Автомобильный мир многообразен. Помимо традиционных «пород» наших четырех- (и более) колесных друзей существуют и экзотические, в которых можно не только передвигаться, а и жить!
У кого-то старинная родословная, кто-то блещет изысканными техническими решениями… Но есть особенные, объединяющие в себе домашний комфорт и подвижность автомобиля. Отсюда и название – дома на колесах, или кемперы.
Принята следующая классификация кемперов: альковные, интегрированные, полуинтегрированные, жилые мини-вэны и караваны. У разных производителей названия конкретных типов кемперов могут различаться. Например: караван – прицеп, а мото-караван один из видов кемперов на автомобильном шасси. Внутри каждого вида кемперов производители обычно предлагают несколько модельных рядов, различающихся размерами, компоновкой, отделкой и комплектацией.
Самые простые имеют минимум необходимого для обеспечения жизни – отопление, холодное/горячее водоснабжение, скромную кухню и достаточно спартанскую отделку (по европейским меркам). Более роскошные варианты блистают шикарными санузлами, бронзой и хромом в отделке, белой кожей на обивке мебели, кварцевым стеклом на кухне, стояночным кондиционером и прочими изысками в стиле настоящей яхты. Масса кемперов начинается от 2,5 тонн (жилые мини-вэны) и от 1,5 тонн (прицепы-караваны) до 12-14 тонн – это настоящие автобусы внутри которых есть даже бассейн, а в багажном отсеке перевозится «Тойота Ярис» для разъездов по месту. Следует учитывать, что большинство производителей стараются уложиться в 3,5 тонны, чтобы сделать свою продукцию максимально доступной. Ведь в данном случае для управления кемпером, достаточно легковой категории «В» в водительском удостоверении, несмотря на вполне грузовые габариты. Размеры и караванов и кемперов весьма внушительны: например, двухосный прицеп запросто может иметь длину порядка 6 метров и ширину 2,3 метра, а кемпер может иметь длину до 7 метров при сдвоенных задних осях (речь идет о шасси микроавтобуса, для тяжелых кемперов длина может быть и десять метров), высоту около 3,3 метра при ширине 2,3 метра. Разведите большой и указательный пальцы на руке – всего на столько кемпер будет уже, чем грузовик. Исходя из вышеизложенного, управление кемперами требует определенных знаний особенностей движения и практических навыков. В Германии, например, известный автомобильный клуб ADAC даже проводит специальные занятия для обучения кемперистов.
Но все же наибольшая часть кемперов сделана на шасси микроавтобусов или небольших коммерческих грузовиков, самая распространенная платформа – FIAT Dukato. Наверное, процентов 90 кемперов – это FIAT. Второе место – это Ford Transit. Буквально единичные экземпляры – Renault Master, MB Sprinter, IVECO Deily.
Кемперы альковного типа
Кемпер альковного типа
Их особенность – это спальный отсек над кабиной водителя (альков), придающий характерный вид данному типу кемперов. Внутри алькова находится уютное спальное место для двоих. Альковные кемперы лучше всего подходят для семейного путешествия или отдыха большой компанией. Вместительность таких автомобилей рассчитана на 4-7 человек. Особенностью этих кемперов является большая высота – до 3,3-3,5 метров. Для абсолютного большинства альковных автодомов достаточно водительских прав категории «В». Из-за своей вместительности и удобства планировки это наиболее распространенный тип кемперов, он выпускается практически всеми ведущими компаниями-производителями.
кемпер альковного типа
Интегрированные кемперы
Интегрированные кемперы
От серийной платформы того же Дукато в интегрированных «домах на колесах» остаются лишь шасси с панелью перед водителем, но без кабины. Кузов же имеет эксклюзивный дизайн и жилое пространство полностью интегрировано во внутренний объем, отсюда и название данного типа автодомов. Благодаря цельному специально разработанному кузову, кемперы данного типа обладают отличной маневренностью, скоростным и эксплуатационными характеристиками.
Интегрированные кемперы
Внутренний интерьер интегрированных автодомов отличается роскошью, дорогой отделкой салона, благородным дизайном и высочайшим уровнем технического оснащения. Дома этой подгруппы можно использовать для путешествия, и даже в качестве мобильного офиса.
Полуинтегрированные кемперы
полуинтегрированный кемпер
Благодаря отсутствию алькова, частично интегрированный автодом обладает повышенными маневренными и скоростными характеристиками. Особенности данного класса – просторный салон и оптимальное соотношение цена/качество. Характерный стиль – простота и функциональность. Например, поворотные передние сиденья: вот ты ехал – и-и-и раз – уже сидишь за столом. Чем меньше места – тем выше степень трансформации салона. Все это позволяет использовать данный тип кемпера в качестве универсального мобильного дома на колесах и для частного применения, и для аренды.
Жилые мини-вэны
Самые простые в управлении кемперы – это жилые мини-вэны. В автодомах такого типа жилой отсек вмонтирован в кузов серийного микроавтобуса и внешне такие кемперы практически не отличаются от стандартных машин.
Узковато…
Это наиболее динамичные и маневренные «дома на колесах», по управлению, скорости и удобству парковки мало чем уступающие легковым автомобилям. Жилой мини-вэн позволяет свободно передвигаться как в городском потоке, так и за пределами города. Несмотря на небольшие габариты, в автодомах данного типа есть все необходимое для комфортного путешествия: туалет и душ, газовая плита, холодильник, комфортные спальные места и многое другое. Но, одновременно это самые тесные кемперы – они уже, ниже. И просто прилечь в них может сразу и не получиться – придется из стола, например, сделать спальное место.
Караваны
Двухосный прицеп- дача
Они являются оптимальным решением для частного использования. Основной фактор – цена (примерно в три раза ниже, чем за моторный кемпер). Они имеют оснащение, ничем не уступающее их более мобильным собратьям. Габариты самых крупных достигают шести метров при двух осях. А для маневрирования с таким “домом” на паркинге много усилий прикладывать не придется – есть специальные парковочные электроприводы, которые прижимаются к колесам и передают им вращение от электродвигателя, питающегося от аккумулятора. При этом владелец просто стоит рядом и жмет кнопки на пульте, словно управляет моделью игрушечной машинки. Основная проблема караванов – в невозможности подзарядки аккумулятора при работе двигателя тягача. Поэтому без небольшого генератора не обойтись. Или останавливаться только на кемпингах, где есть внешнее электропитание – и для работы всего электрооборудования, и для подзарядки аккумулятора.
Грузовые кемперы
Грузовой кемпер
Существует еще один тип кемперов. Это большие машины, сделанные на шасси обычных и полноприводных грузовиков. Они строятся в единичных экземплярах и имеют все необходимое для длительного обеспечения автономной комфортной жизни в любых климатических условиях.
Такие кемперы делаются под запросы конкретного заказчика с учетом любых специфических требований. Обычно они обладают мощной системой энергоснабжения, большими объемами топливных и водяных баков, оборудованными рабочими местами со связью и интернетом, не утрачивая при этом своих изначальных качеств – высокой проходимости и грузоподъемности. Основная задача таких кемперов – обеспечить проживание людей при выполнении специфических задач, например, сопровождения гоночных команд на ралли типа “Дакар” или кругосветных экспедиций. Есть и более прозаические задачи – от “охотничьих домиков” до обеспечения деятельности специальных подразделений.
Сергей Котченко