Глядя на прилавки современных магазинов и на многочисленные объявления в интернете, трудно себе представить, что был период в истории Советского Союза, когда в стране почти не изготавливались масштабные копии автомобилей. В основном, многочисленные коллекционеры из разных республик страны, в том числе и БССР, всевозможными способами приобретали такие миниатюры зарубежного производства. Но, к счастью, в конце 70-х годов XX столетия наступили другие времена. Я сам много лет собирал подобные миниатюры, у меня остались друзья, которые продолжают заниматься этим делом. Один из них, проживающий ныне в России, рассказал мне о начале модельного бизнесе на заводе “Тантал” в Саратове. В свою очередь ему об этом поведал непосредственный участник тех событий.
Начало модельного производства в Саратове
Одни из пионеров советского производства масштабных копий автомобилей, уменьшенных в 43 раза по сравнению с оригиналами, стал старинный русский город Саратов, а точнее – один из цехов его завода “Тантал”, где изготавливали оснастку. В 1978 году здесь появилось конструкторское бюро, в которое вошли молодые амбициозные сотрудники. Руководителем же стал опытный специалист, обладающий большим чувством юмора, и знаток автомобилей, Через некоторое время саратовцы выпустили свою первую миниатюру – “Ниву” ВАЗ-2121, принесшую известность своим создателям. Потом последовали и другие минимашины, за которыми “охотились” коллекционеры не только СССР, но и их зарубежные коллеги по увлечению.
Появление “Руссо-Балтов”
Сейчас на постсоветском пространстве немало внимания уделяется историческим событиям, происходившим на территории российской империи до октября 1917 года. Несколько десятилетий назад в стране развитого социализма об этом не принято было говорить. Не нравилось властям Страны Советов вспоминать об историческом прошлом автомобилизма в России. Правда, в специализированной литературе иногда появлялись отдельные материалы. Так, в одной из статей популярного журнала “Техника- молодежи” опубликовали чертежи модели “Руссо-Балт” С24-40. Именно они послужили основой для первой копии данного автомобиля с кузовом “торпедо” с заводским индексом А22. Однако сделать это оказалось достаточно сложно, потому что пришлось доказывать ее востребованность в историческом плане. Чудом удалось добиться необходимого результата и получения реальной помощи и поддержки со стороны руководства предприятия.
Машины производства Русско-Балтийского вагонного завода в Риге оставили заметный след в дореволюционной период. Они являлись участниками различных автопробегов, а также успели повоевать в русской армии.
Потом последовало продолжение серии. Помощь оказал талантливый конструктор и большой фанат своего дела, автор нескольких книг, Юрий Долматовский. Он предоставил из личного архива многочисленные фотографии, чертежи и пр. документацию по “Руссо-Балтам”. Благодаря этому последовало продолжение модельного ряда с более тщательной проработкой деталей. Вначале появились профили – преимущественно боковые проекции элегантных “Руссо-Балтов” с кузовами “дубль-фаэтон” и “ландоле”. Следом последовали колесные диски с шинами, имитирующими подлинные рисунки протекторов. Мастерство постоянно совершенствовалось, результатом чего явилась установка в салонах маленьких диванов с особенностями характерными для XIX столетия и пр.
Продолжение серии
P.s. Сейчас у настоящих коллекционеров имеются целые полки с установленными на них масштабными копиями ретро автомобилей “Руссо-Балт”, выпускавшихся в нынешней столице Латвии более стал лет назад. Их делают отдельные мастера и специализированные мастерские. Но первые модели из Саратова, ставшие раритетами еще при их выпуске, по-прежнему остаются наиболее желанными.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора