Кризис бродит в автопроме

Mitsubishi Outlander

Похоже, у мирового автопрома наступили действительно трудные времена.

Финансовые потери ведущих автоконцернов уже исчисляются миллиардами долларов, причем некоторые из них (в первую очередь General Motors и Ford) и вовсе поставлены на грань выживания. А тем временем специалисты прогнозируют дальнейшее падение спроса на новые автомобили на всех крупнейших рынках Европы, Северной Америки и Азии.

И чтобы в этом убедиться, совсем необязательно иметь семь пядей во лбу. То обстоятельство, что кризис еще не достиг своего дна, хорошо видно по тому, как лихорадят мировые фондовые рынки. Более того, хороших новостей и в обозримом будущем ожидать не придется. В сложившихся условиях почти все автопроизводители вынуждены сокращать производство. В этом списке оказались даже такие успешные концерны, как Volkswagen, Toyota, Mercedes-Benz, BMW. Причем особенно чувствительные потери от кризиса несут именно производители автомобилей премиум-класса. Так, в октябре продажи Porsche упали более чем на 50 %. Хотя это еще не так плохо, к примеру, Jaguar и Land Rover вообще не вылезают из убытков. Если так дело пойдет и дальше, то не исключено, что нынешний хозяин этих компаний — индийская Tata — выставит их на продажу. В общем, сейчас приходится несладко всем. 

Видимо только белорусские автодилеры на фоне бушующего мирового кризиса чувствуют себя вроде бы комфортно. На состоявшемся 6 ноября заседании пресс-салона «4 колеса» председатель правления автомобильной ассоциации «БАА» Сергей  Михневич заявил, что по итогам 10 месяцев текущего года рост белорусского рынка новых автомобилей составил порядка 40 %. Его словам вторит и начальник отдела методологии Государственного таможенного комитета РБ Александр Валиев: «В этом году ввоз новых машин будет в пределах 40-42 %». Значит ли это, что кризис  минул стороной нашу тихую гавань? Хотелось бы верить. Правда, по словам принимавшего участие в пресс-клубе руководителя крупной компании, специализирующейся на продаже подержанных автомобилей, Евгения Лахманова, на белорусском рынке происходит переориентация спроса на более дешевые машины. Можно с большой долей уверенности предположить, что такие же тенденции в целом характерны и для рынка новых автомобилей. Также следует учесть и тот факт, что большинство новых машин у нас приобретается в кредит, а ситуация здесь сейчас не совсем понятная. Не исключено, что банки и дальше продолжат поднимать процентные ставки по кредитам. При этом некоторые банки вообще приостановили программы автокредитования. Вполне резонно, что в сложившихся условиях многие покупатели займут выжидательную позицию или же обратят свой взор на более доступные подержанные автомобили. Тем более что этот рынок в ближайшее время будет развиваться предсказуемо. По крайней мере, приглашенные на заседание пресс-клуба представители ГТК Александр Валиев и Екатерина Таранова (главный инспектор отдела организации таможенного оформления и таможенных режимов Государственного таможенного комитета РБ) опровергли циркулирующие среди обывателей слухи о предстоящем повышении таможенных ставок на ввозимые автомобили. 

С другой стороны, белорусский рынок новых автомобилей вряд ли ожидает крах в первую очередь по причине его мизерных продаж. Например, в прошлом году объем продаж новых машин в нашей стране составил 17 678 единиц. В нынешнем  году этот показатель даже с учетом 40-процентного роста рынка едва ли превысит 25 тысяч единиц. По меркам Европы — капля в море. Для сравнения, только за сентябрь в сопоставимых с Беларусью по численности населения Австрии и Швеции было продано соответственно 22 509 и 22 777 новых автомобиля (данные Ассоциации европейских производителей автомобилей). Вот и получается, что для большинства белорусских автолюбителей, привыкших покупать  машины на «Малиновке» и «Ждановичах», рынок новых автомобилей не так уж и важен. Зато дилерам возможное снижение спроса грозит осложнить жизнь. Надо полагать, тогда-то и развернется настоящая борьба за покупателя со снижением цен, скидками и прочими подарками. Впрочем, по мнению специалистов едва ли стоит ожидать серьезных изменений на отечественном автомобильном рынке до конца нынешнего года. Многие дилеры пока что отрабатывают прежние контракты, к тому же для этого периода времени характерна сезонная активация спроса. Но вот какие сюрпризы готовит дилерам год наступающий — вопрос из разряда интересных.   

Денис АЛЕКСАНДРОВ

 

 

Добавить комментарий