Гонка в Монте-Карло всегда стояла особняком в чемпионате. Узкая городская трасса с множеством поворотов и скоростными участками практически не дает пилоту права на ошибку. И часто исход гонки решается на пит-стопах. А еще сумятицу иногда вносит дождь.
Так было в 1996 году. Когда гонку выиграл француз Оливье Панис, стартовавший с 14-го места. Да, бывает и такое! Причем, ни у кого тогда не было и мыслей отложить гонку. Все стартовали в равных условиях и рисковали. Желтые и красные флаги появлялись лишь тогда, когда машина вылетала в отбойник, теряла колеса или элементы аэродинамики, разбивалась и не могла продолжить движение. Это было опасно, но пилоты осознавали степень этой опасности и излишне не рисковали своей жизнь и жизнью своих коллег. Зато гонки были зрелищными и непредсказуемыми. В 1996 до финиша в Монте-Карло добралось лишь три машины. Но квалифицированы были семь болидов. Этого было вполне достаточно, ведь в те годы очки начислялись первым шести пилотам. Ту гонку я и многие болельщики со стажем помнят до сих пор и будут еще не раз вспоминать.
Но сейчас организаторы «Формулы-1» боятся дождя, как огня (простите за каламбур). Вспомните скомканный дождевой прошлогодний этап Гран-при Бельгии. В этот раз картина практически повторилась. Пока шел дождь, пилоты покорно ждали в боксах, пока он закончится, хотя гонка к тому времени должна была преодолеть экватор. После долгого ожидания дождь прекратился, трасса подсохла и, наконец, был дан старт. За сэфти-каром. Пилоты Ferrari уверенно себя чувствовали на этой трассе во всех сессиях. И не удивительно, что первые два места были за Леклером и Сайнсом. Они прекрасно контролировали ход гонки. За ними на третьем и четвертом местах покорно следовали Перес и Ферстаппен. Обгонять на этой трассе практически невозможно, поэтому эта четверка ехала вместе, слегка оторвавшись от основного пелетона.
Затем трасса подсохла на столько, что несколько пилотов, включая Гасли, рискнули переобуться в промежуточные шины. И дело пошло немного веселее. Пьер был реально на 4-5 секунд на круге быстрее остальных пилотов, которые ехали на дождевых покрышках. И Гасли удалось совершить пару рискованных, но эффектных обгонов. После этого в боксы отправились за новыми шинами и претенденты на победу. Причем первым за промежуточными шинами поехал Перес. Что и предопределило во многом исход этой гонки. После Серхио переобуваться поехал и Макс. Почуяв неладное, Ferrari также зазвала в боксы лидера. Но Шарль выехал из боксов позади Переса. Лидировал Сайнс, который решил сменить шины сразу на слики.
Второй ключевой момент в гонке произошел тогда, когда Сайнса зазвали на пит-стоп. И почему-то инженер позвал в боксы и Леклера. Это была явная ошибка капитанского мостика Ferrari. Оба пилота Ferrari получили слики, а на следующем круге такие же шины поставили пилотам Red Bull. После этого окончательно сформировалась первая четверка пилотов. Перес, Сайнс, Ферстаппен и Леклер. Уверенно лидировавший в начале гонки Шарль оказался вне подиума. Монегаску явно не везет на домашней для него трассе. «Неправильно говорить, что команда меня подвела – иногда ошибки происходят, но сегодня ошибок было слишком много. Конечно, в таких условиях приходится больше полагаться на команду, ведь мы не видим, что происходит на трассе, кто едет на промежуточных шинах, а кто уже перешел на слики, – заявил Леклер после гонки. – Меня спросили, хочу ли я перейти с дождевой резины на слики, я сказал «да», но не сейчас, и предложил это сделать несколько позже. Я не понимаю, почему команда передумала и решила, что надо поставить промежуточную резину. Нас опередили за счет тактики, к тому же на пит-лайн я застрял позади Карлоса – в общем, ошибок было много. Мы не можем себе позволить так работать, и сейчас мне тяжело, но я начинаю привыкать к тому, что на этой трассе мне не везет. Особенно сейчас нельзя такого допускать, ведь у нас отличная машина, и мы должны максимально эффективно это использовать. Ведь я даже не вторым финишировал – я откатился с первой позиции на четвертую. После одной ошибки мы тут же допустили следующую. Изначально было принято неверное решение, после чего началась полная неразбериха. Я люблю мою команду и не сомневаюсь, что мы станем сильнее, но сейчас мне очень обидно».
