Из истории Минского автозавода

0

ПЕРВЫЙ ПОЛНОПРИВОДНЫЙ САМОСВАЛ МИНСКОГО АВТОЗАВОДА

МАЗ-55513

Сейчас создание и выпуск новых моделей стали привычным делом для Минского автомобильного завода. Ежегодно в номенклатуре предприятия появляется такая автотехника. А несколько десятилетий назад, когда на протяжении многих лет здесь выпускались одни и те же машины, было редкостью. Ускорил этот процесс распад Советского Союза. Стало ясно, что для того, чтобы выжить в условиях усилившейся конкуренции, автозаводу необходимо приступить к разработке и изготовлению современной автотехники в сжатые сроки. Для ускорения работы конструкторы часто в качестве базы использовали уже выпускаемые автомобили.

Сейчас выпуск полноприводных самосвалов стал обычным делом на Минском автозаводе. А вот во времена СССР они не изготавливались. В начале 90-х годов прошлого века одной из самых популярных моделей у потребителей был лесовоз тягач МАЗ-5434. Эта машина колесной формулы 4х4, полной массой и грузоподъемностью соответственно 16 и почти 21 т, предназначалась для перевозки лесоматериалов и других длинномерных грузов в составе 34-тонного автопоезда. А почему бы для более полного удовлетворения потребительского спроса не создать на его базе самосвал? Подумали и приступили к разработке конструкции будущего автомобиля, получившего индекс МАЗ-55513. Началу разработки новой модели послужило конструкторское извещение, вышедшее в ноябре 1993 года.

От “прародителя” автозаводцы взяли трансмиссию. На новом автомобиле были установлены лесовозные рама, передний и задний мосты, раздаточная коробка и другие агрегаты. От серийно выпускаемого в то время 2-осного самосвала МАЗ-5551, полной массой 17,6 т и грузоподъемностью 10 т, разработчики взяли стандартные малую кабину без спального места и платформу объемом 5,5 куб.м.

Комбинированным стал и силовой агрегат. Он состоял из 240-сильного дизельного 8-цилиндрового V-образного двигателя ЯМЗ-238М2 стандарта Евро-0, который устанавливался на лесовоз, и 5-ступенчатой коробки передач ЯМЗ-236П, взятой от самосвала.

Автотранспортное средство могло развивать скорость до 70 км/ч и имело расход топлива 38 л на 100 км пробега при скорости 60 км/ч.

В процессе испытаний у автомобиля был выявлен целый ряд недостатков, которые устранили. В частности, задняя часть машины садилась очень низко. Чтобы исправить это, в конструкцию внесли изменения. Специально для данной модели разработали оригинальную заднюю подвеску с увеличенными кронштейнами на опрокидывание платформы. Один из них остался серийным, но он поднялся по высоте. А второй сделали новым, с увеличенным габаритом. За счет этого удалось выровнять заднюю и переднюю части.

С течением времени и обновилась кабина.

Дебютным публичным показом для почти 7-метрового автосамосвала МАЗ-55513, предназначенного для перевозки различных сыпучих грузов грузоподъемностью до 7 т, стала Международная выставка-семинар, проходившая на Минском автозаводе 8 и 9 октября 1998 года. Потенциальные потребители и автозаводцы увидели его среди других моделей автопредприятия, расположившихся на открытой территории возле автозавода.

Прошло несколько лет. В начале XXI века на смену двигателям Евро-0 пришел стандарт Евро-1. Автотехника стала именоваться МАЗ-555130 и получила новый 230-сильный V-образный 6-цилиндровый мотор ЯМЗ-236НЕ.

При разработке конструкций и создании готовых моделей МАЗ-55513 и МАЗ-555130 планировались, что они будут востребованы эксплуатационниками. Но этого не произошло, поэтому их выпускали в ограниченном количестве.

А еще через некоторое время в связи с появлением дизелей Евро-2 была выпущена документация на самосвал МАЗ-555402, который должен был заменить МАЗ-555130. Однако его так и не сделали. Он остался только на бумаге.

Возможно, это был не самый удачный в коммерческом и техническом отношении проект, но опыт, полученный в результате его реализации, позволил в дальнейшем принимать более обоснованные и технически совершенные решения при разработке нового модельного ряда полноприводной автотехники МАЗ.

ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛИТОГО АСФАЛЬТА

Автотехника для перевозки литого асфальта

В октябре 1998 года на Минском автомобильном заводе проходила Международная выставка-семинар. Ее целью был показ автомобилей, выпускаемых самим автопредприятием, и спецавтотехники, созданной на их базе.

Среди представленных машин находилась модель, предназначенная для транспортировки 8 тонн литого асфальта . Она была создана на 3-осном автошасси МАЗ-6303 и имела бункер объемом 3,3 куб.м.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Автор выражает благодарность зам.главного конструктора ОАО “МАЗ” А.Санько и начальнику отдела УГК В.Тунчику за предоставленные материалы

Фото автора