Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Главная Журнал АвтодайджестНа заметку Как нам втирают очки, за наши деньги

Как нам втирают очки, за наши деньги

от driver
99 Просмотров

С недавнего времени проблему обучения в автошколах периодически поднимают на всеобщее обсуждение. Как поднимают, так она потом и затихает. А между тем ничего не меняется. На наших дорогах с каждым днем становится все больше «опасных» водителей.

Я стал заниматься вопросом практического обучения вождению автомобиля около пяти лет назад. Мне это нравится и у меня есть педагогические способности. Под педагогическими способностями нужно понимать не только умение правильно и доходчиво объяснять материал, но и суметь подобрать «ключик» к каждому своему подопечному. Я имею в виду распознавание психологического состояния обучаемого и умение вовремя и в нужном месте «надавить». Обучаемый, как глина, а инструктор — скульптор, что захотел, то и вылепил. Но, если руки растут не из того места, и не вложить душу в свое дело, ничего не получится.

Многое из того, что я поведаю, не знают только те, кто еще не ходил в автошколу учиться. Знающие молчат, а если и делятся впечатлениями, то только со своими друзьями.

Начнем с того, как у нас «лепят» водителей. Если в автошколу пришел учиться человек, который никогда не сидел за рулем автомобиля, после курса обучения в автошколе он выходит таким же «нулевым», каким и пришел. Это общеизвестный факт.

И вот вам сразу пример.

Недавно мне позвонила женщина, которая уже прошла четыре практических занятия по вождению, в том числе в городе. Инструктор на нее кричал и оскорблял последними словами. Ей страшно ездить, поскольку она ничего не понимает. Инструктор сказал ей, что она зря пошла учиться и что ей это не дано. Человек уже поверил в то, что у него ничего не получиться. Я объяснил ей мою систему  занятий и уверил, что она обязательно будет ездить.  Да, нужно будет потрудиться, но она будет ездить.

Вы скажете, что это- единичный случай. Отнюдь. Это система. Я слышу такие рассказы от своих курсантов каждую неделю уже в течение пяти лет. Когда начинаешь правильно учить, люди спрашивают: «Почему они не учат этому в автошколе? Ведь это так важно!?».

Со временем я стал понимать, что в автошколе «хороший» инструктор отличается от «плохого», лишь тем, что «хороший» не кричит и не оскорбляет курсанта. Результат же на выходе всегда один. «Нулевой» так и остается «нулевым».

Приведу еще один пример. Я начал учить женщину. Она мне много рассказывала о своем инструкторе, с которым ей очень повезло. Он очень культурный человек, не кричит, не оскорбляет, и даже сказал ей, что она хорошо ездит. Вы думаете, она что-то смогла мне показать? Трогание с места было на нуле! У нее полностью отсутствовала координация движения ногами. Женщина была в шоке. Она все время повторяла мне, что откатала все практические занятия и не понимала, почему не может тронуться на «раз-два».

Мои курсанты мне благодарны не за то, что я на них не кричал, а за то, что они стали настоящими водителями и не боятся ездить самостоятельно. Уверяю вас, научить управлять автомобилем можно любого человека.

Почему же в автошколах не учат?

Попытаемся ответить на вопрос, почему в автошколах не учат? Сказать, что они не умеют, будет не совсем правильно. Некоторые инструкторы все-таки умеют учить, но делают это лишь на дополнительных занятиях, когда работают на себя. Приведу пример: один курсант рассказал, что откатал всю «обязательную» программу, но так ничему и не научился. Когда он пришел к своему инструктору на дополнительное занятие, то узнал за одно занятие гораздо больше, чем за предыдущие двадцать. А есть инструкторы, которые заявляют курсанту в лоб: «Сейчас я тебя ничему учить не буду, а вот когда придешь ко мне на допзанятия, тогда и будем по настоящему заниматься». Но у многих возникает вопрос: «Зачем я пойду к нему на дополнительные занятия, если он меня на основных ничему не научил?». Действительно, зачем? Но даже на этих дополнительных занятиях курсанты не становятся настоящими водителями. Из них делают что-то очень отдаленно напоминающее водителя, способного уверенно управлять автомобилем.

И люди начинают на свой страх и риск заниматься со своими родственниками. Вот еще один пример. Недавно встретил знакомую, которая накануне получила водительское удостоверение. Спросил у нее, кто ее научил ездить? Она ответила, что если бы она не занималась со своим отцом (кстати, бывшим инструктором), то экзамен в ГАИ не сдала бы. И только благодаря дополнительным занятиям с отцом она начала понимать, что такое управление автомобилем. Практические занятия в автошколе она вспоминала с отрицательной стороны.

