Эти два автомобиля – эвакуатора красного цвета из США уже давно стали одной из визитных карточек беларуси. Многие минчане и гости города видели их в работе. А некоторые водители пользовались «услугами» спецмашин, которые стали одними из первых машин в Минске, предназначенными для такого вида автоперевозок.
ИСТОРИЯ “АМЕРИКАНЦЕВ”
Трудовая биография двух «американцев» в Республике Беларусь началась почти пятнадцать лет назад. В 1996 году одна из коммерческих структур получила разрешение на проведение эвакуационных работ по транспортировке поврежденных машин и автомобилей, нарушающих ПДД. Для этого она закупила в Соединенных Штатах Америки два автоэвакуатора марки Ford. Спустя несколько лет такой вид деятельности для коммерсантов запретили, и автотехника была передана в фонд ГАИ Советского района. Долгое время машины стояли без дела и постепенно приходили в негодность.
ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ “АВТОВЕТЕРАНОВ”
Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая жизнь автоэвакуаторов, если бы не случай. Спустя восемь лет после описанных событий в Минске решением городских властей при администрации Советского района было создано Государственное учреждение “Правопорядок-2002”. В функции новой структуры входило оказание помощи правоохранительным органам и органам ГАИ в организации дорожного движения. Именно для этих целей ГУ «Правопорядок-2002» были переданы и эвакуаторы. К тому времени машины находились в состоянии если не «инфаркта», то «инсульта», рассказал руководитель организации Ярош Владимир Сергеевич. Часть узлов и механизмов пришли в полную негодность, других просто уже не хватало.
Для восстановления автомобилей новым хозяевам из бюджета города выделили денежные средства. Спустя полгода автотранспортную технику привели в надлежащее состояние. Правда, для этого пришлось серьезно поработать. Многие агрегаты, подходившие для замены, взяли с других моделей. Кое-что пришлось заказать в Америке.
Особенность данной автотехники в том, что это – «чистые американцы», т.е. изготовлены были в Америке на специализированном предприятии по производству такой спецавтотехники.
Вскоре машины приступили к транспортировке автомобилей. Правда, в основном они стали эвакуировать автотранспортную технику, находящуюся в непредусмотренных для этого местах – там, где она мешает проезду спецавтомобилей МВД, МЧС, скорой помощи. Много работы для эвакуаторов есть и во дворах, где автовладельцы бросают своих «железных коней» как попало (на зеленых зонах, тротуарах).
Самыми проблемными районами для работы “американцев” остаются Комаровский рынок, ЦУМ и Золотая горка.
«Проштрафившиеся» автомобили доставляются на спецстоянку. Чтобы забрать машину обратно, владелец, согласно кодексу административных правонарушений, должен заплатить за эвакуацию и хранение автотранспортного средства, а также за нарушение ПДД.
Машины совершают по пять-шесть поездок в день. Впрочем, по решению администрации столицы автоэвакуаторы могут перевозить и поврежденные в результате дорожных происшествий автотранспортные средства не только в пределах «родного» района, но и по всему городу.
О ГЛАВНЫХ ГЕРОЯХ
Автоэвакуаторы представляют собой 2-осные автомобили, оснащенные 3-местными кабинами и дизельными двигателями с турбонаддувом объемом 7,2 л. Один из них марки F 384 – полноприводный, а второй – F 375 – заднеприводный. В свои «молодые» годы они развивали скорость до 130 км/ч. – В настоящее время достаточно и 40 км/ч, – считает В.С. Ярош. Основным боевым средством является вращающаяся на 180 градусов и опускающаяся стрела. Кстати, красный цвет – это родная раскраска автотранспортных средств.
Обслуживают заокеанские модели два водителя, которые работают вместе с сотрудником ГАИ. Последний, является старшим в этом коллективе. Он оформляет все необходимые документы.
К сожалению, в нашей стране, в СНГ и даже в Европе подобной автотехники не производится. Европейцы изготавливают автомобили технической помощи. Но это машины предназначены совсем для других целей.
На территории бывшего СССР предпринимались и продолжают предприниматься попытки создания специализированных автотранспортных средств для автоэвакуации. В качестве базового транспортного средства предлагается трактор. «Но у трактора стрела стоит прямо, «колом», и не вращается», – пояснил глава «Правопорядка-2002». К тому же установленная на тракторе система гидравлики, давит на колеса и может привести к поломке автомобиля.
За все время эксплуатации американских автоэвакуаторов произошел только один серьезный случай, когда пришлось судиться с автовладельцем. Во время эвакуации машины у нее оторвался передний бампер. Но и здесь частично вина легла на хозяина, поскольку он не обозначил, что его модель полноприводная.
Использование же в качестве базового шасси стандартных грузовиков российского или белорусского производства приводит к остановке движения и пробкам из-за их больших габаритных размеров. Кроме того, требуется много времени и дополнительный штат сотрудников для полной погрузки, эвакуации, разгрузки.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Автомобили по мере необходимости проходят ремонт. С помощью дилеров Ford в нашей стране были заказаны новые запчасти из Америки. В июне нынешнего года проводился техосмотр ходовой части, резины и покраски. С помощью диагностики проверялись ходовая часть и рулевое управление.
«Дай бог, чтобы машины и дальше работали с такой нагрузкой. Ведь им уже шестнадцать лет», – сказал корреспонденту “АД” Владимир Сергеевич.
Что будет дальше? Пока это сложный вопрос. Все руководители районных администраций г. Минска обратились в мэрию столицы с просьбой о создании специализированного предприятия, занимающегося такого вида деятельностью. Подобная служба в настоящее время действует в Центральном и Фрунзенском районах. Но этого мало. Остро стоит проблема закупки специализированной автотехники. Стоимость ее на сегодняшний день составляет порядка 75 000 долларов. Столько же надо отдать и за растаможку.
И ПОСЛЕДНЕЕ
Сейчас многие коммерческие структуры хотят заняться таким видом деятельности. Но, как считает г-н Ярош, эвакуация – это не тот вид коммерческой деятельности, на котором можно заработать много денег, а в основном помощь городу в наведении порядка на дорогах и во дворах Минска.
Автор выражает благодарность за оказанную помощь директору ГУ “Правопорядок-2002” В.С. Ярошу.