогам продаж дилеров в 2021 году, прошла без лишнего пафоса и в отсутствие ряда СМИ.
Картина продаж отражает естественное положение общества нашей страны. «Сказка» с ежегодным приростом продаж с 2014 года по рекордный 2019 год закончилась в 2020 году. И пока прогноз на дальнейшее положение в этой области реально дать не может никто. Причин падения продаж на 11.2 % в сравнении 2020 и 2021 годов несколько. Некоторые были озвучены в ходе пресс- конференции. В частности, это связано с ухудшением условий кредитования покупки новых автомобилей, отсутствием автомобилей у некоторой части дилеров, резко подорожавшей логистикой, курсом рубля, и, конечно, мировая проблема- нехватка микрочипов в автомобилестроении.
Для Беларуси этот период еще связан и с обстановкой внутри страны, где значительная часть граждан с высокой покупательной способностью покинула ее пределы. Нельзя не считаться и с пандемией, которая также внесла свою лепту в работу автопроизводителей (в том числе завода Geely в Беларуси). Это повлекло дифицит рабочих рук на предприятии и как сказал гендиректор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский, уже в октябре 2021 года завод не смог выполнить план по этой причине. По этому поводу он выразился так: «Кто любит, тот подождет!»
Но давайте ознакомимся с цифрами, которые красноречивее любых слов.
Падение с небес
Если рассмотреть в цифрах, то 11, 2 % это уменьшение продаж на 5.931 автомобиль. Это много или мало? Для такой небольшой страны как наша это ощутимые потери. Лидирует в продажах сегмент автомобилей класса В. Это отражает реальность- хочется, чтобы «дешево и сердито». В общем- то и лидер в нынешних условиях, когда рынок значительно зависит от российского, предопределен- это автомобили Lada с объемом продаж 11 669 экз. Причем модель Lada Vesta из них составляет 4803 экз. Трудно предположить, как повлиял на общий рост продаж в Беларуси запрет на продажу автомобилей Skoda, но не исключено, что топовые модели этого производителя могли немного изменить картину. Хотя отдельным дилерам это оказалось на руку- сильного конкурента в борьбе за покупателя «удалили с поля». Особенно выиграл от этого «старший брат» Skoda- Volkswagen, который имеет одноплатформенные модели в своем ряду. Видимо, благодаря обстоятельствам и «стрельнул» Volkswagen Polo, реализовав 3327 шт., откатив Skoda Rapid (611 шт) с 12 на 19 место. Хотя в целом и Polo тоже уменьшил объемы продаж с 5804 до 3327 шт. Немного поражает, что даже с запретом продаж Skoda со всем модельным рядом остановилась на 10- ом месте, реализовав 1179 автомобилей, работая менее полугода!
Богатые тоже «плачут»?
На фоне продаж в бюджетных классах, итоги в премиум сегменте выглядят не столь удручающе, демонстрируя рост. Так всего 8 брендов- AUDI, MERCEDES, BMW, LR, VOLVO, JAGUAR, PORSCHE, LEXUS, занимающих 4,1 % от всего объема продаж имеют рост на 3,2% по отношению к 2020 году. У разных моделей этот процент разный, но в целом имеем, то, что имеем. Конечно, интересно кто стал владельцами многих дорогих автомобилей в сложные времена. Возможно, это категория тех, кто сумел в этот период хорошо заработать, а не копивший много лет…
Электромобиль придет на смену «бензиновой лошадке»?
Действительно, если посмотреть на процентное выражение, то у электромобилей огромный рост продаж- 168%! Правда в количественном выражении составляет всего 43 штуки, что говорит о пока не сложившемся устойчивом спросе в этом сегменте. Зато мы видим, как рынок довольно быстро насыщается б/у электромобилями. Со временем, когда стоимость электромобилей станет более доступной, а инфраструктура развитой, рынок начнет расти и здесь. Но пока мы видим среди проданных автомобилей всего 4 модели разных производителей: Geely Geometry C, Audi E-Tron, Jaguar I-pace и Porsche Taycan. Причем первый из них наиболее доступен и продан в количестве 18 экз. (около 32.000 $). Удивительно другое, что всего на 2экз меньше продано Porsche Taycan, который стоит в разы дороже!
Графики и таблицы продаж говорят о неопределенности рынка в ближайшем будущем, когда в условиях санкций неминуемо будут снижаться возможности населения по приобретению новых автомобилей. Банки тоже не готовы рисковать и идти на снижение процентных ставок, ведь рынок слишком зависит от колебаний рубля. А последние изменения курса говорят, что автомобили будут иметь тенденцию к повышению стоимости.
Возможно «китайские братья», где сосредоточена огромная часть производства деталей, узлов, автомобилей преподнесут очередной сюрприз не только с микрочипами, которых вдруг резко не стало хватать… Почему- то мне кажется, что в этом есть какой- то подвох. Чипов нет, но если платить в разы дороже за них, то есть… Когда уже есть сложившийся рынок производства в разных частях света и в одном месте начинает лихорадить, то это неминуемо приводит «пандемии» и у остальных производителей. Поэтому нужно пересматривать процесс производства, делая его «многовекторным», чтобы быть менее зависимыми от того же Китая.
А пока довольствуемся тем, что Geely белорусской сборки является одним из лидеров продаж, причем в разных классах. Нужно отметить, что большой процент продаж уходит на российский рынок, что в общем- то и прогнозировалось изначально. Белорусский рынок не сможет столько поглотить Geely. В случае очередной «молочной войны» с Россией, или недоговоренностей, продажи могут сдуться довольно быстро. А сейчас такие времена- никому нельзя верить! Даже себе!
Шевченко Анатолий
Будет дополнено