Едва построив первую самоходную коляску, человек задумался над
необходимостью ее остановки. Первые тормозные механизмы были довольно
примитивны, но с увеличением скорости появлялась необходимость в
увеличении их эффективности. Как эффективно применять ABS
История
Можно сказать, что эволюция тормозной системы приостановилась, когда гидравлические системы тормозов, оснащенные усилителем, стали блокировать колеса автомобиля, снижая как эффективность системы, так и лишая автомобиль возможности маневрировать. Пытаясь как-то решить эту проблему, инженеры компании Bosch еще в 1936 году разработали и запатентовали технологию предотвращения блокировки колес.
В теории, эта технология позволяла избежать потери тормозящего действия и управляемости автомобиля во время резкого торможения. Но реализовать эту концепцию на практике в то время не удалось. Изготовить устройство, за доли секунды реагирующее на блокировку колес, снижая силу торможения и тут же прекращая свое вмешательство, удалось только с появлением цифровых технологий.
Ситуация изменилась только в шестидесятые годы, когда в автомобильной промышленности началась эра полупроводниковых технологий. Скорость обработки информации значительно возросла, и электронные компоненты сделали возможным сверхбыстрое уменьшение и увеличение тормозного давления.
Тем не менее, первые антиблокировочные системы с электронным управлением, например модель компании General Motors 1971 года, были еще «сырыми» и в промышленное производство не пошли. А вот небольшая немецкая компания Teldix GmbH, работавшая над созданием автомобильной антиблокировочной системы с 1964 года, сумела заинтересовать своими разработками концерн Daimler-Benz. Испытания первого образца, названного ABS 1, подтвердили его эффективность, но выявили один существенный недостаток – ненадежность электронных компонентов.
По предложению Daimler-Benz к проекту были привлечены инженеры Bosch, уже работавшие над разработкой подобной системы. В 1973 г. Bosch приобрел сначала 50% акций Teldix, а в 1981 г. фирма полностью перешла в собственность концерна Bosch.
Только в 1978 году появилась первая работоспособная версия антиблокировочной системы, названная ABS 2, которая вначале устанавливалась на Mercedes-Benz S-класса, а чуть позже получила признание и на других легковых автомобилях. Уже в 1986 году с конвейера Bosch сошла миллионная ABS, а компания предложила новый продукт – систему управления тягой TCS (Traсtion Control System). Новая система, разработка которой велась с 1980 г., основана на той же технологии, что и ABS, но направлена на предотвращение пробуксовки колес. Дальнейшей эволюцией этих систем стало появление в 1995 г. программы электронной стабилизации ESP.
Преимущества ABS
Статистика свидетельствует, что около 10% аварий происходит из-за потери управляемости автомобиля вследствие блокировки управляемых колес. Всем известно, что на скользком покрытии нужно применять метод прерывистого торможения, но в экстремальной ситуации этим советом может воспользоваться только хорошо подготовленный человек.
Именно эту проблему призвана решить система ABS. Современные системы способны производить до 15 тормозных импульсов в секунду. Кроме того, величина давления для каждого колеса будет разная, зависящая от показаний датчика конкретного колеса.
Правда, для максимально эффективного замедления на педаль тормоза в автомобиле, оборудованном ABS, нужно давить с большой силой. Для устранения этого нюанса была разработана система Brake Assist, которая «дотормаживает» при резком (в виде удара) нажатии на педаль тормоза. При обычном замедлении, с плавным нарастанием усилия, она не вмешивается.
Недостатки ABS
Созданная для того, что бы сохранять управляемость автомобиля на любом дорожном покрытии, система ABS способствует, в некоторых случаях, увеличению тормозного пути. Например, на дорогах с мягким грунтом, когда заблокированные колеса просто зарываются в грунт, а оснащенные ABS продолжают катиться дальше или в условиях гололеда, когда ABS может значительно снизить эффективность шипованных покрышек, не давая им «вгрызаться» в скользкую поверхность. Правда, современные ABS не препятствуют блокировке колес при скорости движения менее 5 км/ч, что повышает эффективность тормозной системы при малых скоростях движения.
Осторожность не помешает и на неровной дороге, например брусчатке. Подпрыгивая на неровностях, колесо частично теряет контакт с дорогой, что вводит в обман электронику. Тормозной путь в таких условиях увеличивается. Поэтому можно сказать, что залогом адекватной работы ABS является исправная подвеска.
В заключение
Развитие электроники послужило толчком к появлению множества систем, призванных повысить безопасность современных автомобилей. И хотя во многих случаях их эффективность зависит от адекватности действий водителя, статистика свидетельствует, что та же ABS на сухом и мокром покрытии в среднем помогает экономить до 20% тормозного пути, оставляя водителю возможность маневрировать.
Эволюция системы ABS:
Производители ABS:
Bendix – устанавливаются на Chrysler и Jeep.
Bosch – основной поставщик большинства автозаводов.
Delphi (старое название Delco) – основной поставщик GM.
Continental Teves – Ford, GM, Chrysler.
Kelsey-Hayes – Ford, Chevrolet и Dodge trucks.
Nippondenso – устанавливаются на Infiniti и Lexus.
Sumitomo – Mazda и Honda
Toyota – системы ABS для пикапов Toyota.