Есть еще и отговорки, которые придумали в автошколах, чтобы не нести ответственности за продукт своей деятельности.

Самая главная отговорка — есть люди, которых невозможно научить. Я уже говорил, что научить водить автомобиль можно любого человека. Для этого нужно выработать автоматические движения. Для выработки таких движений обучаемый должен сделать очень много повторений разных движений. Как только человек перестает во время управления автомобилем думать над тем, как это делать, он начинает следить за окружающей обстановкой. В автошколах в контракте даже специальный пункт на эту тему есть. Дословно не знаю, но смысл такой. Автошкола не несет ответственности за результат обучения, если у курсанта нет способностей.

Следующая отговорка — мы вас учим экзамены в ГАИ сдавать. Мы вам даем базовые знания. Вы ПДД знаете, вот ездите потом — сами и учитесь. И люди ездят и попадают в ДТП. Ведь знание ПДД не помогает избегать аварий. Нужно знать аварийные ситуации, вовремя распознавать сигналы, предшествующие началу аварийной ситуации и иметь правильно наработанные рефлексы. Но как увидеть начало аварийной ситуации, если ты полгода (или больше) путаешь первую передачу с третьей и все время боишься заглохнуть на светофоре?!

Если вспомнить время до 2000 года, про автошколы никто особенно не вспоминал. Причем тогда, заметьте, учили так же плохо, как и сейчас. Просто раньше в Правилах дорожного движения был целый раздел «Учебная езда». Вешай буквы «У» спереди и сзади и с 18-ти лет учись сколько душе угодно. Раньше в автошколы люди приходили уже подготовленными или самостоятельно доучивались в процессе обучения в автошколе. То есть, тогда инструктору в автошколе совсем не надо было мучиться. Ну, а если к нему и попадал «нулевой» курсант, инструктор пускал в ход известную отговорку, что есть люди, которых невозможно научить.

Когда я пошел учиться в автошколу, я ездить уже умел. Этому меня научил мой отец. Мой инструктор в автошколе ничему меня не научил. Я имею в виду теоретические знания опасных ситуаций на дороге, а про практическое обучение и говорить нечего. Все, что я умею сейчас, я перенял у своего отца или постиг самостоятельно. Спрашивается, зачем нужны такие автошколы? Автошколы всегда были лишь легальным способом получить водительское удостоверение.

В ГАИ качество подготовки водителей оценивают показателем  неудовлетворительной сдачи экзаменов с первой попытки. В 2008 году этот показатель составил 66,7 %. Это худший результат за последние 12 лет, а средний процент за этот же период — 59,4 %. Даже, несмотря на некоторые изменения с 1997 года до сегодняшнего времени ничего не изменилось.

Я согласен, что это не полный показатель. Не все, даже мои курсанты, сдают экзамен с первого раза. Бывает человек прекрасно ездит, но не может собраться, ведь экзамен в ГАИ это волнительное событие. Но даже самый плохо подготовленный мною курсант (когда курсант еще не готов, а времени для сдачи остается мало) на уровне остальных курсантов смотрится как хороший водитель. Бывает, экзаменаторы считают, что сегодня ты не сдал. Приведу пример. Один мой курсант не сдал с первого раза, а когда пришел во второй раз попал к тому же экзаменатору. Экзамен был сдан, а экзаменатор сказал: «Как это вы у меня первый раз не сдали. Вы же так хорошо ездите?».

Что же случилось? Я считаю, что все произошедшее в нашей стране, чей-то хитро спланированный план. Сначала запустили «мульку», что самый главный враг белорусского народа — дорожно-транспортные происшествия, в которых гибнут люди. Хочу заметить, что за год от суицидов и отравлений алкоголем гибнет гораздо больше людей. Но, почему-то борьба в этих направлениях с таким рвением не ведется до сих пор. На волне борьбы за безопасность дорожного движения несколько раз меняли Правила дорожного движения. И «доменялись» до того, что из ПДД просто исчез целый раздел «Учебная езда». Этого исчезновения упорно добивались чиновники из Минтранса, утверждая, что они так хорошо будут учить, что данный раздел совершенно не нужен. ГАИ для приличия немного «посопротивлялось» и сдало на съедение Минтрансу данный раздел ПДД. В то время отделом Минтранса, курирующим работу автошкол, уже руководил бывший заместитель начальника столичной ГАИ. Если задаться целью и выяснить — кто сегодня руководит многими автошколами, то в большинстве окажутся именно бывшие работники ГАИ, которые таким образом и готовят себе путь к безбедной старости! И пока они в должности — проводят в жизнь нужные решения.

