Всякий знает о неприятностях со зрением, которые возникают при вождении автомобиля в сумерках, в тумане, в ночное время при ярком свете фар встречных машин, и даже в ясный день, когда яркое солнце нестерпимо слепит глаза.
Человеческий глаз не любит ни сумеречного освещения, ни вспышек яркого света, потому что природой он устроен для видения в строго определенном диапазоне частот и интенсивностей светового излучения.
Особенно не любит глаз резкого изменения уровня освещенности – он как
бы слепнет на некоторое время. Вспомните, когда вы выходите из темного
подвала на яркий солнечный свет, некоторое время вы практически ничего
не видите вокруг, вне зависимости от того, близорукий вы или
дальнозоркий, или же у вас зрение в норме. А если вы испытываете резкие
перепады освещенности за рулем, то теряете контроль за дорогой, а
автомобиль за эти несколько мгновений вашей «слепоты» способен проехать
десятки метров.
Реакция водителя на помеху составляет 0,25 – 0,3 сек. Именно на этот промежуток времени накладывается временное ослепление. Поэтому особенно так часты аварии в вечернее время, когда водитель легко может быть «ослеплен» ярким светом фар встречного автомобиля. Как показывает многолетний опыт ночного вождения, за этот краткий миг свет встречных фар так чувствительно ударяет по глазам, что не успеваешь закрыть веки. Тем более вам никак не удастся наклонить голову, чтобы закрыться от света отражающей полоской. Она может спасти только от яркого солнечного света, но в ясную погоду лучше надевать солнцезащитные очки.
Тогда же подойдут и очки с градиентным покрытием (верхняя половина стекла темнее нижней). Они очень удобны для водителей – темный верх обеспечивает хорошую защиту глаз, когда взгляд направлен на дорогу, а светлый низ – хороший обзор приборной доски.
Поляризованные очки (с пропусканием света до 50 %) используются водителями как солнцезащитные и вместе с тем как защита глаз от ослепляющего света фар встречных автомобилей.
Очки-«хамелеоны», которые темнеют на ярком свете, очень удобны, но при езде в автомобиле с закрытыми стеклами они практически не срабатывают – затемнение линз происходит под действием ультрафиолетовых лучей, а стекло автомобиля их поглощает.
Чтобы обезопасить себя от возможных аварий в ночное время и сделать более комфортной езду на ярком солнце, можно использовать специальные (и очень дорогие) защитные очки-антифары для водителей на основе линз, которые имеют три защитных слоя:
-поляризационный слой полностью «убирает» блики от мокрой дороги и улучшает видимость при плохой погоде;
-обычный фотохромный слой, который темнеет под действием ультрафиолета солнечных лучей;
-второй фотохромный слой, который темнеет под действием видимого света, т.е. в салоне автомобиля (в отличие от обычного фотохрома) и таким образом ослабляет ослепление ярким встречным светом, а также благодаря своему желто-коричневому цвету линз улучшает видимость в сумерках.
Такие очки показаны всем водителям, а не только тем, у которых нелады со зрением.
Можно водить машину в простых солнцезащитных очках:
-желтые делают мир ярче, особенно в пасмурные дни. Использование таких очков в плохую погоду и ночное время не приводит к значительным потерям видности (восприятия глазом). Они уменьшают зрительное напряжение глаз, повышают качество изображения, улучшают зрительные реакции, увеличивают восприятие пространства по глубине;
-оранжевые предназначены только для снижения ослепляющего действия фар встречного транспорта на глаза, однако нередко вызывают нервозность, повышенную возбудимость, нарушение сна;
-коричневый цвет нейтрален, не наносит вреда глазам, хорошо подходит для ежедневного пользования;
-сиреневые очки дают наибольший комфорт глазу, особенно если они с легким коричневатым оттенком.
Не рекомендуются для вождения:
-голубые – они красивы, но их нельзя надевать за рулем, так как они нарушают цветопередачу, снижают чёткость изображения, отрицательно влияют на сетчатку глаза.
-красные солнцезащитные очки раздражают нервную систему, человек быстрее утомляется.
В принципе любой светофильтр, снижающий фоновую засветку, улучшает контраст видимого изображения и, следовательно, повышает его четкость. Главное для глаз сохранить или восстановить (облачность, сумерки, туман) желтую составляющую света, т.к. в дневное время максимум спектральной видности соответствует длине волны 555 Нм – желтому цвету.
В любом случае советуем иметь в бардачке трое очков или насадок-клипсов на них – солнцезащитные, с поляризационными и с желтыми линзами.
Наталья АБРАМОВИЧ, зав. отделом общественного здоровья ГУ «МОЦГЭОЗ».