Расстановку сил впереди не изменила и внезапная авария Мика Шумахера. Судьи выбросили красные флаги и остановили гонку. Но после рестарта ничего впереди не произошло. Серхио Перес одержал заслуженную победу. «Сбылась моя мечта! Все гонщики мечтают о победе в Монако, ведь этот Гран-при больше всего хочется выиграть, разве что после твоей домашней гонки, – сказал мексиканец. – Под конец дистанции мы сами усложнили себе задачу, но поскольку шины начали гранулироваться, надо было постараться избежать ошибок, но сдержать Карлоса позади было непросто. Но когда гранулирование прекратилось, я был готов проехать еще целую гонку! Это очень важный день и для меня, и для моей страны! Я очень-очень счастлив и не сомневаюсь, что Педро Родригес смотрит на нас с небес и гордится тем, чего мы добились сегодня».
Вторым в гонке финишировал Карлос Сайнс. «Я сделал все, что должен был сделать, проехал большую дистанцию на дождевых шинах, потом перешел на слики, но на выезде из боксов застрял за одним из круговых, – вспоминал испанец. – Можете понять мое разочарование – если бы на круге выезда из боксов я не потерял время, то оказался бы впереди и выиграл гонку. Думаю, что по ходу гонки мы действовали неплохо, по крайней мере, с моей точки зрения. Надо было принимать непростые решения, например, не переходить на промежуточную резину и остаться на трассе – я хотел поступить именно так. Это давало мне возможность выйти в лидеры гонки и бороться за победу. Но Серхио Перес смог меня опередить за счет более позднего пит-стопа. Под конец гонки резина Medium на его Red Bull начала гранулироваться, но и мои шины были не в лучшем состоянии. Может быть, у меня сложностей было немного меньше, поэтому я мог держаться вплотную за ним и в паре ситуаций уже собирался предпринять попытку обгона, но с трудом удерживал машину на трассе. Если честно, я едва не терял над ней контроль и вполне мог выбить с трассы Серхио. Но я делал все, что было в моих силах, чтобы его обогнать».
Третьим в гонке стал Макс Ферстаппен. Это позволило ему еще больше укрепить свое лидерство в личном зачете. «Принимая во внимание то, как сложилась для нас квалификация, мы в гонке сработали отлично. Команда разработала классную стратегию, благодаря которой мы опередили Ferrari, – подчеркнул нидерландец. – Мы все можем быть довольны итогами воскресенья. Гонка получилась бурной, но к счастью ничего страшного не произошло, за исключением ситуации с Миком, но я слышал, что он в порядке. Потрясающий результат для Серхио. Я очень рад за него».
Но после гонки страсти не утихли. После финиша команда Ferrari подала официальный протест на действия Макса Ферстаппена и Серхио Переса, которые, по их мнению, нарушили правила, наехав на желтую линию при выезде с пит-лайн, хотя должны были оставаться от нее правее. В Ferrari увидели в этом нарушение статьи 11.1 указаний директора гонки, а значит статьи 16.1 спортивного регламента «Формулы-1» и главы IV раздела 5 приложения L Международного спортивного кодекса FIA. Было определено, что при въезде на пит-лайн на 23-м круге машина №1 выехала частью переднего и заднего колеса за границу желтой линии, оказавшись от нее слева. Это нарушало указания директора гонки, а прежде такие нарушения наказывались штрафом, в частности – был оштрафован Юки Цунода в Австрии в 2021 году. В Red Bull возразили, что при этом машина под №1 находилась справа от желтой линии и в данном случае правила не были нарушены. Рассмотрев все обстоятельства, стюарды пришли к выводу, что правила не были нарушены, поскольку в данном случае машина не пересекла линию всем колесом. Протест был отклонен, взнос за его подачу удержан. Участники имеют право в установленные сроки подать апелляцию. Но, думаю, у руководства Ferrari хватить выдержки не подавать апелляцию. Пилоты Red Bull переиграли Ferrari за счет тактики и ошибки соперника.