Как только из ПДД исчез раздел «Учебная езда», была введена обязательная сертификация деятельности автошкол. Это тоже делалось для «общей пользы». Много автошкол закрылось. Начались очереди. Но это не самое страшное. Из-за сертификации запретили индивидуальных предпринимателей. А учили хорошо именно они, так как работали на себя. Мы уже упоминали ситуацию, когда один и тот же инструктор не учит по обязательной программе и учит, когда дает дополнительное занятие.

И последним этапом «хитрого плана» стали изменения в Законе «О дорожном движении». Теперь по Закону подготовку и переподготовку водителей могут проводить только специальные автошколы. А переподготовку теперь обязательно проходить водителям, работающим по найму через определенный период времени и тоже в специальных автошколах.

Смысл в этом всем вижу только один. Кто-то обеспечил себе постоянный стабильный заработок. При этом совершенно не надо «париться» над поиском клиентов. По Закону все должны прийти к тебе одному. А где же здоровая конкуренция. Это же монополия!

Самое интересное, что в этом всем пользы нет никакой. Смотрите. В автошколах настоящих водителей никогда не готовили и готовить не будут. Любой водитель, который хорошо ездит, может передать свой опыт другому водителю. Но по Закону он этого сделать не имеет право, так как подготовку и переподготовку водителей могут проводить только специальные автошколы. Получается, я, находясь в качестве пассажира, не могу подсказать что-то важное и полезное везущему меня водителю?

В ПДД есть пункт, разрешающий обучение вождению в индивидуальном порядке только на закрытых для дорожного движения  автодромах и площадках, если у обучающего стаж вождения более 2-х лет. Значит по ПДД можно обучать, а по Закону — нельзя?! Извините, но это бред. Зачем было отменять учебную езду и вводить сертификацию вида деятельности, забирая работу у остальных? Это называется собака на сене. И сами не умеют учить и другим не дают. Ведь все равно все придут учиться в автошколу, так как без нее в ГАИ не пойдешь. А, между прочим, до сих пор у инструкторов первый вопрос к курсанту: «Ездить умеешь?». Выходит, когда запрещали учебную езду, у инструкторов «на земле» не спросили, нужно ли это делать. А они до сих пор спрашивают у своих курсантов и, более того, сами советуют позаниматься дополнительно с мужем или с папой.

Вот так в один миг у нас забрали право учиться самостоятельно. Причем сделано это было якобы для общей пользы всех нас. Но это лишь прикрытие благими намерениями. Те люди, которые лоббировали данный вопрос, сами когда-то учились у своих отцов или других родственников, а нам теперь нельзя! Все только через автошколы.

Сейчас я попробую доказать вам, что автошколы никогда не готовили безопасных водителей. Об этом говорят примеры неправильных действий водителей, которые носят массовый характер:

1.Включение указателя поворота. Абсолютное большинство водителей, управляющих автомобилями по нашим дорогам, неправильно включают указатель поворота перед перестроением. Кто их этому научил? В ПДД есть пункт, гласящий: перед маневром нужно убедиться в его безопасности. Никто никогда не задумывался над тем, куда вставить действие «включить указатель поворота». И его вставили между «убедиться» и «перестроиться». И теперь, двигаясь в потоке, вы сначала видите начало перестроения соседнего автомобиля и только потом загорается указатель поворота. Это происходит потому, что водители сначала смотрят в зеркало, а указатель поворота включают, начиная вращать руль. Правильная последовательность: включить указатель поворота — посмотреть по зеркалам (оглянуться, если надо) — перестроиться. Но про это никто не знает и, более того, все уже давно привыкли к неправильной последовательности действий.

