Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Кастом мотоцикл советского времени

Кастом мотоцикл советского времени

Минчане Олег и Виталий Гапановичи хорошо известны как организаторы различных мероприятий с участием ретро авто и мототехники не только в нашей стране, но и за ее пределами. Есть у братьев многолетняя мечта, к осуществлению которой они постепенно приближаются. Они хотят открыть музей, где будут представлены различные ретро транспортные средства. За несколько лет коллекционеры уже собрали десятки экземпляров автомобилей и мотоциклов. Некоторые будущие экспонаты музейной экспозиции имеют интересную историю и представляют определенную историческую ценность. Встречаются среди них и поистине уникальные.

Мотоцикл мастера-самоучки из академии наук БССР

В середине февраля в торговом центре “Арена-Сити” проходило очередное мероприятие, организованное Олегом и Виталием Гапановичами совместно с мотосалоном “МотоАрена” – выставка  “Мотоцикл Минск: История большой удачи”. На ней впервые был представлен необычный мотоцикл, приобретенный братьями в 2022 году.

Кастом мотоцикл советского времени

Мотоцикл – экспонат выставки

История мотоцикла

“Позвонил наш хороший знакомый Александр Сергеенко и сказал, что нашел для нас необычный мотоцикл. Он находился у его соседа в гараже”, – рассказал Виталий Гапанович.

Братья приехали в указанное место в районе улицы Богдановича и из подвала гаража, заваленного разным хламом, вытащили мотоцикл. Внешне он представлял собой довольно жалкое зрелище, был в земле и ржавый. Как оказалось, за время нахождения здесь мототехнику несколько раз затапливало. Владелец купил данный экземпляр у своего коллеги по работе в 70-80-е годы прошлого века только для того, чтобы иметь возможность построить себе гараж.

“В советское время можно было построить гараж, только тогда, когда у хозяина имелось свое транспортное средство с паспортом”, – объяснил Олег Альбинович. Поэтому после приобретения гаража мотораритет положили в яму и надолго забыли о нем.

Как оказалось, двухколесная машина представляла собой модернизированную своим первым владельцем в 60-е годы модель “Минск” М-103 производства Минского мотоциклетно-велосипедного завода.  

Кастом мотоцикл советского времени

Серийный мотоцикл “Минск” М-103

Кастом мотоцикл советского времени

Модернизированный мотоцикл “Минск” М-103

“Мы с братом считаем данный мотоцикл первым минским кастомом”, – отметил Виталий Альбинович.

К сожалению, имя одного и первых советских кастомайзеров не сохранилось. Он не был профессиональным специалистом по ремонту и изготовлению мототехники, а являлся обычным мотолюбителем. Работал старшим научным сотрудником в институте физики академии наук БССР и имел звание –  кандидат физико-математических наук. В свободное же время минчанин занимался улучшением конструкции своего “железного друга” и делал его более совершенным, чем базовый.

В результате у серийного “сто третьего”, оснащенного 125-кубовым двигателем с мощностью 5 “лошадок” и 3-х ступенчатой коробкой передач, сохранились родные только рама, “движок”, бензобак и боковой ящик. Донором для колес, сидения, педали тормоза, заднего крыла и фонаря послужил венгерский мотоцикл Pannonia, а для руля, фары, замка зажигания, передних вилки и крыла – популярная в СССР чехословацкая Jawa.

Неизвестно, как долго конструктор – самодельщик занимался модернизацией мотоцикла, но ездил на нем он довольно продолжительное время, пока мототранспорт не сломался. И только после этого продал.   

P.S. Сейчас перед новыми владельцами кастом мотоцикла стоит дилемма: что с ним делать дальше.

“Конечно, возвращать данный мотоцикл в заводское состояние мы не будем. А вот реставрировать его или оставить в нынешнем виде еще не решили”, – отметил Олег Гапанович.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора, О и В.Гапановичей

Добавить комментарий

0
Вот это цифра