Следующая гонка – Гран-при Азербайджана – пройдет в Баку с 10 по 12 июня. Непременно посмотрите!
“Формула-1”. Результаты гонки Гран-при Монако-2022
№ | Старт | Пилот | Страна | Команда | Время/отставание | Питы |
1 | 3 | Серхио Перес | Мексика | Red Bull | 1:56:30.265 | 3 |
2 | 2 | Карлос Сайнс | Испания | Ferrari | +1.154 | 2 |
3 | 4 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | +1.491 | 3 |
4 | 1 | Шарль Леклер | Монако | Ferrari | +2.922 | 3 |
5 | 6 | Джордж Расселл | Великобритания | Mercedes | +11.968 | 2 |
6 | 5 | Ландо Норрис | Великобритания | McLaren | +12.231 | 4 |
7 | 7 | Фернандо Алонсо | Испания | Alpine | +46.358 | 2 |
8 | 8 | Льюис Хэмильтон | Великобритания | Mercedes | +50.388 | 3 |
9 | 12 | Валттери Боттас | Финляндия | Alfa Romeo | +52.525 | 2 |
10 | 9 | Себастьян Феттель | Германия | Aston Martin | +53.536 | 2 |
11 | 17 | Пьер Гасли | Франция | AlphaTauri | +54.289 | 2 |
12* | 10 | Эстебан Окон | Франция | Alpine | +55.644 | 2 |
13 | 14 | Даниэль Риккардо | Австралия | McLaren | +57.635 | 2 |
14 | 18 | Лэнс Стролл | Канада | Aston Martin | +1:00.802 | 4 |
15 | 19 | Николас Латифи | Канада | Williams | +1 круг | 4 |
16 | 20 | Гуаньюй Чжоу | Китай | Alfa Romeo | +1 круг | 2 |
17 | 11 | Юки Цунода | Япония | AlphaTauri | +1 круг | 4 |
– | 16 | Алекс Элбон | Таиланд | Williams | Механические проблемы | |
– | 15 | Мик Шумахер | Германия | Haas | Авария | |
– | 13 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | Система охлаждения ERS | |
Лучший круг: Ландо Норрис (McLaren) – 1:14.693 (56-й круг, 160.834 км/ч) | ||||||
* – Штраф +5 секунд за создание аварийной ситуации |
«Формула-1». Личный зачет
Место | Пилот | Очки |
1 | Макс Ферстаппен | 125 |
2 | Шарль Леклер | 116 |
3 | Серхио Перес | 110 |
4 | Джордж Расселл | 84 |
5 | Карлос Сайнс | 83 |
6 | Льюис Хэмильтон | 50 |
7 | Ландо Норрис | 48 |
8 | Валттери Боттас | 40 |
9 | Эстебан Окон | 30 |
10 | Кевин Магнуссен | 15 |
11 | Даниэль Риккардо | 11 |
12 | Юки Цунода | 11 |
13 | Фернандо Алонсо | 10 |
14 | Пьер Гасли | 6 |
15 | Себастьян Феттель | 5 |
16 | Алекс Элбон | 3 |
17 | Лэнс Стролл | 2 |
18 | Гуаньюй Чжоу | 1 |
«Формула-1». Кубок конструкторов
Место | Команда | Очки |
1 | Red Bull | 235 |
2 | Ferrari | 199 |
3 | Mercedes | 134 |
4 | McLaren | 59 |
5 | Alfa Romeo | 41 |
6 | Alpine | 40 |
7 | AlphaTauri | 17 |
8 | Haas | 15 |
9 | Aston Martin | 7 |
10 | Williams | 3 |
Материал подготовил Николай Ковалевский