Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Из истории советского автопрома

«Украинец» из Львова

Львов – один из старинных украинских городов. В Советское время здесь появилось предприятие, продукция которого стала хорошо известна не только в СССР, но и за его пределами.  Львовяне начали выпускать автобусы популярной марки ЛАЗ, которые успешно трудились практически во всех республиках Станы Советов.
Рождение автозавода

Уже после окончания Великой Отечественной войны в августе 1945 года было подписано постановление Государственного Комитета Обороны “О восстановлении и развитии автомобильной промышленности”. Пятилетним планом на 1946-1950 гг. предусматривалась модернизация старых и создание новых автозаводов. Планировалось построить автопредприятия в нескольких городах, в том числе и во Львове.  В первое время предприятия-новостройки не располагали собственными кадрами. Поэтому сюда стали приезжать специалисты других автомобильных заводов.

Первая продукция

Далеко не сразу после своего создания львовский автозавод стал выпускать автобусы марки ЛАЗ. В начале в 1951 году  украинцы стали изготавливать модель ЗИЛ-155. Спустя несколько месяцев появился автокран АК-32. Он базировался на автошасси ЗИЛ-150 и имел грузоподъемность 3 т. Потом его модернизировали. Усовершенствованный автомобиль был легче предшественника на 600 кг и имел уменьшенную в два раза себестоимость. В производство новинка пошла под индексом ЛАЗ-690. Так появилась хорошо знакомая марка.

Первый автобус

Изначально предполагалось на Западной Украине выпускать автобус ЗИС-155. Однако эта модель была неперспективная. Да и  автозаводцам хотелось создавать собственную автотехнику. Поэтому, накопив определенный опыт, в 1955 году заводчане приступили к разработке собственных конструкций автотранспортных средств для перевозки пассажиров. Конструкторский коллектив возглавил опытный специалист – доктор технических наук В.В.Осепчугов, принимавший участие в создании полноприводного 8-колесного грузовика ЯГ-12 и 100-местного автобуса ЯА-2. Он же возглавил кафедру «Автомобили» Львовского политехнического института.

За основу первой модели, получившей название ЛАЗ-695 «Львов», автозаводцы выбрали западногерманский  «Мангус». Его силуэт, рисунок бортов и передка напоминал «немца». А вот подвеска мостов отличалась от предшественника.  Украинцы внесли нововведение – концы полуэллиптических продольных рессор закрепили на спиральных, корректирующих пружинах. Это позволило повысить жесткость и сохранить комфорт для пассажиров.

Машина представляла собой конструкцию с металлическим несущим кузовом вагонного типа, собранную из стальных труб прямоугольного сечения, обшитых стальным и дюралюминиевым листом. Она имела длину почти 10 м и могла перевозить 57 человек, в том числе 32 сидя.  Для входа и выхода пассажиров использовались две двери, открывавшиеся при помощи пневматического привода. Водитель располагался за прозрачной перегородкой.

На автобусе устанавливался  6-цилиндровый рядный двигатель  ЗИЛ-124 максимальной мощностью 109 л.с. рабочим объемом 5555 куб.см. Он располагался в задней части кузова.

Экспериментальный образец появился в 1956 году. Потом была изготовлена опытная партия. А в 1958 г. началось серийное производство.

Отзывы о новом автоперевозчике шли хорошие. Особенно нравился его мягкий ход в сочетании с быстроходностью и воздушность, которую автобусу придавали слегка наклоненные назад лобовые задние  стекла, сдвигающиеся форточки и гнутые окна на скатах крыши. Максимальная скорость составляла 65 км/ч.

Но у модели оказался целый ряд недостатков, выявившихся во время эксплуатации. Среди них – узкий проход для пассажиров с вещами, крутые ступеньки. В солнечные дни свет проникал в салон сквозь крышу и окна. И внутри становилось довольно жарко.

695-й предназначался для работы на городских маршрутах, но оказался мало приспособленным для этого. Поэтому его модернизировали. У автобуса усилили основание кузова, убрали остекление на изгибах крыши. А через некоторое время после этого еще заглушили боковые воздухозаборники, вместо которых на крыше установили один слегка возвышающийся. Так появился ЛАЗ-695Б, получивший в народе за такой «горб» название «горбатый». В таком виде автотехника выпускалась до 1964 года.

На базе ЛАЗ-695 были созданы и другие автобусы различного назначения.

Большую помощь коллективу Львовского автобусного завода при серийном производстве модели ЛАЗ-695 и его модификаций оказали многие предприятия Советского Союза. Кстати, некоторые детали для них изготавливались на Минском автозаводе.

Всего во Львове выпустили более трехсот тысяч представителей 695-го семейства.

В Минске

Львовские автобусы ЛАЗ-695Б появились в белорусской столице в 1959 году. Эксплуатировался в Минске и ЛАЗ-695Е. На нем уже стояли 150-сильные V-образные 8-цилиндровые двигатели ЗИЛ-130Я.

В 1975 году в первом автобусном парке на постамент установили городской автобус ЛАЗ-695Е. На этой машине водители А.В.Федкевич и С.С.Хмелевский впервые в Советском Союзе без капитального ремонта наездили 1 млн. км.  К сожалению, памятник не сохранился. Да и самого парка уже нет.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Добавить комментарий

0
Вот это цифра