2.Наезды на пешеходов. Когда в ПДД появился пункт, требующий уступать дорогу пешеходам, а пешеходы об этом узнали, пешеходов стали сбивать на нерегулируемых пешеходных переходах. За день только в г. Минске происходит около пяти наездов с разной тяжестью последствий. Пешеходов сбивают водители абсолютно с разным стажем вождения. И со стажем до года и со стажем более двадцати лет. Почему такое стало возможным? Раньше даже в автошколах нас всех учили не как уступать дорогу пешеходу, а как не уступать! Вспомните, те, кто учился до 2000 года. Преподаватель по теории и инструктор вдалбливали в голову будущему водителю: «Если пешеход на тротуаре ему не надо уступать, а как только он наступил на проезжую часть, то уже надо». Это же явная безграмотность. Как вы остановите автомобиль, если у вас скорость 60 км/ч, а до пешеходного перехода осталось 3 метра? Нас не учили правильно снижать скорость при подъезде к пешеходному переходу, а потом в одночасье захотели, чтобы мы изменились.

3.Поворот на дополнительную стрелку направо. Мало кто знает, что если поворачиваешь направо на дополнительную стрелку светофора, горящую совместно с основным красным сигналом светофора, нужно уступать дорогу автомобилю, водитель которого разворачивается на перекрестке и находится по отношению к вам справа. Обычно если кто-то решил развернуться, он так и останавливается поперек перекрестка — ждет, пока проедут все поворачивающие направо автомобили. А ждать-то должен совсем не он. Почему этого никто не знает?

4.Выезд на круг. Круги в г. Минске — самые аварийные места. Самое частое ДТП, когда при выезде на круг один водитель въезжает сзади в остановившийся перед ним другой автомобиль. Происходит данное ДТП из-за того, что, пытаясь выехать на круг, задний водитель смотрит только налево, думая, что передний автомобиль уже не остановится. Но водитель переднего автомобиля по какой-то причине все-таки останавливается. И в такие ДТП попадают также водители с разным стажем вождения, а не только «зеленые» бывшие курсанты автошкол. Причина? У людей не выработан рефлекс «переглядывания». Они не знают, что нельзя задерживать взгляд и голову в одном положении более 1 секунды.

5.Обгон. Республика Беларусь — единственная страна, где при обгоне, водители обгоняемого автомобиля специально мешают обгоняющему водителю. Я много проехал по Украине и по России (там такие же братья славяне за рулем). И там нет такой проблемы! Даже, если ты обгоняешь через сплошную линию или в зоне действия знака «Обгон запрещен», тебе никто не мешает, а даже наоборот помогут. У нас, наоборот. Если вы производите обгон по Правилам, каждый третий водитель обгоняемого вами автомобиля специально ускоряется, или продолжает движение, не снижая скорости. А ведь это так важно! Просто убрать ногу с педали газа, чтобы обгоняющий как можно быстрее завершил маневр. Так же опасно ведут себя и водители встречного транспорта.

Это только часть примеров того, что в автошколах уже долгое время не занимались вопросами изучения приемов выработки правильного поведения водителей на дороге и их психологической подготовки. Все отдано на откуп самого якобы обученного. Но, позвольте. Один человек сам додумается, а другому надо рассказать и объяснить, почему так, а не иначе.

Раньше, еще до самостоятельного первого выезда, ты мог получить очень много полезных советов от своего близкого родственника — человека, которому, заметьте, не безразлична твоя дальнейшая судьба! А что теперь?

Во всех странах Европы, в России, в Украине, в Польше и странах Балтии разрешена учебная езда. Там люди совершенно спокойно учат друг друга. И сдавать экзамен на получение водительского удостоверения приходят уже хорошо подготовленные люди. А у нас после экзамена люди кладут водительское удостоверение на полку и ездят на работу на троллейбусе. А Минтранс рапортует, что количество ДТП с молодыми водителями уменьшилось. А кто считал, сколько молодых водителей вообще не ездит? А кто считал тех, у кого правам 6-7 лет, а ездить он начал неделю назад?

Вот такая у нас проблема, товарищи. И решить ее в настоящее время очень трудно. Не захотят те люди, которые с таким трудом создали себе «кормушку» просто так с ней распрощаться. Одна только надежда, что этой проблемой заинтересуется Глава государства.  Ведь как показывает практика, пока Президент на какую-либо проблему не посмотрит, проблема или вовсе не решается или решается не в ту сторону.

Будем верить в лучшее…

Степан Степаныч Степанов.

Прим. от редакции: Надеемся, что тема, поднятая автором материала, наверняка найдет отклик у наших читателей.

Нам интересно мнение специалистов и обычных автолюбителей. Было бы  неплохо поделиться опытом обучения и сдачи экзаменов в разных автошколах бывшими курсантами.

Ждем ваших писем по адресу:220037 г. Минск пер. Уральский 15-300, Редакция газеты «Автодайджест», и по эл. почте редакции ad@adt.by 

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий