Многие минчане и гости нашего города нередко наведывают небольшой магазин РУП “Белсаюздрук”, расположенный возле магазина “Щедрый” в подземном переходе станции “Площадь Победы”. Фото1 Здесь можно приобрести различные печатные издания, сувениры и прочую продукцию. Сейчас немногие знают, что в 80-90 годы прошлого века несколько частных предпринимателей открыли в этом помещении специализированный салон для коллекционеров разных направлений. Любители военно-исторической миниатюры, копийных моделей танков и самолетов, кораблей и автомобилей приходили сюда на протяжении ряд лет, чтобы пополнить свои коллекции и сделать подарки своим друзьям и близким. Принадлежало данное заведение малому предприятию “Модус”.
Модели МАЗов собственного производства
Малое предприятие “Модус” в начале своей производственной деятельности никакого отношения к моделизму не имело. Оно занималось изготовлением пуговиц и канцелярских наборов. Но в начале 90-х все в одночасье изменилось. Руководители МП узнали о хранящихся на Минском автозаводе пресс-формах на уменьшенную в 43 раза масштабную копию самосвала МАЗ-5551. В свое время на столичном автомобильном заводе планировали изготавливать такие миниатюры, но по разным причинам сделать это не удалось.
На предприятии было выпущено несколько десятков комплектов маленьких деталей к таким минигрузовикам, а собрано экземпляров в готовом виде и того меньше. Но оснастку на всякий случай сохранили и, как выяснилось, не зря.
Стороны провели переговоры, результатом которых стало приобретение для одних необходимого для начала модельной деятельности оборудования, а для других – крайне нужных в то время “живых денег” (порядка полумиллиона бывших советских рублей).
Как позже выяснилось, далеко не все из заводского комплекта, приобретенного модусовцами, удалось использовать в дальнейшей работе. Так, сразу пришлось отказаться от формы на раму, от первоначальных пластмассовых стекол, салона, баков и пр. пластмассы. В дело пошли только кузов и кабина. Последняя хоть и была грубой и упрощенной, но альтернативы на то время не существовало. Ее только дополнили отдельными вставными стеклами.
Руководители малого предприятия приняли решение о разработке собственной модели и пригласили летом 1992-го года в качестве главного специалиста для создания нового более реалистичного и детализированного мини самосвала опытного белорусского моделиста Олега Ракецкого, который до 1998-го являлся практически единственным разработчиком всего модельного ряда копийных МАЗов, изготовленных на МП “Модус”.
Спустя год появились свои пресс-формы на пластмассу. Литье изготавливали на термопласт-автомате на площадях, арендованных за городом.
Серийное производство миниатюрных МАЗ-5551 под собственным брендом АО “Модус-90” началось в 1994 году. Покраску продукции производил один из руководителей фирмы вручную. Первый тираж, выпущенный летом к юбилею Минского автозавода по заказу предприятия-юбиляра, составил 200 миниатюр. Они находились в оригинальных зелено-черных коробках. Чуть позже по просьбам дилеров нынешнего ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ” появились еще сорок маленьких самосвалов с соответствующими дилерскими логотипами на красной кабине, но уже с серыми кузовами в упаковках с полосами такой же окраски.
P.S. Свои миниатюрные самосвалы АО “Модус” выпускало небольшими партиями еще на протяжении нескольких лет в разных расцветках. Часть экземпляров поставлялась в Российскую Федерацию. А в Беларуси их можно было купить в газетном киоске возле центральной проходной столичного автозавода.
Вначале модели продавались хорошо, но потом цены на них упали. Тогда были запущены в производство еще три масштабные копии – бортовой автомобиль МАЗ-5337 и его автошасси, а также тягач МАЗ-5433.
Со временем на фирме произошел раскол, и модельное отделение стало самостоятельным предприятием. Оно переехало на улицу Асаналиева, где и продолжило свою производственную деятельность.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото предоставлены С.Пугачевым (www.garage-vintage.ru)
Автор выражает благодарность за оказанную помощь при подготовке данного материала С.Пугачеву.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ История создания копийных моделей грузовиков МАЗ на Минском автомобильном заводе